Установление ума в его естественном состоянии
Просто послушав наставления своего духовного учителя и поняв, как объяснить их другим, вы не освободите поток своего ума, а потому следует медитировать. Если потратите и целую жизнь, занимаясь чем-то наподобие медитации — медитируя заторможенно, загромождая ум грезами
и постоянно прерывая занятия из-за своей неспособности справляться с рассеянностью ума, — никакого ценного переживания и постижения не возникнет. Поэтому важно в каждом занятии созерцать согласно устным наставлениям своего духовного учителя.
Уединитесь, сядьте, приосанившись, на удобной подушке. Мягко поддерживайте дыхание «сосуда», пока жизненные энергии не сольются естественно. Опустошите взгляд. Внутренне расслабившись телом и умом, не позволяя непрерывному потоку сознания утекать из состояния прозрачности и яркости, поддерживайте его естественным и лучезарным. Не загромождайте ум обилием оценивающих суждений, не смотрите на медитацию близоруко, избегайте сильных страхов и надежд, что медитация обернется так, а не иначе. Поначалу медитируйте по многу раз на дню, хорошо сосредоточиваясь в каждом занятии, и пусть они будут недолгими. Когда бы ни медитировали, держитесь изречения: «Не отвлекаться и не цепляться», и воплощайте его в жизнь.
Когда постепенно освоитесь с созерцанием, удлините занятия. Если одолевает заторможенность, взбодрите осоз- навание. Если рассеянность и возбуждение избыточны — раскрепоститесь. Определите на собственном опыте допустимую степень умственного возбуждения, а также самые здоровые для вас лично диету и поведение.
Избегайте избыточной, сковывающей зажатости ума, потери прозрачности из-за вялости и чрезмерного расслабления, приводящего к непроизвольным речевым проявлениям и движению глаз. Неполезно болтать о необычайном восприятии и разных грезах или говорить: «Я видел божество. Я видел призрак. Я знаю то, я постиг сё», и так далее. Наличие или же отсутствие удовольствий
или неудовольствий, к примеру, ощущений движения, всякому свои, ибо велики различия в склонностях и способностях разных людей.
Из-за установления ума в его естественном состоянии могут возникнуть чувства физического и умственного благополучия, ощущение прозрачности сознания, могут проявиться пустотные образы и возникнет неумозрительное ощущение, будто уму ничто не может навредить, прекратились в нем мысли или нет. Какие бы мысленные образы ни возникали, мирные или гневные, тонкие или грубые, надолго или накоротко, сильные или слабые, хорошие или дурные, наблюдайте их природу и избегайте любых навязчивых суждений, то они или другое. Позвольте медитации быть сознательной в сути, в ее естественном состоянии — прозрачной и яркой. Служа наставником себе самому, если сможете довести глубинные тонкости до совершенства, словно продевая нитку в иголку, сумятица в потоке ума успокоится, вы перестанете потворствовать ей, и ум всегда будет невозмутимым и бесстрастным. Это глубинная почва, из которой произрастают все состояния созерцательного сосредоточения стадий зарождения и завершения.
Это все равно что возделывать почву на поле. И потому с самого начала избегайте громких и бессмысленных заявлений. Самое главное — это медитировать, утончая и облагораживая ум, закладывая основание для созерцания54.
Размышление о медитации
Предмет памятования в медитации установления ума в его естественном состоянии — более не ощущения дыхания в области ноздрей, а пространство ума и любые события, в нем возникающие. Предмет самонаблюдения, как и в предыдущем способе памятования дыхания, — качество внимания, с каким вы наблюдаете ум.
Поначалу медитируйте по многу раз на дню, хорошо сосредоточиваясь в каждом занятии, и пусть они будут недолгими. Когда бы ни медитировали, держитесь изречения: «Не отвлекаться и не цепляться», и воплощайте его в жизнь.
Поскольку вы беретесь за эту медитацию, я бы предложил вам запомнить эти ключевые наставления: устанавливайте ум, не отвлекаясь и цепляясь. Медитировать «не отвлекаясь» означает не позволять уму уноситься за мыслями и впечатлениями чувств. Будьте здесь и сейчас, и когда возникают мысли, связанные с прошлым или будущим, или соображения о настоящем, не поддавайтесь им. Поскольку вы вступили на тропу шаматхи, не будьте автостопщиком, что садится в любой автомобиль мыслей и образов, несущихся у вас в уме. Но будьте словно «пустельга, застывшая на ветру, и слегка покачивающая перьями крыльев и хвоста, улавливая перемены в потоке воздуха».
