Медитация: Пребывание в лучезарном
Бездумном ничто
Как было сказано ранее, достижение шаматхи с помощью памятования дыхания отмечено первым появлением дополнительного знака стихии воздуха. Но поскольку пять движущих сил устойчивости (беглое и тщательное выяснение, благополучие, блаженство и однонаправленное внимание) в сосредоточении доступа теряют силу, поддерживать внимание на этом очень тонком мысленном образе будет совсем не просто. Ум будет соскальзывать в бхавангу, или землю становления, — в состояние относительной бездумности сознания, лишенное любых мыслей, созидательного воображения и восприятий чувств. Буддагоса сравнивает это с малышом: его ставят на ноги, а он снова и снова падает102. Чтобы пройти далее сосредоточения доступа к самой первой дхьяне, советуют неуклонно сосредоточиваться на дополнительном знаке, пока не удастся удерживать на нем внимание круглые сутки. А если вам достаточно сосредоточения доступа, и вы хотите применить его к основной медитации випашьяны, или созерцательного прозрения, тогда высвободите дополнительный знак и покойтесь какое-то время в земле становления.
Зачастую созерцатели удовлетворяются сосредоточением доступа. Асанга советовал: как только вы обрели это состояние шаматхи, непрерывный поток внимания необходимо полностью развернуть внутрь, на ум. В этой медитации освободите сознание от любых знаков и мыслей и позвольте ему оставаться в состоянии покоя. Если вы достигли шаматхи, сосредоточиваясь на мысленном образе, теперь следует высвободить и этот образ, покоясь в состоянии сознания, где нет проявлений. В это время, изъяв себя из физических чувств и разобщившись с неуравновешенным мышлением и воображением, вы переживаете недвойственное осознавание самого сознания. Вот так относительную природу сознания можно воспринять напрямую, и все же она неуловима и неочевидна.
Достигнув шаматхи, вы сможете предаваться ей по желанию. Когда вы находитесь в этом состоянии, все внимание однонаправленно сосредоточено и изъято из физических чувств, неуравновешенного мышления и воображения — оно погружено в сознание подосновы. В этом состоянии перед умом не предстают никакие «знаки», а если в редких случаях из-за временного упущения памятования и возникают, они быстро исчезают сами собой, и ум покоится в лучезарном бездумном ничто сознания подосновы. Не возникает никаких проявлений вашего тела или чего угодно иного, и у вас появляется ощущение, что ум и пространство неделимы. Ум стал настолько тих и отчужден от неуравновешенного мышления, что вы чувствуете, что могли бы непрерывно медитировать месяцы или годы, не замечая, как летит время. Предавшийся этому состоянию ум неразрывно слит с ощущением внутреннего благополучия, при котором никакие неполезные мысли или любые неудобства просто не возникают. Дуджом Лингпа так описывает это состояние:
Все грубые и тонкие мысли наконец успокоятся в пустотном просторе сущностной природы ума. Вы станете тихими и безмолвными, в непоколебимом состоянии, переживая блаженство, подобное теплу огня, лучезарность, подобную утренней заре, и неумозрительность, подобную спокойной глади океана без волн103.
Пребывая в шаматхе, вы можете почти или совсем не замечать, как летит время, ибо чувству времени нужна память, приводимая в движение умозрительностью, а когда умозрительности нет, вы находитесь в состоянии сознания, которое ощущается вневременным. Тем не менее, прежде чем войти в созерцательное равновесие, вы можете задать себе знак, чтобы выйти из медитации через определенный отрезок времени, или можно подготовить ум к выходу из самадхи особым звуком или иными пробуждающими чувства средствами. Возвращаясь из медитации, где осознавание было изъято из всех переживаний чувств, вы ощутите, будто тело внезапно возникает из ниоткуда.
Размышление о медитации Сколько времени это займет?
Сколько времени потребуется, чтобы освоить шаматху, если созерцатель хорошо подготовлен, привержено и неуклонно медитирует в подходящем окружении с хорошими попутчиками и под присмотром искусного наставника? Как упоминалось во вступлении, в тибетской устной традиции говорится: если сошлись такие подходящие условия, созерцатель «выдающихся способностей» может достичь шаматхи за три месяца, со «средними способностями» — за полгода, и заурядный созерцатель «бледных способностей» — за девять месяцев. Это весьма правдоподобно для монахов и монахинь, которые начинают осваивать шаматху после многих лет учебы и воспитания нравственности. Но для современного мира это чересчур оптимистичный прогноз. Задумайтесь: чтобы овладеть
мастерством в сложном знании, обычно требуется пять тысяч часов обучения при норме пятидесяти часов еженедельно, пятьдесят недель в году. А чтобы достичь исключительного мастерства, может потребоваться и десять тысяч часов. Рассматривая шаматху в этом контексте, можно составить некое представление о глубине требуемых обязательств, чтобы освоить искусство сосредоточенного внимания.
