Стадия 1 направленное внимание
П |
ервая из девяти стадий, ведущих к шаматхе, зовется направленным вниманием. Знак, что эта стадия пройдена, — способность просто удерживать внимание на выбранном предмете медитации, пусть даже на секунду или две. Если вы пытаетесь уделить внимание трудному предмету — скажем, мысленному воспроизведению сложной картины, это может занять дни и месяцы. Но если выбранный предмет — дыхание, вам по силам будет одолеть эту стадию с первой попытки.
Способность к памятованию в медитации шаматхи очень важна. Памятование в данном контексте несколько отличается от того, как представляют его современные учители медитации. К примеру, учители Випассаны зачастую объясняют памятование как «не выносящую суждений осознанность» всего, что возникает от момента к моменту. В контексте же шаматхи, памятование подразумевает способность неуклонно уделять внимание привычному предмету, не забывая его и не отвлекаясь.
Первая стадия направленного внимания достигается с помощью слушания. Согласно буддийской традиции, наиболее действенный способ приобрести свежее знание — получить его
напрямую от сведущего образованного учителя. Сначала учения надо услышать, затем прочесть о них, изучить и созерцать их суть. Сила слушания — не только в возможности услышать наставления, но и прочесть их толкования, особенно, если сведущий учитель недоступен.
Один из первых знаков успеха в медитации шаматхи — просто заметить, насколько сумбурен наш ум. Мы пытаемся быть внимательными, но вскоре «теряем ум» и становимся рассеянными. Тот, кто никогда не сидел тихо в попытке сосредоточить ум, может заблуждаться, думая, что ум спокоен и собран. Но в попытках уделить внимание одному предмету всего на несколько минут, становится, наконец, очевидным, насколько ум бурлив, а внимание обрывочно. С точки зрения буддизма, необученный ум поражен нехваткой внимания и судорожной лихорадочной деятельностью — и недееспособен.
Словно дикий слон, непокорный ум причиняет небывалый вред и нам самим, и всем вокруг. Вдобавок к колебаниям между нехваткой внимания (когда мы бездеятельны) и лихорадочной деятельностью (когда мы заняты делами), обычный, невоспитанный ум сумбурно извергает ядовитый поток блуждающих мыслей, затем назойливо за них цепляется, увлекаясь одной историей за другой. Синдром дефицита внимания и гиперактивности и синдром навязчивых состояний, не ограничиваются теми, кому поставлен диагноз умственного заболевания: обычный ум склонен к таким расстройствам, оттого люди и испытывают столько душевного страдания! Подобные расстройства — признак смятенного ума.
Кажется, что эти две склонности неуравновешенного ума — его врожденные свойства. Лихорадочной деятельности свойственна возбужденность, тревожная суетливость и отвле- каемость, а дефициту внимания — вялость, притупленность и заторможенность. Когда ум подвержен этим двум неурав- новешенностям, нам не под силу справляться с тем, что в нем творится. Можно верить в свободу воли, но трудно назвать это «свободой», если мы не можем направить даже свое внимание. Нам не обязательно ждать подсказки от философов или уче- ных-когнитивистов: мы знаем, что нашим поведением свобода воли руководит не всегда — это становится очевидным уже при первых попытках удержать внимание на выбранном предмете.
Таким образом, медитация памятования дыхания состоит как раз в том, чтобы дольше осознавать дыхание. Хотя это и требует бдительного ума, такое сосредоточение не должно быть напряженным, скорее — ровным. Как только мы обнаруживаем, что отвлеклись от предмета медитации, нам может показаться естественным «приналечь», жестче сосредоточить ум. Это видно по выражению лиц тех, кто так и делает: губы у них поджаты, брови сдвинуты, а на лбу проступают морщины. Они, конечно, сосредоточены, но вся текучесть отжата, как сок из апельсина. Если вы сосредоточиваетесь на короткие отрезки времени, и вас не беспокоят побочные эффекты в виде напряжения и усталости, можно придерживаться и такой стратегии. Но если цель — следовать по пути шаматхи, стоит поискать замену.
Я убедился в этом на своем опыте. В первом длительном уединении по шаматхе я был весьма воодушевлен. Мне хотелось выжать все из этой выпавшей мне редкой возможности — я медитировал в Индии под опекой Е.С. Далай-ламы! Материальных забот у меня не было, и все мои нужды легко удовлетворялись. Все, что было нужно, — это воплотить слова в жизнь. И я бросился в это изо всех сил.
Каждое утро я просыпался в 3.30, за исключением одного раза, когда я проснулся в 3.45 и был весьма раздосадован такой
своей нерадивостью. Я был энтузиастом, но каким напряженным! Тибетские пособия по медитации шаматхи, которые я изучал многие годы, отмечали: внимание, необходимое в такой медитации, — это «крайне сосредоточенное» внимание, и потому я, насколько мог, пытался удерживать свой ум от блужданий. Посвящая медитации по многу часов в день в течение нескольких недель, я смог удерживать внимание на выбранном предмете примерно на полчаса. Такой стремительный успех кружил мне голову.
Но дни летели, а я уставал все больше. Я истощился и физически, и умственно, да и радость исчезла из моей медитации, а внимание далее ничуть не развивалось. Что же не так? Я лез из кожи вон! Воспитанная же шаматха требует равновесия ума, а для этого также необходимо уравновешивать прикладываемые в медитации усилия и расслабление.
Мне кажется, здесь кроются культурные отличия между традиционными тибетцами, живущими в высокогорьях Тибета, и современными людьми, ведущими суматошный образ жизни, на чьи органы чувств постоянно посягают телефоны, электронная почта, СМИ и внешний шум. Годы такой жизни обусловливают нервную систему и ум — подобная обусловленность жителям сельского Тибета могла бы показаться пыткой. Один мой знакомый традиционный тибетский врач так отзывался о тех, кто живет на Западе: «С точки зрения тибетской медицины, вы все страдаете нервными расстройствами. Но, учитывая, насколько вы больны, вы на удивление хорошо справляетесь». Где бы мы ни были — в Бостоне, Буэнос-Айресе, Берлине или Пекине, — наши умы в большей степени натасканы на легкую возбудимость и заняты навязчивым мышлением, чем умы тибетских кочевников и земледельцев, живших век назад. И потому, когда тибетские пособия по медитации советуют
начинающим устойчиво сосредоточивать ум, эти слова предназначены совершенно иным читателям, сильно отличающимся от горожан XXI века. Прежде чем развивать устойчивость внимания, нам необходимо научиться, как расслабляться.
Следующие указания по медитации соединяют расслабление с наставлениями по памятованию дыхания.
Медитация: