Коррекция просодических нарушений
-вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга
-вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга
-вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга
-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем
-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем
-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем
-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу
-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу
-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу
-вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны
-вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны
-вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны
-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх
-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх
-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх
-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой
-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой
-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой
ВТА процедура закончена.
Физкультминутка (2-3 минуты).
ПИНГВИНЫ
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
Имитируя движения пингвинов, шагать по кругу.
IV. Логопедическое занятие -15 мин.
ГЛАВА 8
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку. Чтение по речевым тактам скрывает в себе еще одну более важную практическую пользу: оно помогает самому процессу переживания. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите. Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты, с расстановки логических ударений.
К.С.Станиславский
Тексты для формирования навыка мягкой голосоподачи
Алмаз и в мутной воде блестит.//
Алчный всегда в нужде.//
Уши обманывают,/ глаза правдивы.//
И волки сыты,/и овцы целы.//
Ищи ветра в поле.//
Обогащайся знанием.//
Ах ты, Лешка, простота, /купил лошадь без хвоста.//
Один говорит —/ двое смотрят,/ двое слушают.//
А счастье было так возможно!..//
От шума вдалеке,/ живу я в городке...//
О, князь,/ наперсник муз,/ люблю твои забавы...//
О, вы,/ в моей пустыне Любимые творцы!//
И тихо дремлют рощи,/ и шорох по лесам...//
Один во тьме ночной/ над дикою скалою/ сидел Наполеон...//
И муза верная со мной:/ Хвала тебе, богиня!//
Итак,/ я счастлив был,// итак,/ я наслаждался,//
Отрадой тихою,/ восторгом упивался...//
Уж полем всадники спешат,/
Дубравы кров покинув зыбкой...//
Унылая пора,/ очей очарованье...//
О, вы,/ поэзии прелестной/ Благословенные мечты!..//
Ах! / Обмануть меня не трудно!//
Я сам обманываться рад!//
И медлят поминутно спицы/
В твоих наморщенных руках...//
Уж небо осенью дышало,/
Уж реже солнышко блистало...//
А демон/мрачный и мятежный/ Над адской бездною летал...//
А хозяйка ждет милого,/ Не убитого, живого...//
Исполнен отвагой,/ Окутан плащом,/
С гитарой и шпагой / Я здесь под окном...//
Ах ты,/ мерзкое стекло!//
Это врешь ты,/ мне назло...//
А ткачиха с Бабарихой/ Да с кривою поварихой//
Около царя сидят,/ злыми жабами глядят.//
А сама-то величава,/ Выступает, будто пава...//
А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит...//
А у князя женка есть,/ Что не можно глаз отвесть...//
А орешки не простые,/ Скорлупы-то золотые...//
Ядра — чистый изумруд,/ Белку холят, берегут...//
А царевна всё ж милее,/ Всё ж румяней и белее...//
И царевна к ним сошла,/ Честь хозяям отдала...//
Ой вы,/ молодцы честные,// Братцы вы мои родные...//
А. С. Пушкин
Тексты для формирования навыка правильного
произношения звуков
Скороговорки, пословицы, поговорки
В работе над скороговорками нельзя просто проговаривать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорять темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях. Например, в скороговорке «У осы не усы, не усищи, а усики» есть явное противопоставление, и оно требует точной передачи мысли. Даже в быстром темпе нельзя забывать об этом.
Предлагаемые тексты соединенных скороговорок представляют собой уже определенный рассказ о том или ином событии. Здесь отдельные фразы связаны друг с другом смысловыми отношениями, в них есть развитие той или иной мысли, заканчивающейся на последней точке. Эти тексты очень полезны для дикционной тренировки, а соединение их в незатейливый рассказ придает упражнению особый интерес. Тексты нужно знать наизусть и рассказывать их со своим отношением к происходящим событиям.
Задание
Выберите скороговорки для тренировки на каждый согласный звук, произнесите тексты с различной интонацией.
