Стадия 2 непрерывное внимание
Д |
ля большинства людей, решивших развивать внимание, главная трудность — возбуждение. Есть много причин, почему ум возбуждается и отвлекается. Бесспорно, влияют злость и страх, да и просто жизнь в шумном, суматошном окружении легко нарушает равновесие ума. Но чаще всего собранность и непрерывность внимания подрывают влечения или бестолковые желания.
Общие признаки ума, склонного к влечениям, — разочарованность, беспокойность и тревога. Можно приглушить эти неприятные ощущения, с головой окунаясь в работу, пускаясь в развлечения, разговоры или что-то еще, маскирующее эти признаки. Но можно обратиться к источнику этих страданий — избавиться от нарушений равновесия волевой способности с помощью шаматхи и медитации доброжелательности.
Бывалые созерцатели, прошедшие через все девять стадий к шаматхе, выделяют три степени возбуждения. Первый — сильное возбуждение, которое чаще всего свойственно нам на ранних стадиях обучения внимания. Оставшиеся две степени —умеренное возбуждение и легкое возбуждение, они выявляются только на более зрелых стадиях медитации.
Когда в уме преобладает сильное возбуждение, мы совсем теряем связь с выбранным предметом внимания. Словно ум наперекор его воле выкрали и швырнули в багажник отвлекающих мыслей или возбудителей чувств. На первой стадии воспитания внимания, а именно — на стадии направленного внимания, уровень возбуждения настолько груб, что непрерывность внимания на выбранном предмете не ощущается вовсе. Ум скачет с одного предмета на другой, словно непоседливая птичка, порхающая с ветки на ветку. Такая суматошность преодолевается лишь настойчивым применением искусного средства, развивающего глубокое расслабление и ощущение внутреннего удобства. В итоге ум унимается, и возникают краткие просветы устойчивого внимания, но потом опять все насмарку.
До известной степени способ памятования дыхания весьма прост. Направить внимание на осязаемые ощущения, связанные с дыханием, не составляет особого труда. В начале занятия вы решаете делать именно это, но секундой позже внимание ускользает. И оттого, что это ускользание нормально, оно не выглядит менее странным. Вы словно то и дело лишаетесь ума, затем ненадолго обретаете его, а следом вновь теряете. Похоже, мы все страдаем от частых приступов беспамятства!
Во второй из девяти стадий — непрерывного внимания — время от времени возникают просветы, где нет разрывов внимания, но большую часть времени ум все же застревает в блуждающих мыслях и отвлечениях чувств. Не поймите название этой стадии превратно. Непрерывное внимание не означает, что вы сможете подолгу поддерживать его цельным, но подразумевает способность оставаться сосредоточенным длительное время, при этом не утрачивая нить предмета внимания полностью. То и дело будет возникать сильное возбуждение, и вы будете полностью забывать о выбранном предмете внимания. Когда же вам удастся поддерживать непрерывность осознавайия осязаемых ощущений в течение минуты, вы овладели второй стадией.
Вторая стадия достигается силой размышления. Трудность этой стадии в том, чтобы поддерживать интерес к предмету, а этого можно добиться, размышляя между занятиями о полученных наставлениях. Если вы — бывалый созерцатель, препятствием может стать невольная внутренняя оценка того, как идут дела. Даже мысли: «Вот вдох... Теперь выдох...» — уже вторжение. И все же подобное внутреннее отмечание может приносить и пользу, особенно на первых двух стадиях шаматхи: по крайней мере, это мысли о медитации, а не о чем-нибудь еще!
Другой способ применения силы размышления, чтобы успокоить отвлеченный, блуждающий ум, — счет дыханий. Этот прием подобен применению двух дополнительных колес на велосипеде, когда мы учимся на нем ездить. Хотя мысленный счет и требует некоторой включенности мышления, он все-таки может упростить умозрительные процессы. Вместо всего того, о чем во время занятия можно подумать, вы сводите мышление лишь к счету дыханий. И все же важно, поддерживая непрерывность внимания, также не терять и уже воспитанное ощущение расслабления. Устойчивость внимания возникает из расслабленного ума, а не идет с ним вразрез. Давайте перейдем к способу памятования дыхания, который особенно помогает обогатить устойчивость внимания.
Медитация: памятование дыхания и устойчивость
Начните это занятие, как и прежде, установив тело в спокойном состоянии трех качеств: расслабления, неподвижности и бдительности. Сознательно ощущая все тело, сделайте три
глубоких медленных вдоха и выдоха, наблюдая за ощущениями дыхания, заполняющего торс от живота до груди. Затем позвольте дыханию вернуться к естественному ритму и просто будьте с ним несколько минут, дыша с наименьшим возможным усилием.
Такой подготовкой вы закладываете основу расслабления. Не теряя ощущения покоя, сместите внимание на развитие его устойчивости. Это способность поддерживать сосредоточенность внимания, которое не распадается и не нарушается из- за отвлекающих мыслей и ощущений. С этой целью соберите внимание не на различных ощущениях дыхания во всем теле, а лишь на ощущении расширения и сжатия в области живота с каждым вдохом и выдохом. Как и прежде, отмечайте длительность каждого вдоха и выдоха и наблюдайте паузы между дыханиями.
Просто по привычке непроизвольные мысли неизбежно продолжат низвергаться в уме водопадом. Один из способов умерить этот бурный поток мышления — считать дыхания. Попробуйте это сейчас, считая «один» в начале первого вдоха, уделяя пристальное внимание ощущениям дыхания, пока длится полный вдох и полный выдох. Считайте «два» в начале следующего вдоха и продолжайте счет, если он вам помогает. Этот мысленный счет должен быть кратким, чтобы «считающее внимание» не перекрывало осознавание самого дыхания. Цель счета дыханий заключается во вкраплении в медитацию кратких напоминаний — не забывать о необходимости помнить, чтобы вас не уводили за собой отвлекающие мысли. Уделяйте внимание таким мысленным напоминаниям, отмечая постоянство промежутков дыхания, подобно верстовым столбам на обочине пригородной дороги, показывающим, что вы на правильном пути, а если их нет — что вы с выбранного пути сбились.
На этой стадии медитации основное внимание уделяется памятованию дыхания, а не счету. Поддерживать непрерывное внимание, не упуская последовательности счета, легко, а в промежутках между счетами ум бродит где-то сам по себе, как собака без поводка. Пусть счет напоминает вам о необходимости удерживать собранное внимание на осязаемых ощущениях дыхания, что от мгновения к мгновению меняются. Отметив счетом начало вдоха, позвольте уму весь остаток вдоха оставаться как можно свободнее от мыслей. На выдохе высвободите любые возникшие непроизвольные мысли. Как уже упоминалось, будите внимание, тем самым препятствуя вялости, — на вдохе, и расслабляйте его, препятствуя возбуждению, — на выдохе. Но расслабляйтесь не чересчур, чтобы не впасть в рассеянность или заторможенность. Так с каждым полным кругом дыхания отступают два основных изъяна внимания.
Медитация — это действо, уравновешивающее внимание и расслабление. Чтобы овладеть ею, придется потрудиться над естественным порывом переусердствовать, то есть зажаться, заметив, что ум отвлекся. Обнаружили, что ум витает, — ослабьте усилия, не цепляйтесь за мысли или физические ощущения, которые вас отвлекают, вернитесь к дыханию и расслабьтесь еще глубже. Помните: основная тонкость в воспитании внимания — не в попытке остановить возникающие мысли. Это, скорее, в первую очередь расслабление тела и ума, а затем — неуклонное укрепление устойчивости непрерывного внимания на выбранном предмете. Мысли непременно возникнут. Просто делайте, что можете, чтобы они вас не уносили.
Вид осознавания, что при этом развивается, называется «голое внимание», где ум целиком сосредоточивается на впечатлениях чувств, возникающих в нем со временем, а не застревает в откликах ума и чувств на эти возбудители. Когда вы обращаете внимание на ощущения дыхания в области живота, мысленные образы вашего тела, основанные на зрительной памяти, вероятнее всего возникнут вместе с самими телесными ощущениями. Уловите разницу между осязаемыми ощущениями дыхания, как они проявляются голому вниманию, — и мысленными образами того, как выглядит ваше тело и что домыслено вашим умом поверх осязательных переживаний. Заметили присутствие таких мысленных образов — освободитесь от них и направьте непосредственное внимание лишь на сиюминутные, осязаемые ощущения дыхания.
