Как «проснуться» в течение дня

Чтобы освоиться с осознанным сновидением днем, можно делать следующее: (1) производить «проверки состояния», (2) проверять состояние на знаки сновидения, (3) предвкушать ночное осознанное сновидение.

Проверки состояния

Проверка состояния нужна, чтобы определить, бодрствуете вы прямо сейчас или спите. В бодрствовании переживаемый фи­зический мир не целиком зависит от личного ума. К примеру, когда вы читаете страницы этой книги, хотя видимые обра­зы, которые вы наблюдаете, и созданы вашим мозгом, бумагу и типографскую краску, состоящие из химических веществ, наличие которых не зависит от вашего восприятия, произве­ли другие люди. Если вы на миг отвернетесь от книги, бумага и чернила никуда не денутся, хотя зримого проявления их вам и не будет. Учитывая состояние независимости книги отно­сительно ее восприятия вами, всякий раз, когда вы смотрите на строчки текста на этой странице, вы видите одни и те же сло­ва. А вот если бы вы прямо сейчас видели сон, то книга, которую вы сейчас читаете, не имела бы собственного бытия, отдель­ного от ее восприятия вами. Она была бы сущим творением вашего же ума; так что, закройте вы на миг глаза или отверни­тесь в сторону, этой увиденной во сне книги просто не будет. Нет ее вне поля вашего зрения — нет и в уме: она прекратит свое существование. Поскольку во сне нет никакой постоянно существующей внешней книги, вернув взгляд на книгу во сне, вы заметите, что слова изменятся на 75%, если перечитаете ее единожды, и на 95% — если дважды.

Попробуйте прямо сейчас. Отверните голову на несколько секунд, а затем снова посмотрите на эту страницу. Если слова изменились (конечно, чтобы это заметить, нужно запомнить, что именно было написано), тогда вы почти наверняка видите сон. Если они остались теми же самыми, вероятно, вы бодр­ствуете. Если проделать это дважды или даже трижды, и слова останутся теми же самыми, тогда можно с большой вероятно­стью заключить, что вы не спите. Но если они хотя бы раз из­менились, вероятно, вы не ошибетесь, заключив, что это сон.

Это упражнение может показаться дурацким, поскольку вы и раньше были вполне уверены, что не спите. Но часто мы так же уверены, когда видим сон. Переживаемое нами в окружа­ющем мире мы принимаем за объективно достоверное, суще­ствующее независимо от нашего осознавания, и откликаемся на события, будто бы не спим. Но, проводя время от времени проверки состояния, можно определить, бодрствуем мы или спим. Когда этот настрой освоен, привычка переходит и в со­стояние сна, и, если применить ее, внезапно можно обнаружить, что это сон. С этого начинаются осознанные сновидения.

В шаматхе развивается память настоящего — как и в слу­чае с памятованием о том, чтобы сосредоточивать внимание на выбранном предмете в неиссякаемом потоке сего мгнове­ния. Вы также помните наперед, что следует в будущем опознать

неуравновешенность внимания и исправить его, если возник­нет вялость или возбуждение. Осознанное сновидение днев­ного времени содержит похожую память наперед — чтобы проводить проверки состояния в течение дня. Если в какой- то момент вы сталкиваетесь с чем-то странным, остановитесь и спросите себя: «Насколько это странно?» Во снах могут случаться разные сверхъестественные явления — скажем, вне­запные перемещения нас самих с места на место или иные непо­следовательности вроде изменившихся слов в книге или иных странных явлений или обстоятельств. Но, не придерживаясь «критически осмысляющего настроя» по отношению к ним, мы пропускаем их, не догадываясь, что это сон. Все время при­меняйте такой критический настрой — ставьте под сомнение природу любого текущего переживания, и эта привычка про­никнет в сон и поспособствует осознаванию.

Знаки сновидения

Знаки сновидения — чрезвычайные события, которые часто случаются во снах, и если их замечать, могут подсказать вам, что вы видите сон. В этом способе медитации вы следите за по­явлением в своих переживаниях знаков сновидения, которые бывают трех видов.

Личные знаки сновидения состоят из действий, событий, лю­дей, предметов и состояний ума, часто переживаемых во снах. Чтобы распознать и наблюдать эти знаки сновидения, стоит уделять пристальное внимание снам и вести дневник снови­дений, отмечая повторяющиеся обстоятельства. Помните их, и когда бы ни переживали их, остановитесь на мгновенье и про­ведите проверку состояния, чтобы убедиться, спите вы или бодрствуете.