Учитывая множество глубинных психологических, социальных и ситуативных различий между людьми индустриализованных наций и традиционных обществ вроде деревенского сельского Тибета, точно предсказать, сколько времени потребуется людям современного мира, чтобы освоить шаматху, невозможно. Однако есть некоторые вдохновляющие знаки того, что заметный успех все же посилен. Ближе к концу годичного затвора, проводимого Ген Ламримпой в 1988 году, один созерцатель сидел четыре занятия в день, каждое — по три часа. Другой сидел всего два занятия, каждое — более семи часов. Хотя ни тот, ни другой, по словам Ген Ламримпы, на тот момент не освоил шаматху, оба очень преуспели. Когда они после стольких часов возвращались из медитации, им казалось, что время остановилось, а их тела и умы были преисполнены блаженства и расслабления.
Три уровня обучения
«Три уровня обучения» — нравственный образ жизни, сосредоточение и мудрость (санскр. шила,, самадхи и праджня) — это глубинная система координат буддийского пути освобождения. Три грани первого уровня, нравственного образа жизни, таковы: правильная речь, правильное действие и правильная жизнь.
Главная цель на этом уровне — поддерживать воспитание сосредоточенного внимания, уравновешивающего ум и поэтому поднимающего его в более высокое, более спокойное, полное блаженства озаренное состояние сознания. Такое очищение невозможно без нравственного образа жизни, благодаря которому неуравновешенность ума ослабляется за счет воздержания от вредных мыслей, слов и дел. В итоге, воспитанный в нравственной дисциплине ум преисполняется уверенностью в себе, отсутствием сожалений, бесстрашием, внутренней чистотой и безмятежностью, и именно это готовит его ко второму уровню обучения — сосредоточению. Высокая степень сосредоточенности ума и его равновесие (путем воспитания шаматхи) необходимы для полного освоения третьего уровня обучения — мудрости.
Три грани второго уровня обучения, сосредоточения, таковы: правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение. В этом обучении правильное усилие и правильное памятование выполняют, по сути, поддерживающую роль: первое приводит ум в действие, а второе уравновешивает его. Вместе они позволяют обрести правильное сосредоточение, которое было определено Буддой в понятиях состояний созерцательной устойчивости, или дхьяны. Такие высоты равновесия ума (сосредоточения), как утверждал Будда, — обязательные условия для обретения истинного знания и вйдения всего таким, каково оно есть (мудрости)104. Этот взгляд присущ всей традиции Махаяны, по высказыванию Шантидевы: «Кто понимает, что благодаря шаматхе можно постичь випашьяну, что устраняет всю неуравновешенность ума, тот вначале осваивает шаматху»105. Цонкапа описал связь между шаматхой и випа- шьяной следующей метафорой:
Если, рассматривая гобелен в затемненной комнате, осветить его яркой, немеркнущей свечой, образы отчетливо видны. Если свеча тусклая, да пусть бы и яркая, но задуваема ветром, видимость будет плохой. Так и при выяснении любого явления, если поддерживать различающую проницательность сознательным вниманием, можно ясно наблюдать истинную природу постигаемого явления .
Основной довод в необходимости столь исключительного качества сосредоточения, или самадхи, в том, что, лишь обретя доступ к первой дхьяне, вы освобождаетесь от пяти затемнений. Пока нет этой свободы, по словам Будды: «Следует понимать себя обремененным, больным, скованным путами, порабощенным и затерянным в песках пустыни»107; и нельзя познать «ни свое благополучие, ни благополучие других, ни оба их вместе, как не постичь и превосходное знание и видение, подобающее благородным, превзошедшим человеческое состояние»108. Достигнув шаматхи, вы обретаете надежную опору умственной и физической податливости и слаженности, чтобы всецело развить созерцательное прозрение в окончательную природу ума и других явлений. Будда сравнивал шаматху с великим воином, который защищает мудрого советника випашьяну109. Поэкспериментировав с разными видами воздержания, он сделал глубинное открытие, что быстро привело его к просветлению. Позже он так описывал свое прозрение:
Я вспоминаю то время, когда мой отец из рода Шакья работал, а я сидел в прохладной тени миртового дерева, весьма отрешенный от желаний чувств, отчужденный от неполезного; с ощущением благополучия и блаженства, что рождаются в уединении, я предавался первой дхьяне, сопровождаемой
беглым и тщательным выяснением, и пребывал в ней. Я размышлял: «Может ли это быть путем к просветлению?» Вслед за этим воспоминанием пришло понимание, что это и был путь к просветлению110.