Арина грибы мариновала,/
Марина малину перебирала.//
Бык тупогуб,/ тупогубенький бычок,/ у быка бела губа была тупа.//
Белые бараны били в барабаны.//
Белый снег,/ белый мел.//
Белый сахар тоже бел.//
А вот белка не бела.//
Белой белка не была.//
Близок локоток,/ да не укусишь.//
Баран/ — буян залез в бурьян.//
Бублик,/ баранку,/ батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.//
Бегают две курицы прямо на улице.//
Бодливой корове/ Бог рог не дает.//
Вот топор,/ вот топорище,/ вот тут кнут,/ вот кнутовище.//
Бабкин боб расцвел в дождь,/
Будет бабке боб в борщ.//
Был в саду переполох/ —
Там расцвел чертополох.//
Чтобы сад твой не заглох,/
Прополи чертополох.//
В огороде Фекла ахала и охала,/
Уродилась свекла не на грядке,/ а около.//
Жалко Фекле свеклу,/ жалко свеклу Фекле,/ Жаловалась Фекла:/ — Заблудилась свекла.//
Вкусная халва/ — мастеру хвала.//
В цветнике цветут цветы.//
Всех скороговорок не перескороговоришь,/ не пере- выскороговоришь.//
Водовоз вез воду из-под водопровода.//
Век живи/ — век учись.//
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,/ санки скок,/ Сеньку/ — с ног,/ Саньку/ — в бок,/ Соньку/ — в лоб,/ все в сугроб.//
Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//
Всякому овощу/ свое время.//
Готовь сани летом,/ а телегу/ — зимой.//
Дал Макар роману карамель,/
А Роман Макару карандаш.//
Два дровосека,/ два дровокола,/ два дроворуба говорили про Ларю,/ про Варю,/ про Ларину жену.//
Дорога ложка к обеду.//
Еле-еле Лена ела,/
Есть из лени не хотела.//
Забавной обезьяне бросили бананы,/
Бросили бананы забавной обезьяне.//
Звала по малину Марина Галину,/
Галина Марину звала по калину.//
Из-под Костромы,/ из-под Костромщины шли четыре мужчины,/ говорили про покупки,/ про крупу/ да про подкрупки.//
И волки сыты,/ и овцы целы.//
Ищи ветра в поле.//
Из-за леса,/ из-за гор/
Едет дедушка Егор.//
Иней лег на ветки ели,/
Иглы на ночь побелели.//
Испекла Иришка куклам по коврижке,/
Нравятся коврижки Гришке и Маришке.//
Играл Егорка с Игорьком,/
Скатился с горки кувырком.//
Ишак в кишлак дрова возил,/
Ишак дрова в траву свалил.//
У Ивана рубашка,/
У рубашки кармашки.//
Клала Клава лук на полку,/
Кликнула к себе Николку.//
Купила бабуся бусы Марусе.//
Клубок упал на пол.//
Кот катал клубок.//
Котик ниток клубок укатил в уголок,/
Укатил в уголок котик ниток клубок.//
Козел,/ мукомол,/ кому муку молол?/
А кому не молол?/
От того,/ кому молол,/ получал пироги,/
От того,/ кому не молол,/ получал тумаки.//
Кот молоко лакал,/
А Боря булку в молоко макал.//
Клим клин колотил,/ колотил и выколотил.//
На рынке Кирилл/ крынку и кружку купил.//
Коля колет колья.//
Купи кипу пик,/
Кипу пик купи,/
Пик кипу купи.//
Кошка Крошка на окошке/ кашку кушала на крошке.//
Кровельщик Кирилл/ криво крышу крыл.// Перекрыть крышу/ пригласили Гришу.//
Купили Валерику и Вареньке/
Варежки и валенки.//
Съел Валерик вареник,/
А Валюшка/ — ватрушку.//
Как на горке на пригорке/
Стоят тридцать три Егорки.//
Кричал Архип,/ Архип охрип.//
Не надо Архипу/ кричать до хрипу.//
Курочка-ряба пестра,/ с носа востра,/ Уточка-белогрудочка с носа плоска.//
Летела гагара над амбаром,/
А в амбаре сидела другая гагара.//
Летят три пичужки через три пустых избушки.//
Летел на болото носатый удод.//
Глядел на удода усатый Федот.//
Покуда не сел на болото удод,/
Стоял и глядел на удода Федот.//
Любишь кататься/ — люби и саночки возить.//
Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала,/ болтала-выбалтывала да не выболтала.//
Москва не сразу строилась.//
Мимозы Мила маме купила.//
Михейка на скамейке/ плетет лапти Андрейке.//
Не годятся лапти Андрейке на ножки,/
А годятся лапти на лапки кошке.//
Муха-горюха села на ухо.//
Маму я молю упрямо://
«Молочка налей мне,/ мама,/
Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//
Вы малину мыли ли?/
Мыли,/ но не мылили.//
Мама Милу мылом мыла,/
Мила мыла не любила,/
Но не ныла Мила.//
Медный ковш упал на дно/ —
И обидно,/ и досадно,/
Ну да ладно,/ всё одно.///
На дворе трава,/ на траве дрова:/ раз дрова,/ два дрова,/ три дрова;/ дрова вдоль двора,/ дрова вширь двора/ — не вместит двор дров;/ дрова выдворить!//