Медитируйте 24 минуты, экспериментируя со счетом. Иногда пытайтесь считать только в начале занятия, в течение всего занятия или время от времени, когда ум особенно сильно застревает в потоке мышления.
Размышление о медитации
Мы начали эту медитацию с первой стадии, посвященной главным образом расслаблению. В целом, чем глубже мы расслабляемся, тем устойчивее наше внимание. Но это расслабление важно уравновесить бдительностью, иначе оно приведет лишь к вялости, медлительности или безудержному мечтанию. Как только заложена основа — расслабление, можно плотнее заняться устойчивостью.
Один из способов воспитывать устойчивость внимания — направить его вниз, на ощущения в животе, связанные со вдохом и выдохом. Когда вы осознаёте все тело, это очень помогает расслабиться и уму, а способ сосредоточивать внимание в животе, что широко преподается в традиции бирманской Тхеравады, для придания устойчивости уму может оказаться особенно полезным.
Многие буддийские традиции, включая Дзэн и буддизм Тхеравады, поощряют счет дыханий как средство сделать внимание устойчивым, и эта рекомендация обнаруживается и в традиции индийской Махаяны. Буддийская традиция Тхеравады основана на учении, восходящем к Будде, как оно впервые записано на языке пали, учении, посвященном личному освобождению, или нирване. Традиция Махаяны основывается научении, восходящем к Будде, как оно записано на санскрите, и эта версия учения показывает, как достичь состояния будды во благо всех живущих. Одна сутра Махаяны, к примеру, гласит: «Как силой памятования правильно отмечать вдохи и выдохи? Считать их правильно»13. Следуя классическому сочинению «Путь очищения» (санскр. Вишудхимарга), один современный шри-ланкийский знаток учения советует считать от одного до десяти, где за «один» берется полный круг дыхания. Освоив это, можно переходить к более зрелому способу14:
Созерцателю, принимающему вдох или выдох за начальную точку по своему усмотрению, следует считать «один» и повторять до следующего дыхания «один, один», «два, два» и так до десяти, отмечая вдохи-выдохи по мере их возникновения. При таком счете вдох и выдох станут у созерцателя в уме отчетливыми и отличными друг от друга.
Арья Асанга предлагает другой вариант15:
Что значит считать по отдельности? Когда вы вдыхаете, считайте «один», памятованием уделяя внимание вдоху и выдоху. Когда вдох прекратился и выдох прекратился, считайте «два»; считайте до десяти, чтобы число было и не большим, и не малым. Это означает считать по отдельности.
Тайский учитель XX века Буддадаса переводит слово ана- панасати, что чаще всего значит «памятование дыхания», — понятием «памятование с дыханием»16. В этой медитации мы уделяем внимание полю осязаемых ощущений, и происходит это с помощью дыхания. Не теряйте, по возможности, связи с приливами и отливами дыхания и с влияниями, которые они оказывают на область живота. Удерживайте ум расслабленным и открытым, не сковывая его.
Вероятно, вас удивит, как много стесненности может возникнуть в теле, даже когда занятия медитации относительно кратки, а подушка для медитации удобна. Это нормально, так что не падайте духом. Можно считать непроизвольные мысли и телесные напряжения знаками, намекающими на внутреннюю неуравновешенность тела и ума, и учиться у них. Разлад, ощущаемый в теле и уме, — ненастоящая проблема, это симптом разлада психосоматической системы. Пусть эти симптомы напомнят вам о необходимости расслаблять ум и направлять дыхание в зажатые области тела.
