Тема 2. Мировоззренческие основания науки

Цель лекции:выявление особенностей научного познания и определение философских оснований науки.

План:

1. Особенности научного познания.

2. Мировоззренческая роль философии в развитии науки.

3. Гуманистические горизонты науки.

Основные понятия:объективные законы действительности, постижение истины, язык науки, культура мышления.

Особенности научного познания:

- основной задачей научного познания является обнаружение объективных законов действительности;

- непосредственная цель и высшая ценность научного познания – постижение объективной истины;

- научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и его формирования;

- язык науки (как естественный, так и искусственный);

- специфический инструментарий (научное оборудование);

- культура мышления ученого.

В современной методологии выделяются также и другие критерии научности, например, строгость, системность, непротиворечивость, верифицируемость, открытость для критики, воспроизводимость и т.п.

Мировоззренческая роль философии в развитии науки.Философия, являясь методологией науки, служит также основанием научного познания. Выделяют несколько разновидностей философских оснований науки. Онтологические основания науки – представления о картине мира, законах функционирования и развития. Эпистемологические основания науки – положения о характере процесса научного познания. Логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений. Методологические основания науки – представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства. Аксиологические основания науки – представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе.

Мировоззренческие основания также являются разновидностью философских оснований науки, так как философия по отношению к науке выполняет функцию мировоззренческой интерпретации. Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.

Гуманистические горизонты науки.Современная философия постмодернизма утверждает, что наука должна осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи. Именно это должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности. Кроме того, постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как некоей социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это – современная тенденция гуманизации науки. Полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям. В постмодернизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки – диалогично.

В основе постмодерна лежит идея глобального эволюционизма – всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков-элементарных частиц, а из совокупности процессов - вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы «пузырится» бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью. Этот мир – уже не объект, а субъект.

Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность – стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук. Также научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов,
приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики.

Наука нового времени была предпосылкой подготовки субъекта познания и предпосылкой практической производственной деятельности. Современное знание – предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности, что значительно расширяет гуманистические горизонты науки.

Тема 3. Функции науки

Цель лекции:анализ функций науки, определяющих роль и значение научного познания в современном мире.

План:

1. Функции науки.

2. Наука и глобальные проблемы современности.

3. Наука и современная образовательная система.

Основные понятия:функции науки, глобальные проблемы, образовательная система.

Функции науки. Важнейшей функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Данная функция может быть конкретизирована на ряд более частных и тесно взаимосвязанных между собой функций, таких как познавательная, образовательная, технологическая, функция рационализации человеческого поведения и деятельности, и другие. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Наука и глобальные проблемы современности. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных[2]. Первая – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Второй, проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Распространено мнение, что развитие науки приводит к явно нежелательным последствиям, связанным с несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба – это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика. В современной философии науки обостряется потребность в новом осмыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки, ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи. Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности. При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее. Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования техники. В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие. Поскольку глобальные проблемы предполагают и свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решения глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук, обращенных к природе, установке использовать научно-обоснованные выводы при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.
 

Наука и современная образовательная система. Что касается взаимосвязи науки и современной образовательной системы, то следует отметить один важный момент – в основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.

Наиболее общая для науки и образования функция – это ориентация человечества на выживание при помощи трансляции последующим поколения не только совокупного знания, но и императивов на будущее.

Тема 4. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения (2 часа)

Цель лекции:историко-логический анализ этапов формирования и развития науки.

План:

1. Преднаука Древнего мира.

2. Научное познание в Средневековье.

3. Предпосылки возникновения экспериментального метода.

Основные понятия:преднаука, синкретичность, секуляризация, взаимосвязь науки и религии, геоцентризм, гелиоцентризм, экспериментальный метод.

Преднаука Древнего мира формировалась постепенно, накапливая знания в области естественных наук в процессе практической деятельности человека. В наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность – Шумере и Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Греции и Риме – элементы естественных знаний начинают выходить за пределы практики и становятся самодостаточным предметом деятельности. Это видно на примере математики, медицины, астрономии и других преднаучных систем древнего мира.

С точки зрения исследователей науки, особенностями восточной преднауки являются следующие элементы:

- синкретичность (наука вписана в практическое и мировоззренческое познание);

- рецептурный характер знаний (правила не переходят в теории и законы);

- священный характер познания, имеющий печать тайны.