Не тот,/ товарищи,/ товарищу товарищ,/ кто при товарищах товарищу товарищ,/ а тот,/ товарищи,/ товарищу товарищ,/ кто без товарищей товарищу товарищ.//
Не красна изба углами,/
А красна/ — пирогами.//
Наша река широка,/ как Ока.// Как/ — как Ока?/ Так,/ как Ока,/ широка наша река.//
На семеро саней/ по семеро в сани/ уселися сами.//
Не зная броду,/ не суйся в воду.//
На горе Арарат/
Растет крупный виноград.//
Не рой яму другому,/
Сам в нее попадешь.//
На воре и шапка горит.//
Не будь тороплив,/ а будь терпелив.//
Не всё коту масленица,/
Бывает и Великий пост.//
На болоте,/ на лугу/
Стоит миска творогу.//
Около кола/ — колокола.//
От топота копыт пыль по полю летит.//
Около ямы три хвои вялы.// На хвою стану,/ хвою достану.//
Один в поле не воин.//
Огорченная сорока/
Возвращается с урока.//
Весь урок болтала с сойкой/
И домой вернулась с двойкой.//
Отвори,/ Варвара,/ воротй,/
У двора на траве коли дрова.//
Пришел Прокоп,/ кипел укроп,/
Ушел Прокоп,/ кипит укроп.//
Как при Прокопе кипел укроп,/
Так и без Прокопа кипит укроп.//
Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.//
Прилетели две тетери,/
Поклевали/ — улетели.//
Погода размокропогодилась.//
Проворонила ворона вороненка.//
Петя пилил пилой пень.//
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.//
Пара птиц порхала,/ порхала/ — да не выпорхнула.//
Повтори без запинки:/
На осинке росинки/
Засверкали утром// перламутром.//
Перепел перепелочку и перепелят В перелеске прятал от ребят.//
Поле-то не полото,/ поле-то не полито,/
Просит полюшко попить,/ просит полюшко полить.//
Полкан попал в капкан.//
Променяла Прасковья карася/
На три пары полосатых поросят,/
Пробежали поросята по росе,/
Простудились поросята,/ да не все.//
Пилил Филипп полено из лип,/
Притупил пилу Филипп.//
Петр Петру пек пироги.//
Поля пошла полоть петрушку в поле.//
По бревну бобры бредут.///
Прохор и Пахом ехали верхом.//
Рубили древорубы сыры дубы на сруб.//
Рыла свинья тупорыла,/ белорыла,/ полдвора рылом изрыла,/ вырыла,/ подрыла.//
Рыбы в проруби/ — пруд пруди.//
Расскажите про покупки.// Про какие про покупки?// Про покупки,/ про покупки,/ про покупочки мои.//
Стоит Петр на копне в попоне и колпаке.//
А в попоне у Петра гороха полколпака.//
Свет не без добрых людей.//
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,/ да все с творогом.//
С вишен галок поп пугая,/ в саду увидел попугая.// Ты,/ поп,/ галок попугай,/ попугая не пугай.//
Сшит колпак не по-колпаковски,/ вылит колокол не по-колоколовски.// Надо колпак переколпаковать,/ пе- ревыколпаковать,/ надо колокол переколоколовать,/ пе- ревыколоколовать.//
Стоит поп на копне,/ колпак на попе,/ копна под попом,/ поп под колпаком.//
Стеша спешила,/ рубашку шила,//
Да поспешила/ — рукава не пришила.//
Слишком много ножек у сороконожек.//
С виду бабушка Улита/
И сурова,/ и сердита.//
Вы зайдите в гости к ней,/
Да отведайте сластей.//
Ткач ткет ткани/ на платки Тане.//
Терпение и труд/ всё перетрут.//
Топоры остры до поры,/ до поры остры топоры,/ до времени.//
Тридцать три корабля лавировали,/ лавировали,/ да не вылавировали.//
Труба трубит,/ труба поет,/
Трубач по улице идет.//
Тридцать три вагона в ряд/ тараторят,/ тарахтят.//
У Бори винт,/ у Вити бинт.//
У Аграфены и Арины/ растут георгины.//
Филат не бывает виноват.//
Филипп к печке прилип.//
Фрося полет в поле просо,/
Сорняки выносит Фрося.//
У Фани/ — фуфайка,/ у Феди/ — туфли.//
Флот плывет к родной земле,/
Флаг на каждом корабле.//
У Фили пили/ — Филю же и побили.//
У осы не усы,/ не усищи,/ а усики.//
Улов у Поликарпа/ —
Три карася,/ три карпа.//
Хлеб ржаной,/ батоны,/ булки/
Не добудешь на прогулке.//
Что в лоб,/ что по лбу.//
Чтобы не было беды,/
Наберите в рот воды.//
Чует кошка,/ чье мясо съела.//
В четверг,/ четвертого числа,/ в четыре с четвертью часа/ четыре черненьких курчавеньких чертеночка/ чертили черными чернилами чертеж.// Чрезвычайно чисто.//
Яблоко от яблони/
Недалеко падает.//
Язык без костей.//
Задание