Даже когда ваше внимание закрепилось в настоящем, вы все же, возможно, продолжите цепляться за проявления ума. Когда бы вы ни предпочли один предмет другому, ни пытались бы управлять содержимым ума или ни отождествлялись с чем бы то ни было — возникает цепляние. В этом-то и трудность: быть внимательными ко всему, что всплывает в уме, но ни за что не цепляться. Пусть в этой медитации ваш ум будет подобен небу. Что бы ни проносилось в нем, небо не отзывается. Оно не останавливает ничего, что в нем перемещается, не удерживает ничего, что в нем есть, и ничем не управляет. Небо не предпочитает радугу облакам, бабочек реактивным самолетам. Чтобы ни появилось в поле осознавания, просто допустите это, не цепляясь и не отвлекаясь.
Когда вы устанавливаете ум в его естественном состоянии, иногда отвлекаясь или цепляясь, вы будете ощущать, каково это — выпасть из состояния исконного осознавания (тиб.рик- па) в ум двойственного цепляния. И это не случилось в буддистском Райском саду в стародавние времена. Это происходит всякий раз, когда двойственный ум приходит в движение, а истинная природа ускользает из виду. Исконное осознавание есть всегда. Но оно затемнено, когда нас увлекают предметы, захватывающие наше внимание, и на которые мы откликаемся влечением или отторжением.
Когда постепенно освоитесь с созерцанием, удлините занятия. Если одолевает заторможенность, взбодрите осознавание. Если рассеянность и возбуждение избыточны — раскрепоститесь.
Это глубинное наставление о том, как противостоять вялости и возбуждению, применяя способность к самонаблюдению, едва вы заметили в уме такую неуравновешенность. Если есть естественное желание сковывать ум, когда он возбуждается, преодолейте эту потребность и раскрепоститесь. Позвольте устойчивости внимания естественно возникнуть из удобства ума, а не из его напряженности. Но следите за тем, чтобы ум и не слишком сникал, иначе вас одолеет заторможенность. В этом- то и трудность, о которой шла речь ранее, — и отличительная особенность перехода от четвертой стадии внимания к пятой. Хорошо отточенным самонаблюдением быстро определите нарушения равновесия и примите необходимые меры его восстановления.
Просто послушав наставления своего духовного учителя и поняв, как объяснить их другим, вы не освободите поток своего ума, а потому следует медитировать. Если потратите и целую жизнь, занимаясь чем-то наподобие медитации — медитируя заторможенно, загромождая ум грезами и постоянно прерывая занятия из-за своей неспособности справляться с рассеянностью ума, — никакого ценного переживания и постижения не возникнет. Поэтому важно в каждом занятии созерцать согласно устным наставлениям своего духовного учителя.
Хотя многое можно выучить по книгам о медитации, и этого будет достаточно, чтобы начать, в углубленной длительной медитации без сведущего образованного учителя не обойтись. Это верно и для профессионального обучения наукам познания — ни в психологии, ни в нейробиологии нет экс- пертов-самоучек, да и в других областях такого не встретишь. Можно потратить кучу времени в безграмотной медитации, не исключена и вероятность навредить уму, и поэтому важно найти сведущих наставников и внимательно прислушиваться к их советам. На вопрос, обязательно ли быть с учителем, чтобы просветлеть, Далай-лама отвечал: «Нет, но это сбережет вам много времени!»
Уединитесь, сядьте, приосанившись, на удобной подушке.
Сидеть приосанившись, скрестив ноги, — самая подходящая поза для медитации, и многие пособия по созерцанию предлагают подробные объяснения ее особенностей55. Но Лераб Лингпа также замечает, что во время медитации вам должно быть удобно. И потому, если сидеть со скрещенными ногами долгое время вам невмоготу, пробуйте сидеть на стуле или занять позу лежа на спине. Дуджом Лингпа говорит56:
Расслабьте тело без движенья, Как труп на землях погребенья; Пусть смолкнут звуки вашей речи, — Словно без струн, притихла лютня.
Ум успокойте, не меняя, В осознавании исконном Извечно чистого сознания, — Пространству вечному подобно.
