Раз, два, три, четыре, пять.
Е.C. Анищенкова
Ученики сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
Е. Анищенкова
Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.
По бревну,
По бревнышку
Проползла
Букашечка,-
Пролетела
Бабочка,
Пропархала
Пташечка.
Шагать на месте, скандируя стихотворение.
Дождик какпает — кап, кап,
С Мишиных лохматых лап.
Любит летнею порой
Душ принять он дождевой.
В. Мирясова
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча и перед собой.
7.5.Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи
Различают три типа голосообразования (голосовой атаки).
1. Придыхательный — когда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и медленно, обеспечивая спокойное образования звука.
2. Твердый — плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под ними резко увеличивается, воздушная струя толчком размыкает их.
3. Мягкий — дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука.
Упражнения для формирования навыка мягкой голосоподачи.
Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихотворения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).
Ах! Какое яркое солнце!
Ох, ну и крепкий мороз!
Ух, какая тяжелая сумка!
Ах, эти грибы в сметанном соусе...
Ой-ой-ой, я уколол палец.
Ай-ай-ай, я опять опоздала.
Ах, этот дождливый осенний вечер...
Ах! Играем мы в футбол.
Ох! Красивый будет гол.
Эх! Промазал в этот раз...
Ух! Вратарь команду спас!
* * *
И тихо дремлют рощи,
И шорох по лесам...
Унылая пора, очей очарованье...
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые...
Ядра — чистый изумруд,
Белку холят, берегут.
А. С. Пушкин
7.6.Формирование темпо-ритмической организации речи
Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок.
Согласование речи с плавным движением кисти ведущей руки. (Движение рук дирижера.)
Мимозы Мила/ маме купила.//
Маму я молю упрямо://
«Молочка налей мне,/ мама,/
Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//
(Вторую и третью строчки надо канючить.)
Вы малину мыли ли?/
Мыли,/ но не мылили.//
Мама Милу мылом мыла,/
Мила мыла не любила,/
Но не ныла Мила.//
Медный ковш упал на дно / —
И обидно,/ и досадно,/
Ну да ладно,/ всё одно./
Арина грибы мариновала,/
Марина малину перебирала.//
И волки сыты,/ и овцы целы.//
Ищи ветра в поле.//
Один в поле не воин.//
Из-за леса,/ из-за гор/
Едет дедушка Егор.//
Не красна изба углами,/
А красна/ — пирогами.//
Яблоко от яблони/
Недалеко падает.//
Язык без костей.//
Близок локоток,/ да не укусишь.//
Терпение и труд/ всё перетрут.//
Бодливой корове/ Бог рог не дает.//
Не зная броду,/ не суйся в воду.//
Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//
Всякому овощу/ свое время.//
На воре и шапка горит.//
Стеша спешила,/ рубашку шила,//
Да поспешила/ — рукава не пришила.//
Век живи/ — век учись.//
Не всё коту масленица,/
Бывает и Великий пост.//
Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//
Москва не сразу строилась.//
Свет не без добрых людей.//
Чует кошка,/ чье мясо съела.//
Дорога ложка к обеду.//
Любишь кататься/ — люби и саночки возить.
На горе Арарат/
Растет крупный виноград.//
Не рой яму другому,/
Сам в нее попадешь.//
Что в лоб,/ что по лбу.//
По бревну бобры бредут./
Улов у Поликарпа/ —
Три карася, три карпа.//
На болоте, на лугу/
Стоит миска творогу.//
Прилетели две тетери,/
Поклевали — улетели.//
Погода размокропогодилась.//
Проворонила ворона вороненка.//
Труба трубит,/ труба поет,/
Трубач по улице идет.//
Чтобы не было беды,/
Наберите в рот воды.//
Чтение текстов:
ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ
Жил-был пискарь.// И отец и мать у него были умные;/ помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху,/ ни к щуке в хайло не попали.// И сыну то же заказали.// «Смотри,/ сынок,/ — говорил старый пискарь,/ умирая,/ — коли хочешь жизнью жуировать,/ так гляди в оба!»//
А у молодого пискаря ума палата была.// Начал он этим умом раскидывать и видит:/ куда ни обернется/ — везде ему мат.// Кругом,/ в воде,/ всё большие рыбы плавают,/ а он всех меньше;/ всякая рыба его заглотать может,/ а он никого заглотать не может.// Да и не понимает:/ зачем глотать?// Рак может его клешней пополам перерезать,/ водяная блоха/ — в хребет впиться и до смерти замучить.// Даже свой брат пискарь/ — и тот,/ как увидит,/ что он комара изловил,/ целым стадом так и бросятся отнимать.// Отнимут и начнут друг с дружкой драться,/ только комара задаром растреплют.//