Античная преднаука обусловлена социокультурными особенностями, такими как:

- становление полисной цивилизации;

- демократическое управление;

- заимствование элементов восточных культур;

- взаимосвязь с искусством и религией.

Научное познание в Средневековье.В истории философии и науки Средневековье принято делить на два составляющих его элемента – арабомусульманское и западноевропейское.

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии.

На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, мусульмане создали общество, которое в средние века стало научным центром мира. В XII-XIII веках основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья.

В эпоху западноевропейского средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Природа начинает пониматься как созданная богом, а не как самостоятельное начало мира, имеющее свою цель и свой закон. Изменив представление о природе, христианство изменило и понимание отношения к ней человека. Естественнонаучный интерес к изучению природы ослабевает, потому что она не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле с помощью разума. Однако именно в эпоху средневековья получают свое развитие университеты. Как ни парадоксально, синтез науки и образования начинается в эпоху господства религии. Средневековые университеты, ставшие впоследствии центрами науки, сыграли важную роль в процессе секуляризации, освобождения культуры от авторитета церкви, разделения философии и теологии, науки и схоластики.

Предпосылки возникновения экспериментального метода.У истоков становления экспериментальной науки стоят Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642). Н. Коперник пришел к выводу о ложности геоцентрического учения Птолемея. Главный научный труд Коперника посвящён обращению небесных тел. В нём представлена теория гелиоцентризма.

Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. Чтобы получить на него определенный ответ, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует так построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в «чистом виде». В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.

Благодаря этому Галилею удалось опровергнуть прежнее предположение, высказанное еще Аристотелем, что путь падающего тела пропорционален его скорости. Поэтому для науки Нового времени стало характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и преобразование ее с учетом собственных интересов.

Тема 5. Новоевропейская наука – классический этап развития науки

Цель лекции:анализ классического этапа развития науки и выявление элементов классической науки.

План:

1. Становление науки Нового времени.

2. Механическая картина мира Исаака Ньютона.

3. Немецкая классическая философия и классическая наука.

Основные понятия:методология науки, рационализм, эмпиризм, механическая картина мира, классическая наука.

Становление науки Нового времени.Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. А именно, единого для всех ученых и способного дать достоверное, доказательное знание о мире. Влияние философии на науку Нового времени определяется, прежде всего, созданием двух важнейших философско-методологических концепций – рационализма и эмпиризма.

Рационализм – направление в философии Нового времени, представители которого утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта. Основоположником классического рационализма был Рене Декарт. Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции – средоточие классического рационализма. Единственный критерий истины – разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо; то, что мыслится ясно и отчётливо, и есть истинное бытие. «Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую» – известная формула Декарта.

Эмпиризм – направление в философии Нового времени, признающее в качестве основы познания – опыт. Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон. Бэкон разработал метод экспериментальной индукции, который стал ядром всеобъемлющей программы достижения научно-технического могущества человечества. Бэкон – настоящий «пророк», провозвестник современной научно-технической цивилизации. Его известный афоризм – «Знание – сила».

Механическая картина мира Исаака Ньютона. Исаак Ньютон в своем фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» изложил систему законов механики, закон всемирного тяготения, дал общий подход к исследованию различных явлений на основе «метода принципов». Для Ньютона было очень важно наследие его предшественников: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Среди этих гигантов в первую очередь следует назвать Галилея и Кеплера.

Механистическая картина мира была основана на следующих четырех принципах.

1. Мир строился на едином фундаменте – на законах механики Ньютона. Все наблюдаемые в природе превращения, а также тепловые явления на уровне микроявлений сводились к механике атомов и молекул, их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Считалось, что открытие в середине XIX в. закона сохранения и превращения энергии также доказывало механическое единство мира.

2. В механистической картине мира все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовый детерминизм. В мире существует точность и возможность предопределения будущего.

3. В механистической картине мира отсутствует развитие – мир в целом таков, каким он был всегда. Механистическая картина мира фактически отвергала качественные изменения, сводя все к чисто количественным изменениям.

4. Механистическая картина исходила из представления, что микромир аналогичен макромиру. Считалось, что механика микромира может объяснить закономерности поведения атомов и молекул.

По своей сути эта картина мира являлась метафизической, все многообразие мира сводилось к механике, качественное развитие, как и все происходящее в мире, представлялось строго предопределенным и однозначным.

В истории науки классическая механика была новой теоретически развитой областью естествознания, ставшей основой механистической картины мира. Механистическая картина мира является тем началом, на котором основываются последующие картины мира, опирающиеся на успехи синергетики или идеи глобального эволюционизма.