Коль так подолгу остаетесь, Отступят разом все недуги, Что возникают от расстройства Стихий и разных обстоятельств; И ваши тело, речь и ум Замрут в естественном покое.
Лераб Лингпа продолжает:
Мягко поддерживайте дыхание сосуда, пока жизненные энергии не сольются естественно.
«Дыхание сосуда» — это тонизирующая и уравновешивающая медитация дыхания. Осваивая «мягкое дыхание сосуда», на вдохе позвольте ощущениям дыхания течь вниз ко дну брюшной полости, словно наливаете воду в вазу. Затем на выдохе, не давая брюшной полости целиком втягиваться, поддерживайте ее слегка округлой, а живот мягким. Так у вас всегда
сохраняется подобие брюшка, что расширяется на вдохе и слегка втягивается на выдохе, все же сохраняя наполненность. Цель «дыхания сосуда» — объединить жизненные энергии, или- праны, в срединном сосуде и позволить им осесть в этой области. Это можно уловить лишь в ощущениях собственного тела и движения энергий в нем. Когда вы устанавливаете ум в его естественном состоянии, открывая брюшную полость таким дыханием, праны начинают естественно стекаться в срединный сосуд, проходящий вертикально через все тело до макушки. Большинство объяснений шаматхи не ссылаются на дыхание сосуда, и потому оно не обязательно. Но многие находят его полезным, чтобы уравновесить ум и настроить тонкие энергии тела.
Опустошите взгляд.
В этой медитации важно не закрывать глаза, отрешенно успокоив взгляд в пространстве перед собой. Если вы прежде не медитировали с открытыми глазами, это может показаться неудобным, но я бы советовал привыкнуть к этому. Моргайте сколько угодно и не напрягайте глаза. Пусть они расслабятся, словно вы грезите наяву с открытыми глазами. Когда глаза открыты, и вы сосредоточиваетесь на деятельности ума, искусственные барьеры между «внутренним» и «внешним» начинают растворяться. Особенно в нашем материалистском обществе мы привыкли к представлению, что мысли и вся деятельность ума находятся внутри головы. Но научно это до сих пор не доказано. В этом отношении известно лишь, что деятельность ума соотносится с работой нервной системы, а это не обязательно подразумевает их расположение в одном и том же месте.
Да и без материалистского предположения, что ум — лишь функция головного мозга, мы естественно ощущаем, будто смотрим на мир через глаза. Но это ощущение независимого воспринимающего, или «себя», внутри головы — заблуждение. Нет научного подтверждения такому представлению, и, если применить тщательное созерцательное исследование, этот независимый мыслитель и наблюдатель внутри головы не обнаруживается. В этом способе медитации, если не закрывать глаз, но уделять внимание уму, умозрительно привнесенное разделение на внешнее и внутреннее начинает размываться. Вы начинаете сознавать, что мысли не возникают ни внутри, в голове, ни снаружи, в пространстве. Эта медитация бросает вызов существованию абсолютного предметного пространства физических чувств, полностью отдельных от пространства ума того, кто их воспринимает. Так вы встаете на путь постижения смысла недвойственности.
Внутренне расслабившись телом и умом, не позволяя непрерывному потоку сознания утекать из состояния прозрачности и яркости, поддерживайте его естественным и лучезарным.
На пути шаматхи, хотя и важно обогащать как устойчивость, так и яркость внимания, нельзя это делать за счет расслабления. Позвольте устойчивости внимания углубляться с опорой на телесное и умственное удобство и наблюдайте естественную яркость осознавания из крепнущей неподвижности. Эти свето- зарность и яркая живость сознания поддерживают осознавание в естественной прозрачности. Пространство ума ясно, словно гладь озера с прозрачной, ярко освещенной водой. Ясность, прозрачность и свечение — это качества самого осознавания, а не того, что привнесено в него медитацией. Таким образом, этот способ медитации — обнаружение, а не развитие внутреннего покоя и яркости осознавания.
Не загромождайте ум обилием оценивающих суждений, не смотрите на медитацию близоруко, избегайте сильных страхов и надежд, что медитация обернется так, а не иначе.
Один из наиболее полезных советов, данных мне моим духовным наставником Гьятрулом Ринпочё, касается надежд и желаний. Учитель сказал мне, что я медитирую со слишком сильным стремлением. «Но, — возражал я, — мне много раз говорили о важности устремления в медитации, а оно предполагает и желание преуспеть. Так можно ли воспитывать устремленность в медитации, а затем выполнять ее с малым желанием — или без желания вообще?»