Внимательный образ жизни
Доводилось ли вам ехать по трассе, не замечая, как летят километры, и не помня того, что случилось в это время? Или в беседе с кем-то вдруг обнаружить, что последние пару минут вы и вовсе не понимали, о чем идет речь? Это лишь два общих примера, указывающих на наличие синдрома когнитивного дефицита. Когда мы подвержены такой неуравновешенности ума, ум самовольно отлучается, и мы обнаруживаем это лишь после того, как это произошло. Чем дольше мы привержены рассеянности ума, тем лучше у нас это получается, — нет вернее способа убивать время. Жизнь просто летит мимо, неприметно.
Психиатрические лечебницы заботятся о людях с крайними формами такого отсутствия осознанности, но для современного общества в целом нарушения когнитивного равновесия — распространенная трудность, и мешают они нам всем.
Давайте обратимся к другой когнитивной неуравновешенности. Не мерещилось ли вам иногда что-нибудь, чего на самом деле просто не было, или не слышалась ли вам некая реплика, которую никто не произносил? Это случаи синдрома когнитивной гиперактивности, когда мы домысливаем нечто о мире, а затем считаем, что эти домыслы — правда. Мы все имеем эту склонность ума, а не только умственно больные люди, и когда бы ни случилось такое ложное наслоение — жди неприятностей. Наше переживание действительности перекошено по сравнению с тем, что есть вокруг, и, если мы ведем себя, как будто наше переживание, искаженное мышлением, достоверно, возникает противоречие с действительностью. А это ненужное страдание.
Нарушения когнитивного равновесия обоих видов можно устранить применением навыков внимания, которые развиваются в медитации, в ежедневной жизни. По сути, если в течение дня мы походя позволяем уму впадать в вялость или возбуждение, маловероятно, что 24-минутное занятие будет сколько- нибудь действенным. Это все равно что позавтракать здоровой пищей, а остаток дня питаться чем попало.
Как бы мы ни были заняты — или думали, что заняты, — никто не заплатит нам столько, чтобы претендовать на наш ум ежесекундно. Даже в самый разгар работы можно выделить 15 секунд там и 60 сям, чтобы выровнять внимание, спокойно сосредоточив его на дыхании. Глаза можно оставить открытыми, можно присесть на несколько мгновений, не привлекая ничьего внимания. Можно это делать прямо на рабочем месте, стоя в очереди в бакалее или ожидая «зеленого» на светофоре. Немало есть мимолетных возможностей — с пробуждения утром и до вечернего отхода ко сну, — когда можно «приправить свой день» вкраплениями памятования дыхания. Всякий раз при этом вы немедленно почувствуете успокаивающее действие — ив теле, и в уме. Так можно начать объединять качество осознавания, развитого во время занятий медитацией, с осознанностью своих повседневных дел во внешнем мире.
Качество голого внимания, развиваемое на занятии, где вы бдите ощущения дыхания, можно применить и к другим ощущениям. В следующий раз, приступая к трапезе, проведите эксперимент: сосредоточьте голое внимание на каждом из пяти физических чувств по мере их возникновения, пока вы едите. Позвольте чувствам — зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию — по отдельности получить переживания от трапезы при помощи голого внимания, по возможности, совсем не перекрывая эти ощущения умозрительностью.
Для начала уделите внимание внешнему виду еды — просто ее цветам и очертаниям. Откажитесь от любых умозрительных ассоциаций, что могут быть связаны с этими зрительными впечатлениями. Отбросьте предпочтения и суждения по поводу еды. Никаких наших «нравится — не нравится» нет ни в самой еде, ни в ее цвете или очертаниях. Просто смотрите на краски и очертания еды, сосредоточивая на них голое внимание.
Теперь ненадолго закройте глаза и сосредоточьтесь на запахе еды. Вдыхайте ароматы, замечайте, как они постоянно меняются. Силой распознающего памятования прочувствуйте тонкость запахов, но не смешивайте непосредственное переживание с представлениями и названиями, со своими «нравится — не нравится». Теперь положите в рот немного еды, и не открывая глаз, уделите голое внимание вкусовым
ощущениям. Ешьте не спеша, осознавая возникающие перемены вкуса. Жуйте и слушайте, с какими звуками это происходит. Они никогда не повторяются, так что седлайте волну настоящего, не цепляясь за прошлое, не предвосхищая будущего. И, наконец, сосредоточьте голое внимание на осязательных ощущениях — холодная ли еда или теплая, густая или жидкая, мягкая или твердая. Отбросьте все мысленные образы о внешнем виде еды и, пережевывая и глотая, сосредоточьтесь лишь на ее осязаемых качествах.