Немецкая классическая философия и классическая наука.Основоположник немецкой классической философии – Иммануил Кант в своих известных произведениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» излагает идею и систему трансцендентальной философии. Кант называет трансцендентальным исследование, устанавливающее условия, при которых возможно познание предметов до или независимо от опыта, a priori. Решая этот вопрос, Кант совершает так называемый коперниканский переворот в философии: априорное познание вообще, и метафизика в частности, возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с предметами, а сами предметы должны сообразовываться с нашей познавательной способностью.

Крупнейшие немецкие мыслители после Канта стремились преодолеть его дуализм (между явлением и «вещью в себе») и связанный с ним агностицизм (утверждение о непознаваемости «вещей в себе»). Сам субъект должен быть продуктом собственной активно-спонтанной деятельности, внутри и посредством которой должно быть «положено» все многообразие материального и духовного мира - вот основная идея послекантовского диалектического идеализма, впервые высказанная Фихте и всесторонне разработанная Гегелем.

Классическая наука определяется совокупностью конкретных критериев:

- Научность признана объективной, т.е. нацеленной на конкретный объект, постигаемый через опыт;

- Наука носит опытный характер знаний. Основными методами для получения и подтверждения полученных знаний применяются наблюдение, измерение, эксперимент. Поэтому к научному эксперименту всегда предъявляются высокие требования повторяемости и воспроизводимости в любом месте в любое время без малейших изменений;

- Классическая наука должна быть достоверной и иметь общую значимость и универсальность научного познания, т.е. быть интерсубъективной. Соответственно, чем достовернее научное высказывание, тем меньшее количество субъективных привнесений содержится в ней.

Немецкая классическая философия сформулировала основные тезисы классической науки, основанной на гносеологических принципах субъектно-объектных отношений, онто-гносеологических аспектах наукоучения, методологии диалектической логики и других моментах эпистемологии, продолженной в дальнейшем неокантианскими школами.

Тема 6. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития истории и философии науки (2 часа)

Цель лекции:критический анализ основных концепций неклассического и постнеклассического этапов развития науки.

План:

1. Эпистемология неокантианства: баденская и марбургская школы.

2. Позитивистская традиция в философии науки.

3. Постмодернизм и наука.

Основные понятия:эпистемология неокантианства, социогуманитарное знание, позитивизм, постмодернизм.

Эпистемология неокантианства: баденская и марбургская школы.Неокантианство – направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.

В неокантианстве различают Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла и Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук.

Баденская школа неокантианства связана с именами Вильгельма Виндельбанда (1948–1915 гг.) и Генриха Риккерта (1863–1939 гг.). Разрабатывала в основном вопросы, связанные с методологией гуманитарных наук.

Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда оказали большое влияние на формирование понимающей социологии М. Вебера, на развитие современной американской социологической мысли, на общую эволюцию методологии исторических наук.

Знаменитую марбургскую неокантианскую школу, которая на целые десятилетия стала центром притяжения для философов разных стран, создал профессор Марбургского университета Герман Коген. Ключевой тезис Марбургской школы гласил, что все последние открытия в науке и сам характер современной научно-исследовательской деятельности неопровержимо свидетельствуют об активной конструктивной роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. Без его созидательной упорядочивающей деятельности мир превращается в ничто, в темное и немое небытие. Разум – это имманентный человеку свет, который, подобно прожектору, высвечивает вещи и процессы в окружающем мире, придает им логику и смысл. «Только само мышление, – писал основатель марбургской школы Герман Коген, – может породить то, что может быть обозначено как бытие».

Историческое и актуально-эвристическое значение неокантианства заключается в том, что оно внесло существенный вклад в современную эпистемологию, философию науки, методологию социогуманитарного знания, философию языка, философию мифа, философию культуры.

Позитивистская традиция в философии науки.Позитивизм – (от лат. positivus – положительный) – философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857 гг.), который в своих программных трудах «Курс позитивной философии» и «Дух позитивной философии» сформулировал основные положения позитивизма. Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

Эти черты сохранились во втором позитивизме, который приобрел широкую популярность в научных кругах в конце XIX - начале XX вв. Лидером позитивизма в этот период становятся австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, придавшие позитивизму новую форму, получившую название «махизм», или «эмпириокритицизм». Отличие данной стадии от предшествующей в том, что основная задача философии – не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

Третий всплеск интереса к позитивизму проявился в начале XX века, когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность неопозитивизм, или логический позитивизм. Его отличительная особенность состоит в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он широко использует аппарат математической логики для формулировки и решения философских проблем. Наиболее известные представители логического позитивизма: Бертран Рассел (1872–1970 гг.) – английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики и Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.) – автор «Логико-философского трактата» и другие.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Постпозитивистский этап в развитии методологии научного познания представлен трудами таких философов, как Карл Поппер (1902–1994 гг.), Томас Кун (1922–1996 гг.), Имре Лакатос (1922–1974 гг.) и другие. Многообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало много новых проблем. Результатом этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма – постпозитивизма.