Он отвечал: «Между занятиями полезно медитировать на ценность такого настроя и укреплять желание предаваться ему с ббльшим усердием. Но во время занятий оставь все подобные желания. Оставь надежды и страхи и просто предавайся медитации, от момента к моменту». Особенно на современном Западе, где многие спешат поскорей разрешить трудности и добиться краткосрочных целей, легко может возникнуть близорукий взгляд на медитацию. Это не чудесное снадобье, дающее временное молниеносное облегчение, но путь к укреплению душевного здоровья, так что нужно запастись терпением и настойчивостью.
Определите на собственном опыте допустимую степень умственного возбуждения, а также самые здоровые для вас лично диету и поведение.
По мере того, как медиация утончается, важно найти допустимый уровень умственногОвозбуждения, или напряжения. Любители видеоигр обычно испытывают сильное умственное возбуждение, а в состоянии глубокого сна мы все переживаем обратное состояние — ослабленное возбуждение. Вспомните пример настройки лютни: как важно найти допустимую силу натяжения струн, так важно и определить допустиму степень возбуждения внимания.
А поскольку наш созерцающий ум живет во плоти, важно определить здоровую диету и поведение по собственному опыту. Ешьте понемногу и питательно, такую пищу, которая подходит вашему психофизическому устройству, и выполняйте физические упражнения, поддерживая тело в хорошей форме. Прогулка — прекрасное упражнение между занятиями, но сильная увлеченность, скажем, аэробикой может перевозбудить нервную систему и ум так, что медитация ухудшится. Попробуйте разное, чтобы определить правильное питание и упражнения, необходимые для поддержки медитации.
Избегайте избыточной, сковывающей зажатости ума, потери прозрачности из-за вялости и чрезмерного расслабления, приводящего к непроизвольным речевым проявлениям и движению глаз.
Установление ума в его естественном состоянии, как и вообще все виды шаматхи, — это вопрос равновесия. Если слишком утомляете ум, вы быстро истощитесь и заработаете стресс. Если ум слишком вял, яркость внимания тускнеет, а это вызовет непроизвольные действия речи и тела.
Неполезно болтать о необычайном восприятии и разных грезах или говорить: «Я видел божество. Я видел призрак.
Я знаю то, я постиг сё», и так далее. Наличие или же отсутствие удовольствий или неудовольствий, к примеру, ощущений движения, всякому свои, ибо велики различия в склонностях и способностях разных людей.
В этой медитации может возникнуть множество психических и умственных переживаний. Некоторые из них вдохновляющие — скажем, когда вы чувствуете, что вам открылось нечто глубокое и мистическое, а другие могут быть тревожными или попросту странными. Хотя многие западные созерцатели и любят докладывать о своих переживаниях другим, это идет вразрез с самой сутью традиционного буддийского созерцания. У тибетцев есть старое изречение: если плеснуть в тыкву немного воды и потрясти, она грохочет, а если заполнена до края — бесшумна. Поколения бывалых созерцателей обнаружили, что, заявляя о своих духовных достижениях, пусть они и есть, вы сами же и создаете препятствия на своем пути. Это ваше личное дело, а если и беретесь обсуждать его с кем-то, лучше — с глазу на глаз со своим духовным учителем.
Из-за установления ума в его естественном состоянии могут возникнуть чувства физического и умственного благополучия, ощущение прозрачности сознания, могут проявиться пустотные образы и возникнет неумозрительное ощущение, будто уму не ничто не может навредить, прекратились в нем мысли или нет.
Когда тело и ум не уравновешены, нам неуютно. Это хорошо, иначе мы не сделали бы и шагу, чтобы исправить положение. Однако, слишком часто вместо того, чтобы искать исцеления, мы хотим поскорее разрешить трудность, подавляя симптомы.
В медитации памятования дыхания вы сталкиваетесь с трудностью тщательного наблюдения — без управления — за ощущениями в теле,"связанными с дыханием. Теперь вы сталкиваетесь с похожей трудностью — тщательного наблюдения деятельности внутри ума, не управляя ей и не вынося суждений. Тибетская поговорка гласит: «Пусть ум будет великодушным хозяином посреди разгулявшихся гостей». В памятовании дыхания шаматхи вы оставляете любые мысли, как только заметили их, и внимание возвращается к дыханию. Но теперь вы не высвобождаете мысли, а допускаете их. Избегайте любых предпочтений и отвержений к каким угодно образам ума. Не предпочитайте даже отсутствие мыслей их наличию. Трудность не в них. Увлекаться ими или цепляться за них — вот в чем незадача. Поймите это важное отличие от предыдущего способа.