Разберите предварительно, какая основная мысль заключена в скороговорочных текстах. В целом ряде из них она выражена пословицей или поговоркой, заканчивающей рассказ. Например: «О пустяках спорить — дело упустить» и т.д.
* * *
Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева; мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
* * *
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколов- ски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.
* * *
От топота копыт пыль по полю летит — едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги По- то играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.
* * *
Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так все не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
* * *
Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены и не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу, язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.
* * *
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова, — раз дрова, два дрова, три дрова, — не вместит двор дров — дрова выдворить. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
* * *
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом, так и сеет: и про щук и про леща, — мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вокруг леща — вот так это штука, — тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так эта штука!
* * *
Болтал, болтал — на чужой роток не накинешь платок: санки скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб! Всякая сорока от своего языка погибает — знай больше, а говори меньше.
* * *
Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про под- крупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. А все потому, куда ветерок — туда и умок! Хиханьки да хаханьки — доходишки ма- хоньки, лежа пищи не добудешь — вот у молодца только и золотца, что пуговка из оловца. Хорошо, хоть купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
* * *
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича
— шли, шли, вдруг перед ними река — широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидели попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики — путаная ворона куста боится.
От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
* * *
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапоршицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.
* * *
Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп. Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить укроп. Пришел Прокоп — не кипел укроп, а ушел Прокоп — закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» Но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего.
* * *
С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая, мимо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове все трын-трава. Нашего пономаря не пе- репономаривать стать. У всякой пташки свои замашки.
От топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму тетерев. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнуть, всхрапнул, да и присвистнул.
* * *
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров — дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся — толку добьются.
* * *
Тень, тень — потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел — по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов вязка.
* * *
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что я молодец-удалец съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, и все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами... Болтал- болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал, pe4t> умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой — тридцать три корабля, тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе подворье, погода размок- ропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпа- ковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоко- ловать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно зажурчишь.
* * *
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.
Присказки и сказки
Разберитесь в содержании присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.