Правда, интересно получилось? Обычно, когда едим, особенно если заняты чем-то еще — скажем, беседой, — ощутимые качества поглощаемой нами еды тонут в пучине умозрительности. Мы помним только, что нам понравилось, не понравилось, или к чему в трапезе остались равнодушны, но обычно страдаем от когнитивной неуравновешенности — от недостатка внимания в отношении пяти видов впечатлений чувств, получаемых во время еды. Как трапеза может пройти незамеченной, так и жизнь пролетит неприметно. Как же часто мы упускаем происходящее, воображаем то, чего вовсе не было, и держим в уме лишь предполагаемое — ожидания и мечты, которым мы приписываем достоверность.
Голое внимание можно применять всегда, собирая «свежеиспеченный» мир прямо с полей ощущений, не упаковывая первозданное переживание в обертки старой привычной умозрительности. Сложность — в различении, чтб действительность предлагает чувствам от мига к мигу, а чтб есть поверхностное напыление ума, часто бессознательное. Именно это подразумевал Будда, сказав: «Когда смотришь — только смотри; когда слушаешь — только слушай, когда ощущаешь — только ощущай; когда мысленно воспринимаешь — только мысленно воспринимай»17.
Согласно буддийской психологии во всякий момент осознавания, что может быть не дольше миллисекунды, внимание сосредоточено лишь в поле одного чувства. Но между этими молниеносными вспышками сознания внимание быстро перескакивает с одного поля чувств на другое, как шимпанзе на амфетаминах. Эти перескоки делают восприятие смазанным, а ум извлекает смысл из этого мира, накладывая на него умозрительную сетку привычного. Так упорядочивается наше переживание мира, и он кажется нам знакомым. И это не плохо. По сути, без такого умозрительного упорядочивания в ежедневной жизни было бы трудно выжить. Но трудность возникает, когда мы не улавливаем, до какой степени мы умозрительно добавляем что-то к действительности или убираем из нее по чистой бессознательности. Отсюда возникают повышенная или недостаточная когнитивная деятельность.
Если эта теория достоверна — а ученые-когнитивисты занимаются сейчас исследованием этого вопроса, — тогда в еже- мгновенной деятельности ума не может быть многозадачности. В каждый отдельно взятый миг ум занят лишь чем-то одним. Поэтому не заблуждайтесь, считая, что вы уделяете внимание множеству задач одновременно. На самом же деле внимание очень быстро перескакивает взад-вперед с одного поля переживания на другое. Недавние научные изыскания показывают, что многозадачность, по сути, не очень действенна, поскольку снижается качество осознанности, уделяемое каждой задаче. Словно наше внимание конечно — как ограничен объем воды, протекающий в единицу времени сквозь ущелье, и если мы распределим его на еще меньшие протоки своего интереса, каждому достанется и того меньше.
Медитация сосредоточенного внимания — по сути, упражнение на «не-многозадачность». Это обучение, как направлять поток осознавания по желанию — куда угодно и насколько угодно, не позволяя ему расщепляться и метаться. Так что, когда в следующий раз вы окажетесь перед выбором: сосредоточиться на чем-то одном или распределить внимание, — задумайтесь над предпочтениями. Если уж браться за что-то, стоит делать хорошо, а если что-то не достойно внимания, так и вовсе нет смысла его уделять. Даже когда думаем, что работаем в многозадачном режиме, согласно буддийской психологии, мы просто быстро перебрасываем внимание с одной задачи на другую. Иногда это необходимо, и в этих случаях старайтесь приложить всё возможное памятование.