В памятовании дыхания вы измеряете устойчивость внимания относительно непрерывного предмета — ощущений дыхания. Но когда вы устанавливаете ум в его естественном состоянии, сами мысли и есть непрерывность. Они приходят и уходят непредсказуемо, и потому устойчивость внимания не относится к какому-либо отдельному предмету. Это качество вашего воспринимающего осознавания. Пусть мысли и в движении, поскольку вы не увлечены ими и не цепляетесь за них, осознавание остается невозмутимым. Это зовется слиянием покоя и движения.
Иногда в этом обучении вам будет казаться, что ум пуст. Мысли и образы ума словно бы исчезли. Самое время пробуждать яркость внимания, чтобы заметить тонкую деятельность ума, что скрывалась за порогом осознавания. Вот одна из причин переключиться на этот способ, когда вы подошли к четвертой стадии внимания: необходимо неуклонно разжигать яркость внимания, не утрачивая при этом устойчивости. Наблюдайте пристально, но дышите естественно. Не позволяйте силе осознавания препятствовать естественному течению дыхания. Если даже уделяя пристальное внимание, вы не замечаете никаких проявлений в пространстве осознавания ума, просто осознавайте это пустое пространство. Предмет медитации в этом способе — пространство ума и все, что всплывает внутри него. Поэтому медитировать можно всегда, есть в уме отличимые проявления или нет их.
Позвольте медитации быть сознательной в сути, в ее естественном состоянии — прозрачной и яркой. Служа наставником себе самому, если сможете довести глубинные тонкости до совершенства, словно продевая нитку в иголку, сумятица в потоке ума успокоится, вы перестанете потворствовать ей, и ум всегда будет невозмутимым и бесстрастным. Это глубинная почва, из которой произрастают все состояния созерцательного сосредоточения стадий зарождения и завершения.
Хотя и полезно медитировать под наставничеством образованного учителя, но, когда вы сидите на своей подушке, вам предстоит быть наставником самому себе, и воплощать слова, сказанные вам вашим учителем. Эта медитация хрупка — так продевают нитку в иголку, а не поднимают тяжести с геркулесовым усилием. Заметьте, что в медитации шаматхи «делать все, от себя зависящее» не означает «выжимать из себя все, что можно». Выжимаете из себя все — значит, пережимаете и быстро истощитесь, если продолжите в том же духе. Развивая шаматху разумно, восприимчиво, терпеливо и воодушевленно, вы ни одного расстройства ума все равно не исцелите необратимо.
Иногда они все же будут возникать, но чем глубже вы погружаетесь, тем менее проявленными будут эти расстройства, и тем бблыпей будет ваша независимость от них. Результат — крепнущее душевное равновесие и беспристрастность. Укрепляется ваша психологическая иммунная система, и потому с ранее досаждавшими вам событиями вы обращаетесь гораздо хладнокровнее. Ум спокоен, и над ним не властны влечения и враждебность. Это явный знак укрепления умственного здоровья. Упомянутые ранее «стадии зарождения и завершения» — две стадии буддийской тантрической медитации, и здесь Лераб Лингпа замечает, что успех этого способа шаматхи служит прочным основанием всех более зрелых стадий созерцания.
Это все равно что возделывать почву на поле. И потому с самого начала избегайте громких и бессмысленных заявлений. Самое главное — это медитировать, утончая и облагораживая ум, закладывая основание для созерцания.
Этими словами Лераб Лингпа завершает глубинные ключевые наставления по установлению ума в его естественном состоянии. Достичь шаматхи таким способом — не окончательный плод буддийского пути, как и возделывание почвы на поле не то же самое, что жатва. Но утонченный и облагороженный ум — глубинная почва всех дальнейших медитаций, созданных, чтобы раскрывать глубочайшие возможности сознания.