Не белы лебеди по небу летят,/ русские люди сказки говорят.//
Сказка быль/ — не быль,/ да и не вранье.//
Верьте ей,/ не верьте,/ а слушать слушайте до конца.//
Конец/ — всему делу венец.//
Сказок у нас,/ что птиц стая,/ да ни одна из них не пустая.//
Кто намек поймет,/ тот с добычей уйдет,/ сказку нашу услыша.//
Добру-то все жить да расти,/ а зло чтоб с земли смести.//
Начинается наша сказка от правды,/ растет на вымысле,/ жнут ее шутками,/ провевают прибаутками,/ продают за ласковое слово сказочнику.//
Да то еще не сказка,/ а присказка,/ а сказка-то впереди будет.//
На море,/ на океане,/ на острове Буяне,/ стоит дерево — золотые маковки.// По этому дереву ходит кот- баюн: вверх идет/ — песню заводит,/ вниз идет/ — сказки сказывает.// Сказки сказываются с утра после обеда,/ поевши мягкого хлеба.// Это еще не сказка,/ а присказка,/ а сказка вся впереди будет.//
Просим теперь,/ честные господа,/ нашей сказки послушать.//
Скоро сказка сказывается,/ да не скоро дело делается.//
Зачинается,/ починается хорошая сказка.// Добрая повесть не от сивки,/ не от бурки,/ не от вещего каурки,/ не от молодецкого посвисту,/ не от бабьего покрику.//
Это не сказка,/ а присказка,/ сказка будет впереди.//
Жили-были журавль с журавлихой,/ поставили они стожок сенца/ — не сказать ли опять с конца?//
Вот вам сказка,/ а мне/ — бубликов вязка.//
Тексты стихотворений для чтения
Уходи,/ зима седая! //Уж красавицы Весны /Колесница золотая/ Мчится с горной вышины! // Старой спорить ли,/ тщедушной, /С ней /- царицею цветов, /С целой армией воздушной /Благовонных ветерков! // А что шума, /что гуденья, /Тёплых ливней и лучей, /И чириканья,/и пенья!.. //Уходи себе скорей! // У неё не лук,/ не стрелы, /Улыбнулась лишь - и ты, /Подобрав свой саван белый, /Поползла в овраг,/ в кусты!.. // Да найдут и по оврагам! //Вон/ - уж пчёл рои шумят,/И летит победным флагом /Пёстрых бабочек отряд! //А.Н. Майков
***
О,/ трепещущая птичка, /Песнь,/ рождённая в слезах! //Что,/ неловко,/ знать,/у этих Умных критиков в руках? //Ты бы им про солнце пела, /А они тебя корят, /Отчего под их органчик /Не выводишь ты рулад!//А.Н.Майков
***
Всё вокруг меня,/ как прежде - /Пестрота /и блеск в долинах... //Лес опять тенист и зелен, /И шумит в его вершинах... // Отчего ж так сердце ноет, /И стремится,/ и болеет, /Неиспытанного просит /И о прожитом жалеет? // Не начать ведь жить сначала - /Даром сила растерялась,/Да и попусту растратишь /Ту,/ которая осталась... // А вокруг меня,/ как прежде, /Пестрота и блеск в долинах! //Лес опять тенист и зелен, /И шумит в его вершинах!.. //А.Н. Майков
Ласточки
Мой сад с каждым днём увядает; /Помят он, /поломан и пуст, /Хоть пышно ещё доцветает /Настурций в нём огненный куст... // Мне грустно! //Меня раздражает /И солнца осеннего блеск,/ И лист,/ что с берёзы спадает,/ И поздних кузнечиков треск. // Взгляну ль по привычке под крышу /Пустое гнездо над окном: /В нём ласточек речи не слышу, /Солома обветрилась в нём... // А помню я,/ как хлопотали /Две ласточки, /строя его! //Как прутики глиной скрепляли /И пуху таскали в него! // Как весел был труд их, /как ловок! //Как любо им было, /когда Пять маленьких, /быстрых головок /Выглядывать стали с гнезда!// И целый-то день говоруньи, /Как дети,/ вели разговор...// Потом полетели,/ летуньи! //Я мало их видел с тех пор! // И вот - /их гнездо одиноко! //Они уж в иной стороне - /Далёко,/ далёко,/ далёко... //О,/ если бы крылья и мне! //А.Н. Майков