Интерлюдия СОСТРАДАНИЕ
К |
огда вы окунетесь во внутренний покой, простоту и тишину медитации шаматхи, вы, вероятно, привяжетесь к этому состоянию ума, что может привести к безразличию и отстраненности по отношению к тем, кто вокруг вас, да и ко всему миру в целом. Вы добрались до тихой заводи и не хотите, чтобы вас тревожили. Из-за такого самодовольства достойное начинание созерцательного обучения развивается не в ту сторону, и тогда оно мало чем отличается от употребления прозака и валиума*. Настоящая же цель этой медитации — воспитание умственного равновесия, какое приводит к истинному счастью, а равнодушие к другим — не признак истинного счастья или умственного здравия.
Одни застревают в ощущениях покоя, переживаемого ими в медитации шаматхи, другие из-за недостаточно быстрых результатов разочаровываются, и им делается скучно. Обычно
Лекарственные средства; первое — антидепрессант, продлевает действие серотонина в головном мозге (российское название лекарства — флуоксетин), второе действует как успокоительное и расслабляющее (российское название — диазепам, его распространение на территории рф ограничено). — Прим. ред.
это обучение не приводит к стремительным успехам и мгновенным результатам. Оно может вести к исключительному умственному здоровью и благополучию, но для этого требуются время и усилия.
Вместо того, чтобы подавлять симптомы расстройства ума, погружаясь в работу или развлечения, можно предаться медитации, добраться до источника трудностей и воспитывать ум. Слово «медитация» в современном мире часто связывают с чем-то эдаким, успокаивающим ум, или с попытками добиться некоего измененного состояния сознания. Но санскритское слово, означающее «медитация» — бхавлна, есть просто «воспитание». По сути, так или иначе мы все время воспитываем ум, в зависимости от того, чему и как мы уделяем внимание. Качество нашей жизни отражает то, как именно мы до сего дня воспитывали свой ум.
Препятствия в установлении равновесия ума, особенно мешающие людям на Западе, — самоосуждение, виноватость и заниженная самооценка. При выполнении медитации у нас могут быть определенные ожидания. А если мы не двигаемся с желаемой скоростью, нетерпение к себе нарастает, и нам стыдно, что не медитируем достаточно. Очередная наша неудача! Воспитывая внимание, мы идем наперекор застарелым привычкам, не говоря уж об эпохах биологической эволюции, помогавшей нам выживать и производить потомство, но вовсе не готовившей нас к такому безмятежному и сосредоточенному вниманию. Неудивительно и то, что ум так рассеян и склонен по-разному выпадать из равновесия. Но с мягким терпением можно постепенно воспитать ум так, что он обеспечит нас внутренним ощущением благополучия — вместо постоянной тревожности, разочарованности и непоседливости. И вот тут не обойтись без сострадания к себе и другим.
Первый шаг — выяснить настоящие причины неудовлетворенности. Что угодно может подхлестнуть в нас несчастность, но настоящий ее источник — всегда ум. Одни отчаянно страдают и при внешне благополучных обстоятельствах, а другие и перед лицом серьезных неприятностей счастливы и довольны. Мы страдаем потому, что наш ум подвержен самым разным клешам, и поиск счастья заводит нас совсем не туда. Но мы можем соскочить с гедонистической беговой дорожки, определив, что же на самом деле нас тревожит, а что удовлетворяет. Такую смену предпочтений буддисты называют восставшим духом,, благодаря которому мы отворачиваемся от источников неудовлетворенности и выбираем путь истинного счастья. Это самое сострадательное, что можно сделать по отношению к себе самому.
Никто не живет обособленно, независимо от того, насколько одиноко или отчужденно мы можем временами себя чувствовать. Наше благополучие тесно связано с каждым вокруг, особенно с теми, с кем мы общаемся чаще всего. Учась сострадать себе и себя не судить, мы естественно подготовлены распространять эту мягкость сердца и на других. Все начинается с сопричастности — переживания вместе с возлюбленными, коллегами или даже незнакомцами их радостей, печалей, успеха и неудач. Это плодородная почва, на которой прорастают зерна сострадания. Но сопричастность и сострадание — не одно и тоже. Сострадание — не просто жалость. Оно выходит за пределы радости сопричастности к искреннему стремлению:
Желаю тебе избавиться от страдания и его причин.
Как тебе помочь?