Интерлюдия ТОНГЛЕН —
«ОТДАВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ»
Первые четыре интерлюдии были посвящены созерцательному воспитанию доброжелательности, сострадания, радости сопричастности и беспристрастности, которые вместе представляют прекрасный свод медитаций открытия сердца и обретения равновесия чувств. В воспитании шаматхи эти дополнительные медитации ценны и незаменимы. Сейчас перейдем к медитации Махаяны — томлен, что дословно означает «отдавать и принимать». Один этот способ объединяет доброжелательность и сострадание на основе беспристрастности, он одухотворяет и подавленные умы, и те, что охвачены бурей чувств. Как памятование одного-единствен- ного круга дыхания — укрепление внимания на вдохе и расслабление на выдохе — отводит от ума вялость и возбуждение внимания, так и тонглен препятствует неуравновешенности чувств — вялости и возбуждению. А соединенная с дыханием, эта медитация может быть особенно действенной.
Медитация тонглен
Установив тело и ум в их естественном состоянии, символически представьте в глубине сердца исконное осознавание, превосходящее все искажения и расстройства ума, как каплю
яркого белого света примерно 2-3 см в диаметре. Представляйте, что эта капля — бездонный источник доброжелательности и сострадания, как свет безмерного добра и радости. Это целительная сндаосознавания. Теперь вспомните трудности своей жизни, страдания, что вам приходится претерпевать, вместе с внутренними причинами этих невзгод. Представьте их в виде грозовой тучи, что заслоняет вашу глубинную природу и преграждает путь к истинному счастью. С каждым вдохом устремляйтесь сострадательно:
Как бы мне хотелось избавиться от страдания и его причин,
и представляйте, что втягиваете эту тьму в свет своего сердца, где она тает без следа. С каждым вдохом представляйте, что эта тьма рассеялась, и ощущайте, как облегчается это бремя.
Теперь задумайтесь о своем видении человеческого процветания. Представьте благословение, которое вы мечтаете получить от мира, и как бы вы сами хотели измениться, чтобы испытать искомое удовлетворение. С каждым выдохом —
Как бы мне хотелось быть счастливым и растить причины
счастья
— представляйте свет, что исходит из неиссякаемого источника вашего сердца, пронизывая каждую пору тела и каждую грань ума. Представляйте, как этот свет заполняет все ваше существо, с каждым выдохом утоляя глубинную жажду сердца.
Далее воскресите в поле осознавания того, кого глубоко любите. Примените тот же поход к этому человеку, с состраданием вытягивая с каждым вдохом темноту и причины мучений этого человека, и с каждым выдохом любовно посылая ему свет счастья и его причин. В таком созерцании представляйте, что этот человек избавляется от страдания и обретает истинное счастье, о котором мечтает.
Растворив проявление своего любимого в пространстве осознавания, вспомните того, к кому вы относительно равнодушны, и медитируйте с пониманием, что страдание и благополучие этого человека столь же вещественны и важны, как ваше и ваших близких.
В следующей стадии этой медитации проделайте все то же самое и в отношении тех, кто вредил вам или кого вы не любите, кто вам не по душе, возможно из-за его/ее недостойного поведения. С каждым вдохом уделите особое внимание тому, как втягиваете в себя множество причин страдания этого человека — жадность, враждебность и заблуждения, которые могут косвенно навредить и другим также. С каждым вдохом представляйте, что этот человек освободился от вредных склонностей, а с каждым выдохом — что он/она нашли истинное счастье и воспитывают истинные его причины.
Прежде чем завершить это занятие, раскройте осознавание во все стороны света и включите в поле своей доброжелательности и сострадания всех живых. С каждым вдохом сострадательно втягивайте мглу невзгод этого мира и их причины и любовно заполняйте весь мир светом счастья и его причин. В конце медитации оставьте все надежды и образы и просто успокойте осознавание в настоящем — без предмета и цели. Просто будьте.
Стадия 6 УСПОКОЕННОЕ ВНИМАНИЕ |
Предаваясь шаматхе с полным погружением, после нескольких тысяч часов строгого обучения вы добираетесь до шестой стадии внимания, известной как успокоенное внимание. Ее достигают силой самонаблюдения, и к этому времени сопротивления обучению больше нет. И все же будьте начеку, когда возникает умеренная вялость и когда вы осознаете предмет памятования, но не ярко. Вдобавок теперь появится склонность к легкому возбуждению, при котором предмет созерцания остается в центре внимания, а непроизвольные мысли возникают на окраинах, и это возбуждение необходимо уметь выявлять. Возвращаясь к метафоре радио, эта стадия подобна обнаружению желаемой станции, но все еще еле-еле слышно другую или же белый шум. Здесь качество искомого внимания — словно чистый канал, не засоренный посторонними шумами.