В беседах Будды, записанных на языке пали, различие между доступом к дхьяне и самим пребыванием в ней не проводится, но впервые появляется в толкованиях. Некоторые созерцатели традиции Тхеравада отмечали: чтобы довести до совершенства випашьяну, Достаточной опорой может служить кратковременное сосредоточение (санскр. кханика самадхи)ш. В 1960-е годы среди буддийских ученых Тхеравады произошло несколько обсуждений, где одни говорили, что для того, чтобы освободить ум, нужна первая дхьяна, другие допускали, что для полного освобождения ума с помощью медитации випашьяны достаточно кратковременного сосредоточения112.
Современный бирманский учитель медитации Па-Аюк Та- вья Саядав заключил с немалой вескостью, что доступ к первой дхьяне — необходимая и достаточная опора самадхи, чтобы совершенно воспитать созерцательное прозрение. Также он добавил, что очень и очень немногие в современном мире достигают даже первой дхьяны113. Такое понимание отражает также и распространенные взгляды традиции индийской Махаяны, а именно: сосредоточение доступа к первой дхьяне есть минимальный уровень самадхи, необходимый для полного раскрытия випашьяны. Этого взгляда повсеместно придерживаются в традиции тибетского буддизма и по сей день.
Вопрос о степени сосредоточения, необходимой необратимому освобождению ума от неуравновешенных склонностей, — экспериментальный, а, возможно, и научный. Обе традиции — и Тхеравада, и Махаяна — утверждают, что ум необратимо
освобождается от неуравновешенности, только если объединены шаматха и випашьяна. Вероятно, теперь ученые-когнитиви- сты могут эмпирически исследовать эти заявления, выяснив, какие медитации приводят к такому радикальному.очищению. Такой подход по-настоящему соответствует духу эмпиризма и прагматизма, что одухотворял буддийскую традицию с самого ее начала.
|
Современная наука и скрытые
Возможности шаматхи
Б |
уддийское «древо познания» растет из плодородной почвы нравственности, его корневая система — в уравновешенности ума, обретаемой воспитанием сосредоточенного внимания, а его ствол — мудрость, достигаемая созерцательным прозрением. Этот подход принципиально отличается от современного научного, не имеющего системы ценностей и движимого эмпирическими данными, собранными с помощью технических инструментов и проанализированными математическим рассуждением. Физическая наука, включая физику, химию и биологию, обеспечивает нас знанием о внешнем мире и тем самым приносит человечеству пользу в виде большего физического здоровья и удовольствий, задей- ствуя с помощью технологий невероятный потенциал материи и энергии. С другой стороны, буддийская наука созерцания предлагает глубинное прозрение в природу сознания и тем приносит пользу приверженным ей в виде большего умственного здоровья и истинного счастья, в то же время раскрывая созидательные возможности сознания.
У обоих подходов есть и сильные, и слабые стороны, но их можно считать скорее взаимодополняющими, чем несовместимыми. Отдельно отметим: науки о процессах мышления ушли далеко вперед — с применением точных сторонних наблюдений за связью между поведением и нервными откликами, с одной стороны, и состоянием и деятельностью ума — с другой, а буддийская наука созерцания преуспела в непосредственном личном наблюдении явлений ума. Нравственностью, шамат- хой и випашьяной буддийский подход обеспечивает строгими средствами в выяснении и исследовании происхождения, природы и скрытых возможностей сознания, а это почти целиком недоступно научному исследованию.
С отточенностью внимания шаматхи можно получить множество необычайных восприятий и иных сверхобычных способностей. Хотя буддийские созерцатели и предостерегают, что погоня за сверхобычными способностями может легко увести в сторону от главной задачи очищения ума; эти способности могут оказать хорошую услугу остальным, если применять их мудро и бескорыстно. По этому поводу Атиша замечал:
Как неоперившийся птенец
Не способен парить в небе,
Так и обделенные необычайным восприятием
Не принесут пользы живущим.