Медитация сострадания
Оставьте тело в спокойном состоянии, как описано выше, и, несколько мгновений осознавая дыхание, успокойте ум. Начните это занятие, развивая сострадание к себе. Как долго вы бились зато, чтобы освободиться от тревожности и разочарованности? С какими склонностями своего ума и поведения вам приходилось постоянно сталкиваться? Сейчас не время для самоосуждения, сомнения или равнодушия. Это время переосмысления. Как избавиться от внутренних причин страдания, учитывая то, что у нас так мало возможностей управлять внешними обстоятельствами? Пусть в вас возникнет устремление: «Почему бы мне не сторониться причин тревожности и тоски?» Представьте, что ваш ум свободен от бесплодного влечения, враждебности и смятения. Представьте спокойствие и радость уравновешенного ума, созвучного действительности.
Далее уделите внимание дорогому вам человеку, страдающему от физических или психологических бед. Само понятие «внимание» (англ. attention) связано с глаголом «иметь склонность, расположение к», «склоняться» (англ. to tend), в смысле «заботиться о ком-либо» или «присматривать»*. Уделяя кому-либо все свое внимание, вы предлагаете всего себя. Это самое личное, что вы можете подарить другому — ваше внимание с любящим, сострадательным сердцем. Пусть этот человек заполнит ваши сердце и ум. Уделите внимание переживанию этого человека, и, если вам известны причины его скорби или боли, будьте с ними. Представьте, что смотрите на всё
Происхождение русского слова «внимание» столь же точно подходит к предложенным в книге смыслам: оно происходит от православ. "jbmp, от которого происходят глаголы «брать», «взять». Иными словами, «внимание» — букв, «процесс принятия в себя». — Прим.ред.
его глазами, с его точки зрения, переживаете его трудности. Затем, вернитесь к себе и позвольте проснуться стремлению: «Желаю тебе избавиться от страдания и его причин». Представьте, что этот человек получает искомое облегчение и свободу, ведущую к счастливой осмысленной жизни.
Припомните другого человека, который также хочет свободы от страданий, но по невежеству причиняет страдания и себе, и другим. Поставьте себя на его место и проникнитесь трудностями, что он переживает. Затем вернитесь к себе и, понимая последствия поступков этого человека, пожелайте, чтобы он в корне избавился от своего разрушительного поведения, расстраивающего ума. Зародите искреннее желание: «Пусть в тебе возникнет ясное вйдение пути свободы от страдания». Представьте, что этот человек избавился от причин страдания.
Теперь охватите крылом своего осознавания весь мир, уделяя внимание тем, кто страдает — от голода или жажды, нищеты или войн, социальной несправедливости или от душевного неблагополучия и смятенности ума. Мы все заслуживаем сострадания, в особенности, когда действуем в заблуждении, раня себя и других. Позвольте своему сердцу объять весь мир с устремлением:
«Почему бы нам всем не избавиться от страданий и их действительных причин?
Пусть мы облегчим друг другу боль»18.
ВОССТАНОВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ
К |
огда вы добираетесь до третьей стадии — восстановленного внимания, в каждом занятии внимание ббльшую часть времени остается на предмете созерцания. К этому времени длительность каждого занятия увеличится, и они станут дольше, чем начальные двадцать четыре минуты, вероятно, вдвое. По мере того, как ваше внимание постепенно набирает устойчивости, можно удлинить занятия, добавляя по три минуты. И все же всегда больше цените качество медитации, а не количество времени, проведенного на подушке. Отсиживать подолгу, позволяя уму бесцельно блуждать, как ему заблагорассудится, среди разнообразных отвлечений или впадать в заторможенность, — пустая трата время, и к тому же вы развиваете дурные привычки, какие со временем все сложнее сломить.