На сегодняшний день постпозитивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философского знания.

Постмодернизм и наука.С 70-х годов ХХ века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже Х1Х-ХХ веков, сменяется постнеклассической наукой. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой, или наукой Нового времени. Он характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность.

В классическом типе научности критерии научного познания таковы, что внимание исследователя сосредотачивается на характеристике объекта при элиминации всего того, что связано с субъектом. Неклассическая рациональность учитывает соотнесенность характеристик объекта и средств познания, используемых субъектом. Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми установками познающего субъекта.

Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф. Лиотаром (1979). Сегодня совершенно очевидно существование параллелей между постнеклассической наукой с ее неопределенностью, неполнотой, неверифицируемостью и принципиальными методологическими установками постмодернизма. «Модерный» мир, в том числе и социальный, организовывали категории детерминизма, универсальности, определенности и направленности развития. Постмодернистская социальная теория использует категории неопределенности, нелинейности, многовариантности. В ней происходит примирение с сущностно плюралистической природой мира и ее неизбежным следствием – амбивалентностью и случайностью человеческого существования.

Синергетика дает своего рода «естественнонаучную» легитимацию идеям постмодернизма. Их резонанс способствует утверждению нового мировоззрения, новой методологии познания, ускоряя распад классических стадиально-линейных моделей истории, выработке новых подходов к ней как принципиально открытому, вариабельному, альтернативному процессу, необходимо предполагающему «выбор».

Тема 7.Структура и уровни научного познания. Методология науки.

Цель лекции:выявление структуры научного знания, анализ методологии научного познания.

План:

1. Научное знание как сложная развивающая система.

2. Многообразие методов научного исследования.

3. Современная методология научного познания.

Основные понятия:классификация наук, философские методы, общенаучные методы, частные методы, методики научного исследования.

Научное знание как развивающаяся системаимеет сложную структуру. Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика. Эта идея была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый ре­зультат». Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс мож­но рассматривать как движение: миф – преднаука – классическая наука – неклассическая – постнеклассическая.

Наука как развивающаяся система, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь под­разделяются на множество научных дисциплин. Выявление структу­ры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

По предмету и методам познания выделяют науки о природе – естествознание (меха­ника, физика, химия, геология, биология), науки об обществе – обществознание (социальные, гума­нитарные науки) и науки о познании, мышлении (логика, гносеоло­гия, эпистемология, когнитология и др.). Отдельную группу состав­ляют технические науки. Своеобразной наукой является совре­менная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мыш­ления. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению.

Структура научного знания может быть представлена как един­ство двух его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимно пере­ходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схо­ластического теоретизирования.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания выделяются следующие компоненты:

- субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном сче­те – общество в целом;

- объект (предмет, предметная область) – то, что изу­чает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении;

- система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов;

- свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Многообразие методов научного исследования.Одна из важных особенностей научного познания состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие, и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные, или специальные, методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.
4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

Современная методология научного познания.В качестве парадигмальной теории современной науки выступает синергетика, изучающая процессы самоорганизации и поведение открытых неравновесных систем. Окончательно уходят в прошлое классические представления о равновесности, однородности и устойчивости как характерных особенностях мироустройства. Мир предстаёт как лишенный гарантий стабильности, появляется новое видение мира, в котором особая роль придаётся элементам случайности, неустойчивости и необратимости. Объектами научного исследования становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью (способностью системы к обмену веществом и энергией с окружающей средой), нелинейностью (наличием в системе множества путей ее эволюции), когерентностью (согласованностью взаимодействия элементов) и самоорганизацией (присутствием процессов самоструктурирования, саморегуляции и самовоспроизведения).

Вместе с синергетическим видением мира в современную науку входят такие понятия как хаос, бифуркация, диссипативные структуры, аттракторы, фракталы. Новая научная парадигма основан

Наши рекомендации