Заслуги, собранные за день тем, В ком есть такое восприятие, И за сотню жизней не собрать Тому, кто им не обладает.
В том, кто нс достиг шаматхи, Такое восприятие не возникает. Посему будьте неустанны, Осваивая шаматху114.
I Панчен-лама так описывает, насколько важна шаматха, чтобы раскрылись эти способности:
Благодаря этой медитации природа созерцательного равновесия становится прозрачной и ясной, ничем не замутненной. И поскольку она не определяется как что бы то ни было, обладающее образом, она обширна, словно бы пространство. Более того, какие бы дурные или праведные предметы ни возникли пред пятью чувствами, она ясно, лучезарно принимает любое проявление, подобно отражениям в чистом зеркале. В вас возникнет ощущение, что ее ни с чем не спутать. Каким бы устойчивым ни было это самадхи, если оно не пропитано радостью физической и умственной податливости, оно — лишь однонаправленное внимание мира желания, а самадхи, пропитанное ими, как сказано, и есть шаматха, и это источник многих качеств — необычайного восприятия и сверхобычных способностей115.
Обычно буддийские источники перечисляют пять мирских видов необычайного восприятия:
1. вйдение отдаленного, или ясновидение;
2. яснослышание;
3. чтение ума других;
4. сверхобычные способности, в том числе способность мысленно управлять четырьмя стихиями — землей,
водой, огнем и воздухом. Примеры содержат движение сквозь плотные предметы, хождение по воде, власть ума над огнем, полеты, а также умножение и преображение физических предметов по своему усмотрению силой мысли;
5. память прошлых жизней.
Буддийские утверждения о возможности покорить невероятные высоты сознательно поддерживаемого внимания ставят под сомнение пределы современного научного понимания ума. И если уж приводимые выше сверхобычные способности выглядят для нас, привычных к материалистической предубежденности, сущей магией, то неплохо бы не упускать из виду, что продукты современных технологий выглядят магией для людей традиционных обществ, где наукам не обучали. Ни один разумно мыслящий буддист не попросит ученых принять на веру ни одно их своих заявлений — сам Будда не поощрял своих учеников принимать его слова лишь из уважения к нему, — но не менее ортодоксально и отмахиваться от них лишь потому, что они разрушают чью-либо веру в научный материализм.
Вот как Далай-лама высказывался по этому поводу: «Общее основное положение буддизма — не придерживаться воззрения, не соответствующего логике. Это запрещено. Но тем более не следует отстаивать точку зрения, которая противоречит непосредственному переживанию»11-.
Одинаково ошибочно походя отвергать то, что пока не имеет убедительных опытных доказательств. Возможно, подобные доказательства временно недоступны лишь из-за того, что пока не разработан подходящий для получения таких доказательств инструмент. И в научных, и в буддийских изысканиях совершенно необходима открытость ума, а еще важнее тщательное
изучение данных, ставящих под сомнение наши глубоко укоренившиеся предположения. Вот как комментирует это физик Ричард Фейнман:
Один из способов остановить науку — проводить эксперименты лишь в той области, законы которой известны. Но экспериментаторы проводят тщательнейшие исследования с величайшими усилиями именно там, где вероятнее всего мы можем доказать, что теории наши ошибочны. Иными словами, мы стараемся как можно скорее доказать свою неправоту, ибо только так можно двигаться вперед117.
Осмысленная жизнь
Развитие исключительного умственного здоровья и равновесия, без всяких затемнений, имеет насущное значение для осмысленной жизни, что гораздо важнее, чем обрести сверхобычные способности. Чтобы жизнь наполнилась смыслом, важны три составляющие: поиск истинного счастья, истины и добродетели.
Поиск истинного счастья. Когда мыслители вроде Блаженного Августина, Уильяма Джеймза или Далай-ламы говорят, что поиск истинного счастья наполняет жизнь смыслом, вероятно, они подразумевают нечто большее, чем просто погоню за удовольствием. Они имеют в виду нечто более глубокое, некое равновесие и устойчивость ума, что позволяет преодолевать жизненные невзгоды. Истинное счастье — отличительная особенность человеческого процветания, — признак уравновешенного здравого ума,
как физическое благополучие — признак здорового тела. Мы постепенно слишком привыкли к мысли, что страдание присуще жизни, это попросту в природе людей — разочаровываться, унывать, тревожиться и горевать. Иногда печаль и может быть осмысленной — скажем, когда мы теряем близкого человека или видим страдания людей, переживших стихийное бедствие. Страх тоже может сослужить хорошую службу — благодаря ему мы откликаемся на опасность. Но во многих случаях умственного страдания слишком много, а это не приводит ни к чему хорошему. Это просто симптом неуравновешенного ума.