На второй стадии, оставаясь в неподвижности, хоть вы и переживали всплески непрерывной сосредоточенности внимания на предмете медитации длиной в целую минуту, все же большее время проходило в плену у отвлечений. К третьей стадии устойчивость внимания возрастает настолько, что ваше внимание почти неотрывно занято предметом медитации. Иногда все же будут случаться пробелы, когда предмет полностью забывается, но вы быстро распознаете их и залатываете
эти бреши непрерывностью внимания. Задолго до того, как вы достигли этого уровня, иногда будут и такие занятия, когда вам кажется, что ум остается на предмете ббльшую часть времени. Но не обманывайтесь! Даже гольфисты-любители иногда проводят мяч в лунку, но это не означает, что они готовы тягаться с профессионалами. Третья стадия освоена лишь когда ум сосредоточен на предмете почти все время и практически на всех занятиях. Для большинства же людей главная трудность этой стадии медитации все еще — сильное возбуждение, и освоить третью стадию можно при помощи силы памятования.
Однако некоторые с начала обучения шаматхе более склонны к вялости — сильной, умеренной и легкой. Сейчас давайте остановимся только на сильной вялости, что возникает при полном разъединении внимания и предмета, а вы предаетесь отрешенной бездумности. Это сравнимо с волнами радиостанции, которой почти не слышно, даже если нет помех с других каналов. Пребывание в грубой вялости может быть весьма умиротворенным: ум почти не отвлечен мыслями или мятежом чувств. Тибетские созерцатели замечают: если проводить по многу часов в день в таком заторможенном состоянии, это не только не полезно, но и ослабляет разум. Острота ума притупляется, а в долгосрочном смысле может привести к серьезным расстройствам. В начале 70-х я знал одного приятеля, который решил, что весь смысл медитации — в остановке мыслей, в чем и пытался преуспеть, прилежно стремясь к своей цели днями напролет. В итоге у него все получилось — он впал в «овощное» состояние, утратив способность питаться, и его пришлось госпитализировать. Вот радикальный пример сильной вялости!
Чтобы преуспеть в этой медитации, проходя стадии воспитания внимания, важно оттачивать способность отслеживать
качество внимания. Хотя основная сила осознавания и направлена на предмет созерцания с помощью памятования, она нуждается и в поддержке самонаблюдения, позволяющего отслеживать качество внимания и быстро замечать вялость или возбужденность ума. Как только заметили ту или иную потерю равновесия — выправите положение. Первое противоядие возбуждению — более глубокое расслабление, а чтобы противостоять вялости, взбодрите внимание.
В первых трех стадиях непроизвольные мысли низвергаются, словно каскадный водопад. Но со временем эти потоки навязчивого производства мыслей уносят вас все реже. Сильное возбуждение постепенно стихает, хотя мысли и образы по- прежнему возникают — равно как и звуки, запахи и другое, явленное органам чувств. Не пытайтесь отгораживаться от этих отвлечений. Пусть себе приходят и уходят, а вы перенастраивайте внимание по возможности точно на предмет созерцания.
Многие вроде бы добираются до второй стадии, медитируя всего лишь раз-другой в день. В самых удачных занятиях они переживают длительное непрерывное внимание, но эта устойчивость теряется в течение дня при погружении в другие дела. Медитация шаматхи может быть полезной и среди обычной, социально деятельной жизни, особенно когда она уравновешена другими духовными средствами — воспитанием доброжелательности и сострадания. Завершенная включенная в жизнь медитация сродни поддержанию здоровой диеты. Правильная диета, вероятно, и не исцелит расстройства и заболевания, все же она незаменима в поддержании жизнеспособности и сопротивляемости болезням. Так и выверенный режим медитации при деятельной жизни улучшает работу психологической иммунной системы, и вы становитесь менее уязвимыми ко всяким неуравновешенностям ума.
Если вы медитируете всего раз-другой в день, вероятно, вам не удастся пройти дальше второй стадии внимания. Причина проста: если уравновешивать внимание примерно по часу в день, но позволять ему разваливаться на куски и отвлекаться остальные пятнадцать часов бодрствования, то слаженность внимания, развиваемая в течение этих кратких занятий, перекрывается отвлечениями остальной части дня. Чтобы прийти к стадии восстановленного внимания, требуются более серьезные обязательства в медитации. Необходимо множество занятий ежедневно, которые следует выполнять при тихом созерцательном образе жизни, — в покое и собранно. Ключ к успеху — такое поведение между занятиями, при котором почва, что удалось обрести, не ускользает из-под ног.