Под дождём
Помнишь:/ мы не ждали ни дождя,/ни грома, /Вдруг застал нас ливень/ далеко от дома, /Мы спешили скрыться /под мохнатой елью /Не было конца тут/ страху и веселью! //Дождик лил сквозь солнце,/и под елью мшистой /Мы стояли точно в клетке золотистой, /По земле вокруг нас/ точно жемчуг прыгал/Капли дождевые, /скатываясь с игол, /Падали,/ блистая,/ на твою головку,/ Или с плеч катились прямо под снуровку.// Помнишь -/ как всё тише смех наш становился. //Вдруг над нами прямо/ гром перекатился -// Ты ко мне прижалась,/ в страхе очи жмуря.// Благодатный дождик!// золотая буря! //А.Н.Майков
***
Бледный луч луны пробился/ Сквозь таинственной листвы,/И приносит ветер теплый/ Запах скошенной травы.// Всё бы только здесь лежал я,/ Под навесом этих ив,/В даль немую, /в купол звездный,/ Взор бесцельно устремив;// Всё бы слушал,/ как вершина/ Ивы дремлющей шумит,/Как на темном дне оврага/ По камням родник журчит.// Это тихое журчанье,/ Шелест листьев, /свет луны -/На меня всё навевает/ Примиряющие сны...// Ночь!/ с твоим сияньем кротким,// Для усталого меня,/Ты дороже и милее/ Ярко блещущего дня...//А. Плещеев
Весна
Опять весной/ в окно мое пахнуло,/И дышится отрадней/ и вольней...//В груди тоска/ гнетущая заснула,/Рой светлых дум /идет на смену ей.// Сошли снега...//Оковы ледяные/Не тяготят сверкающей волны...//И плуга ждут далекие,/ немые/Поля моей родимой стороны.// О,/ как бы мне из этих комнат душных/Скорей туда хотелось -/ на простор,/Где нету фраз /трескучих и бездушных,/Где не гремит /витий продажных хор.// В поля!// в поля!// знакомая природа/К себе красой стыдливою манит...//В поля! //там песнь воскресшего народа/Свободная и мощная звучит.//А.Н.Плещеев
Дачи
Люблю я вас, /дачки!// Идешь себе ночью,/А окна, /балконы отворены все;/И звук фортепьяно оттуда несется,/И льются напевы в ночной тишине.//А вот у окна /вдруг явилась головка;/Вот черные очи/ как звезды блестят,/На плечах лилейных шелковые кудри,/Атласные щечки румянцем горят!//И смотришь -/ а ночь так свежа и ясна,/И розами пахнет,/ и светит луна!//А.Н.Плещеев
Сирота
Не прельщайте,/ не маните,/Пылкой юности мечты!//Удалитесь, /улетите/От бездомной сироты!// Что ж вы, /злые, /что вы вьетесь/Над усталой головой?//Что вы с ветром не несетесь/В край неведомый, /чужой?// Были дни - /и я любила/Сны о радости земной;/Но надежда изменила;/Радость - /сон в судьбе моей.// Наяву же/ - в облегченье/Только слезы проливать,/И не верить в обольщенье,/И покоя не вкушать.// Не прельщайте ж,/не маните,/Светлой радости мечты!//Унеситесь, /улетите/От бездомной сироты!//А.В.КольцовПутник
Сгустились тучи,/ ветер веет,/Трава пустынная шумит;/Как черный полог,/ ночь висит,/И даль пространная чернеет;/Лишь там, /в дали степи обширной,/Как тайный луч звезды призывной,/Зажжен случайною рукою,/Горит огонь во тьме ночной.//Унылый путник запоздалый,/Один среди глухих степей,/Плетусь к ночлегу; /на своей/Клячонке тощей и усталой/Держу я путь к тому огню;//Ему я рад,/ как счастья дню.//И кто так пристально средь ночи/Вперял на деву страстны очи,/Кто, /не смыкая зорких глаз,/Кто так стерег условный час,/Как я,/ с походною торбою,/Трясясь на кляче чуть живой,/Встречал огонь во тьме ночной?//То наш очаг горит звездою,/То спеет каша степняка/Под песнь родную чумака!..//А.В.Кольцов