Сильные знаки сновидения состоят из событий, которые, как вам кажется, могут случиться только во снах. К примеру, если вы читаете книгу, а она превращается в кальмара, это сильный знак сновидения; если вы опознаете его таковым, значит, у вас — осознанный сон. Во снах часто возникает изобилие и иных не­обычайных событий, но не применив критически осмысляю­щего настроя к этим сильным знакам сновидения, вы будете воспринимать все переживания как объективно достоверные.

Слабые знаки сновидения — крайне маловероятные со­бытия, но, по вашему мнению, не совсем невозможные. Если вы наблюдаете, как по лужайке перед вашим домом плетется слон, это пример слабого знака сновидения, если вы не живете в джунглях Шри-Ланки или в охотничьих заповедниках Ке­нии. Если вы переживаете нечто слегка выходящее за рамки обычного, проведите проверку состояния. Если в поле зрения есть что-нибудь, что можно прочитать, проведите описанную выше проверку состояния. Если ничего подобного нет, можно просто присмотреться к окружающей обстановке и заметить, устойчива ли она в той же мере, как в обычных переживаниях бодрствования. Высматривайте необъяснимые отклонения, которые могут намекать на то, что вы спите.

Предвкушение

В течение дня помните, что ночью уснете и будете видеть сны, и постоянно будите решимость: «Сегодня ночью, когда усну, я распознаю состояние сна». Устойчивость и яркость вни­мания, воспитанные шаматхой, вместе с упражнениями по памятованию наперед, сослужат хорошую службу и придадут ясности всем вашим переживаниям — ив бодрствовании, и во сне.

ПОЛНОСТЬЮ УСПОКОЕННОЕ ВНИМАНИЕ

П

реодолев трудности первых шести стадий воспитания внимания, вы добираетесь до седьмой — полностью успокоенного внимания. Асанга лаконично описывает эту стадию развития так: «Привязанность, меланхолия и тому подобное успокаиваются, не успев возникнуть»64. Такие пере­живания могут иногда возникать, но их сила разрушать равно­весие ума утрачена. Непроизвольные мысли текут в уме, словно неспешная река по долине, но, когда ум все глубже успокаива­ется в своем естественном состоянии, им не за что зацепиться. А если нет цепляния, вы не привязаны к ним, и у них нет силы влиять на вас.

Седьмую стадию можно освоить силой воодушевления: теперь сама медитация наполняет вас радостью. Именно это и побуждает вас медитировать и быть готовым встретиться с еще более утонченными препятствиями. Когда преодолена умеренная вялость, легкая вялость все же остается: предмет памятования возникает ярко, но внимание слегка расшата­но. Никто, кроме зрелых созерцателей, не способен заметить такую легкую вялость. Она выявляется лишь по отношению

к исключительно высокой яркости, а на нее способен лишь хо­рошо обученный ум. Также иногда возникает и легкое возбуж­дение. Как уже предлагалось, когда нападает вялость, взбодрите внимание, а когда одолевает возбуждение, слегка раскрепости­тесь. На седьмой стадии эта легкая неуравновешенность вни­мания быстро опознается благодаря тонко отточенной способ­ности самонаблюдения, и ее легко устранить. Тибетское слово гом, обычно переводимое как «медитация», имеет подтекст освоенности, — именно это качество переживания вы обре­таете на стадии полностью успокоенного внимания. Теперь вы искушены в уравновешивании и облагораживании своего внимания, и оставшееся путешествие в постижении шаматхи — тропинка под горку.

На седьмой стадии полностью успокоенного внимания ум настолько очищен, что занятия медитацией длятся по крайней мере два часа, и лишь с легчайшими заминками из-за вялости и возбуждения. В обоих представленных способах шаматхи — памятовании дыхания w у становлении ума в его естественном состоянии — от вас требуется все меньше и меньше. Уделяя вни­мание дыханию, вы делаете немногое, но все же по-прежнему высвобождаете непроизвольные мысли, когда они возникают. Здесь предпочтение отдается безмолвному уму, без умозрений, в противовес постоянно возникающим умозрительным рас­суждениям и образам. В установлении ума в его естественном состоянии даже и этого не следует делать. Теперь нет предпочте­нья и отсутствию мыслей. Вместо того, чтобы сознательно по­зволять им уйти — исчезнуть из пространства ума, — вы остав­ляете их в покое, умышленно никак на них не влияя. Вы про­сто поддерживаете постоянное памятование пространства ума и всей деятельности, что в нем возникает.

Медитация:

Наши рекомендации