Можно страдать из-за последствий желаний, вредящих нашему собственному благополучию и благополучию прочих, — как, скажем, в случае с навязчивыми пристрастиями. Изнурительна неспособность сосредоточивать внимание по своей воле, когда ум отвлекается на то и се, или просто заторможен. Всех мастей трудности непременно возникают, если мы ошибаемся в восприятии действительности, либо совсем не воспринимая того, что явлено со всей очевидностью, либо путая действительность со своими представлениями и мечтами. Бывает, что мы без необходимости маемся от несдержанности чувств, мечась между избыточной надеждой и страхом, восторгом и подавленностью. Общий показатель всех видов неуравновешенности ума — страдание. Так же, как мы ощущаем боль в теле, когда оно поранено или хворо, наш ум недомогает, если он затемнен или неуравновешен.
Осмысленная жизнь устремлена к истинному счастью, причина которого — уравновешенный ум. Чем здоровее ум, тем сильнее чувство внутреннего благополучия. И ключ к достижению исключительной здравости ума — в воспитании
сосредоточенного внимания. Шантидева подчеркивал, насколько важно воспитывать шаматху, предупреждая:
Те, чьи умы распущены, блуждают,
В клыках терзающих, увы, застряли118.
Неуравновешенный ум подобен повреждению психологической иммунной системы, и оттого легко подвержен любым затемнениям.
Поиск истины
Хотя знание и многосторонне, основное место в осмысленной жизни занимают именно те знание и понимание, которые приносят истинное счастье. Согласно Блаженному Августину, стоит найти ответ лишь на один вопрос: «Как стать счастливым?»119 Это счастье он называет «радостью, дарованной истиной». По его мнению, только истина, дающая такое счастье, — божественна. В молитве Св. Августина «Да познаю я себя, дабы познать Тебя» слышится отзвук сократовской жалобы: «Я все еще не способен, как повелевает дельфийское предписание, познать себя, и нелепо устремлять свой взор на что-либо иное, покуда я не изведал этого»120.
Есть множество истин, ожидающих раскрытия, многое знание, что предстоит обрести, но может ли быть что-либо важнее и насущнее в поисках истинного счастья, чем прозрение в свою же природу и в отношения с окружающим миром? Суть таких поисков — изучение ума. Поведенческие и нейробиологиче- ские исследования могут многое косвенно сказать об особенностях умственной деятельности, но для изучения ума, как заявил
Уильям Джеймз, самонаблюдение — первое, на что следует полагаться во всем и всегда121. Этого взгляда придерживались и созерцатели всего мира, а для внутреннего самонаблюдения за глубинами человеческого ума необходимо сосредоточенное внимание.
Поиски добра
Аристотель приравнивал настоящее счастье к «человеческому благу», замечая, что оно «понимается как возделывание духа согласно добродетели, и, если добродетелей больше одной, истинное счастье следует понимать в соответствии с лучшей и наиболее полной из них»122. От каждого из нас зависит — со всеми нашими системами верований и ценностями — что именно считать человеческими достоинствами, и какое из них — наиболее ценно и полно. Осмысленная жизнь — та, что воспитывает достоинства, ценимые среди людей. Достойная жизнь естественно будет посвящена тому, чтобы преодолеть свойственные уму черты и поведенческие склонности, идущие вразрез с такой добродетелью; а, чтобы воспитать добродетель и устранить пороки, жизненно важно умение сосредоточивать ум.
Уравновешенный ум необходим во всех трех составляющих осмысленной жизни — ив поиске истинного счастья, и истины, и добродетели. Идя по пути шаматхи, применяя чрезвычайно сосредоточенное внимание к природе самого сознания, вы, вероятно, обнаружите глубинную взаимосвязь между тремя этими направлениями поиска. Есть такие грани истинного счастья, какие можно уловить лишь самораскрытием, есть истины, что познаются лишь в переживании добродетельной жизни, и есть добродетели, которые могут возникнуть, если обретено прямое
прозрение в природу действительности. В мире, где поиски счастья, истины и добродетели не связаны, а порой и противоречат друг от другу, этот целостный путь поможет объединить древнее и современное наследие мудрости Востока и Запада.