В шестой стадии непроизвольные мысли плывут сквозь сознание словно река по долине. По мере того как ум успокаивается, мысли словно бабочки порхают в пространстве осознавания, и вы в состоянии безучастно свидетельствовать всю последовательность их жизни — возникновение, исчерпание и угасание. Они словно стали менее «увесистыми», им труднее притянуть
ваше внимание. Как в теории Эйнштейна, где физическое пространство искажено физическими телами, в нем находящимися, иногда кажется, что пространство осознавания искажено из-за содержимого ума. Временами, когда мы застреваем в чем-то, ум словно съеживается. Сиюминутное громоздится у нас в сознании, будто оно важно и огромно. На самом же деле никакое оно не огромное — это ум сжался. Переживаемая объемность содержимого ума относительна — она зависит от просторности ума. Поэтому рассматривайте деятельность ума в правильной перспективе, позвольте пространству осознавания оставаться как можно более просторным. И чем меньше вы цепляетесь за деятельность ума, тем меньше сжимается пространство вокруг нее, тем меньше оно искажается.
Даже на этой относительно зрелой стадии воспитания шаматхи может возникнуть множество чувств и прочих умственных и физических условий, и многие из них возникают очень неожиданно. Этот способ установления ума в его естественном состоянии особенно славится своей силой раскрывать сдерживаемое и подавляемое содержимое ума во всей полноте, у всех по-разному. И заранее не предугадать, какой именно опыт получите лично вы.
Наиболее распространенная трудность этого способа медитации — появление страха. Когда цепкая хватка за содержимое ума слабеет, вы подрываете и привычное чувство самоопределения, которое постоянно укрепляется мышлением, памятью, личной историей, надеждами и мечтами. И вот вы отбрасываете эти привычные подпорки, овеществляющие эго. Когда просветы между мыслями случаются все чаще и длятся дольше, осознавание как бы парит в полом пространстве, в пустоте, лишенной свойств личности. Когда привычное восприятие себя самого теряет опору, вас может охватить страх. Учитель Ген Ламримпа
техники. Единственное, что они могут сделать, — обнаружить нейронные и поведенческие соответствия явлениям, которые вы наблюдаете напрямую. Вы становитесь естествоиспытателем своего ума, и вам открывается новый мир, который для большинства людей остается практически целиком бессознательным.
В этой медитации луч осознавания постепенно пробивается с поверхностного слоя перевозбужденной умственной деятельности, непосредственно доступной самонаблюдению, вниз, к тайникам ума, обычно залегающим ниже порога сознания. В этом обучении вы заметите, что граница между сознательной и бессознательной деятельностью ума смещается в зависимости от степени расслабления, устойчивости и яркости внимания. Особенно если медитируете по многу часов ежедневно, неделями и месяцами, вы копаете вглубь собственной психики. Медитируя, вы вспоминаете давно забытые переживания, и приятные, и нет, и невероятное множество желаний и чувств.
Происходящее на этой стадии — по-своему лучезарный, ясный, различаемый, свободно изливающийся поток мыслей, мысленных образов, воспоминаний, желаний, грез и чувств. Вы проходите глубины своего ума, не отвлекаясь ни на что внешнее. Слетают маски с прежде скрытых явлений, поскольку ничто проявляющееся вы более не подавляете. В этой медитации сокрыта чрезвычайно глубокая терапия, и чем глубже медитация, тем важнее проходить ее под наставничеством зрелого сострадательного учителя. Во всех занятиях медитацией усвойте мудрость этой традиции созерцания и непременно претворяйте в жизнь самую сокровенную суть указаний: что бы ни возникло в уме, не позволяйте ему увлекать вас, не цепляйтесь за него и не отождествляйтесь с ним. Просто допустите это. Наблюдайте различающим разумом, осознающим природу возникающих мыслей, ощущений и иной деятельности ума, и позвольте всему соскальзывать обратно в пространство осознавания, не оценивая, не вмешиваясь. Это ключ невероятной целительной способности ума к самораскрытию — позволить узлам психики распутаться самим. Таков путь к глубинной здравости ума.