Приложение 1 ОБОБЩЕНИЕ ДЕВЯТИ СТАДИЙ
Обобщение девяти стадий
памятование дыхания (анапанасати)
Избранное из «Стадий слушателей» («Шравакабхуми»), АрьяАсанга, Vвек Перевод с тибетского и санскрита на английский Б. Алена Уоллеса
[223]1 Что есть памятование дыхания? [224] Памятование предмета вдоха и выдоха зовется памятованием. Тогда что же есть два вдоха? Это вдох и промежуточный вдох. А что есть два выдоха? Это выдох и промежуточный выдох. Итак, вдох — это жизненная энергия, втягиваемая внутрь до пупка на вдохе. Промежуточный вдох случается, когда вдох прекратился, а выдох еще не настал. Жизненная энергия также ненадолго втягивается во время расслабления, и это зовется промежуточным вдохом. Выдох и промежуточный выдох следует понимать в том же духе. Вот отличие: направленная вовне жизненная энергия движется наружу от области пупка до верхней губы и кончика носа — оттуда вовне.
Каковы причины вдоха и выдоха? Их две: приводящая в движение карма [225] и пространство в области пупка, а более широко — пространство тела. Каковы основы вдоха и выдоха? Их две: тело и ум. Отчего же так? Вдох и выдох зависят от тела и ума. А последние — соответствуют обстоятельствам.
Вопрос: Могут ли они зависеть только от тела?
Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен состоянием созерцательного равновесия без различения — равновесием прекращения, и с теми, кто рожден среди богов — смертных, лишенных различения.
Вопрос: Могут ли они зависеть только от ума?
Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен созерцательным равновесием отсутствия образа, и с теми, кто рожден в мире отсутствия образа.
Вопрос: Могут ли они зависеть и от тела, и от ума?
Ответ: Так бывает не всегда. Будь оно так, это бы случалось с теми, кто поглощен самадхи четвертой дхьяны, с теми, кто рожден в четвертой дхьяне, и с теми, кто находится в овальной, продолговатой и круглой стадиях развития зародыша2. Но в данных случаях этого не происходит. Следовательно, вдохи и выдохи зависят от тела и ума, [226] и соответствуют обстоятельствам.
Каковы движения вдоха и выдоха? Их два: движение вдоха вниз и движение выдоха вверх.
В каких областях находятся вдох и выдох? Их две: грубое пространство и более тонкие пространства. Грубое пространство простирается от области пупка вверх до рта или носа, или ото рта и носа до области пупка. Каковы тонкие пространства? Это поры всего тела.
Каков четырехуровневый перечень названий вдохов и выдохов? Он таков: (1) жизненная энергия, (2) вдохи и выдохи,
(3) вдыхания и выдыхания и (4) образования тела. Слова «жизненная энергия» подразумевают и все остальные жизненные энергии, и это обозначение общее для всех (трех в перечне), а три другие — самобытны.
Каковы два изъяна усилий при вдохе и выдохе? Недостаточная вовлеченность и [227] чрезмерная вовлеченность. Из-за недостаточной вовлеченности ленивый ум покрывается пеленой тусклости и сонливости или же отвлекается на внешнее. Чрезмерная вовлеченность вредит и телу, и уму. Как наносится вред телу? Вдох и выдох совершены силою и с трудом отпущены, и из- за этого тело заполняется неуравновешенными жизненными энергиями. А поскольку они изначально охватывают основные и второстепенные области тела, они зовутся «заполняющими». Более того, когда заполняющие жизненные энергии набираются в избытке, говорится, что они плодят недуги и творят физические расстройства в основных и второстепенных областях тела. Это и зовется нанесением вреда телу.
Как причиняется вред уму? При чрезмерных усилиях ум перегружается и оттого отвлекается, становясь подавленным или возбужденным. Так причиняется вред уму.
В понятиях памятования дыхания следует знать следующие пять видов воспитания: (I) исчерпывающее воспитание с помощью счета, (II) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в совокупности, (III) исчерпывающее воспитание с помощью [228] погружения в зависимое происхождение, (IV) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в обитель, и (V) исчерпывающее воспитание с помощью шестнадцати граней.