Размышление о медитации
В начале годичного обучения, организованного в 1988 году в штате Вашингтон, Ген Ламримпа предупреждал участников, что могут возникнуть видения злых духов или прочие пугающие образы. Многие тибетские созерцатели отмечали такие переживания, когда предавались длительной непрерывной медитации, а существование таких не принадлежащих человеческому роду созданий — часть традиционного тибетского мировоззрения. Как впоследствии оказалось, ни один из участников того ретрита, насколько мне известно, не переживал подобные видения — вероятно, из-за того, что вера в их существование не свойственна современному западному обществу. Но некоторые участники время от времени переживали нашествие «бесов» похоти, духовного высокомерия, страха, скуки, сомнений в себе, виноватости и чувства собственной неполноценности. Наука вроде бы зачистила объективный физический мир от богов, духов и бесов, но субъективный мир ума продолжают густо населять их внутренние подобия-двойники.
Интересно сравнить недвойственное мировоззрение созерцателя XIX века Дуджома Лингпы с двойственным европейским мировоззрением XVI-XVII веков. То были годы научной революции и протестантской Реформации, когда Европа погрязла в болезненной борьбе с демонами и охоте на ведьм. В европейском мировоззрении того времени демоны
были явью, они жили снаружи и вносили хаос в жизнь людей и общества. Демоны были также камнем преткновения и для натурфилософов, которых позднее стали называть учеными, — они пытались понять движущие силы и естественные законы физической вселенной.
Исаак Ньютон предложил решение проблемы демонов: он ограничил их область обитания пространством человеческого ума. Очистив внешнюю действительность от демонов, он сделал физический мир более предсказуемым и защищенным местом научных изысканий. Ньютон переселил демонов западного мира в хранилище человеческого ума, а внешний мир пространства, времени и материи оставил пронизанным светом безграничной любви и разума Бога. С точки зрения буддизма это может быть истолковано как Ньютоновская версия тонгле- на. Но Ньютон не предложил растворять этих демонов в свете человеческого сердца, а позволил им остаться в человеческом уме, где они тихо прятались, пока два столетия спустя Фрейд не принялся копать тайники психики.
Буддисты признают, что злые духи и демоны существуют, но они — не что-то абсолютно внешнее или абсолютно внутреннее. Они возникают в пространстве человеческого переживания, где перед нами предстают все проявления — внешние и внутренние. Когда проходите пласты психики насквозь, с помощью такой медитации, как установление ума в его естественном состоянии, вы можете столкнуться с явлениями, которые с виду напоминают злых духов. Важно понять, что злые духи могут проявиться в уме из-за правильной медитации, не говоря уже о неправильной. Если вы тибетец, злые духи могут оказаться многоглавыми и многорукими. Если вы — человек Запада, ваши бесы могут принять обличие, широко принятое в нашем обществе. По мере того как вы вычерпываете
глубины своей психики, ваши бесы выйдут на свет вашего сознания. Можете не сомневаться.
Дуджом Лингпа объясняет злых духов как внешние наслоения злокачественных склонностей ума — ненависти, жадности, смятения, гордыни и ревности. Когда бесы нападают, для тибетцев — даже зрелых созерцателей — привычно пойти к врачу и рассказать, что случилось во время медитации. Если снадобье ничего не меняет, следующий шаг — визит к астрологу. Если и это не помогло, следующим шагом может стать обращение к ясновидящему. Но если появление злых духов — следствие наведения порядка в невротичном уме, никакие внешние усилия не помогут избавиться от них. Придется самим разбираться с этой напастью. Как это сделать? Дайте им возникнуть — и уйти. Пусть бесы ума саморазоблачатся, а вы, не цепляясь за них и не борясь с ними, позволите им исчезнуть своим чередом в лучезарном пространстве осознавания. Это и значит позволить уму самоисцелиться.
В «Сути ваджры» Дуджом Лингпа замечает, что вся эта нечисть лишена собственного бытия — она лишь проявляется уму. Такова же сегодня и точка зрения многих психологов, но важно видеть, насколько Дуджом Лингпа убежден, что самость не более истинна, чем все прочие проявления уму. И те, и другие «пустотны», лишены собственного предметного бытия, и мы, а не воображенные сверхъестественные существа, ответственны зато, что с нами приключается. Многие буддийские пособия по медитации предлагают списки ожидаемого в созерцании, если оно выполняется верно. Такие тексты ценны, но они не дают полного перечня всех трудностей, возникающих при правильном исполнении медитации. Многие пособия описывают то, что может случиться, а не то, что часто случ