А человек?// — что это за ехидное создание такое!// каких каверз он ни выдумал,/ чтоб его,/ пискаря,/ напрасною смертью погублять!// И невода,/ и сети,/ и верши,/ и норота,/ и наконец...// уду!// Кажется,/ что может быть глупее уды?// — Нитка,/ на нитке крючок,/ на крючке — червяк или муха надеты...// Да и надеты-то как?..// в самом,/ можно сказать,/ неестественном положении!// А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!//
Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал.// «Пуще всего берегись уды!// — говорил он,/ — потому что хоть и глупейший это снаряд,/ да ведь с нами,/ пискаря ми,/ что глупее,/ то вернее.// Бросят нам муху,/ словно нас же приголубить хотят;/ ты в нее вцепишься/ — ан в мухе-то смерть!»//
Рассказывал также старик,/ как однажды он чуть- чуть в уху не угодил.// Ловили их в ту пору целою артелью,/ во всю ширину реки невод растянули,/ да так версты с две по дну волоком и волокли.// Страсть,/ сколько рыбы тогда попалось!// И щуки,/ и окуни,/ и головли,/ и плотва,/ и гольцы,/ — даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали!// А пискарям так и счет потеряли.// И каких страхов он,/ старый пискарь,/ натерпелся,/ покуда его по реке волокли,/ — это ни в сказке сказать,/ ни пером описать.// Чувствует,/ что его везут,/ а куда — не знает.// Видит,/ что у него с одного боку/ — щука,/ с другого/ — окунь;/ думает:/ вот-вот,/ сейчас,/ или та,/ или другой его съедят,/ а они/ — не трогают...// «В ту пору не до еды,/ брат,/ было!»// У всех одно на уме:/ смерть пришла!// а как и почему она пришла/ — никто не понимает.// Наконец стали крылья у невода сводить,/ выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить.// Тут-то он и узнал,/ что такое уха.// Трепещется на песке что-то красное;/ серые облака от него вверх бегут;/ а жарко таково,/ что он сразу разомлел.//
И без того без воды тошно,/ а тут еще поддают...// Слышит — «костер»,/ говорят.// А на «костре» на этом черное что-то положено,/ и в нем вода,/ точно в озере,/ во время бури,/ ходуном ходит.// Это/ — «котел»,/ говорят.// А под конец стали говорить:/ вали в «котел» рыбу — будет «уха»!// И начали туда нашего брата валить.// Шваркнет рыбак рыбину/ — та сначала окунется,/ потом,/ как полоумная,/ выскочит,/ потом опять окунется/ — и присмиреет.// «Ухи»,/ значит,/ отведала.// Валили-ва- лили сначала без разбора,/ а потом один старичок глянул на него и говорит:/ «Какой от него,/ от малыша,/ прок для ухи!// пущай в реке порастет!»// Взял его под жабры,/ да и пустил в вольную воду.// А он,/ не будь глуп,/ во все лопатки/ — домой!// Прибежал,/ а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает...//
И что же!// сколько ни толковал старик в ту пору,/ что такое уха и в чем она заключается,/ однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!//
Но он,/ пискарь-сын,/ отлично запомнил поучения пискаря-отца,/ да и на ус себе намотал.// Был он пискарь просвещенный,/ умеренно-либеральный,/ и очень твердо понимал,/ что жизнь прожить — не то что мутовку облизать.// «Надо так прожить,/ чтоб никто не заметил,/ — сказал он себе,/ — а не то как раз пропадешь!»/ — и стал устраиваться.// Первым делом нору для себя такую придумал,/ чтоб ему забраться в нее было можно,/ а никому другому — не влезть!// Долбил он носом эту нору целый год,/ и сколько страху в это время принял,/ ночуя то в иле,/ то под водяным лопухом,/ то в осоке.// Наконец,/ однако,/ выдолбил на славу.// Чисто,/ аккуратно/ — именно только одному поместиться впору.// Вторым делом,/ насчет житья своего решил так:/ ночью,/ когда люди,/ звери,/ птицы и рыбы спят/ — он будет моцион делать,/ а днем/ — станет в норе сидеть и дрожать.// Но так как пить-есть все-таки нужно,/ а жалованья он не получает и прислуги не держит,/ то будет он выбегать из норы около полден,/ когда вся рыба уж сыта,/ и,/ бог даст,/ может быть,/ козявку-другую и промыслит.// А ежели не промыслит,/ так и голодный в норе заляжет,/ и будет опять дрожать.// Ибо лучше не есть,/ не пить,/ нежели с сытым желудком жизни лишиться.//
Так он и поступал.// Ночью моцион делал,/ в лунном свете купался,/ а днем забирался в нору и дрожал.// Только в полдни выбежит кой-чего похватать/ — да что в полдень промыслишь!// В это время и комар под лист от жары прячется,/ и букашка под кору хоронится.// Поглотает воды/ — и шабаш!//
Лежит он день-деньской в норе,/ ночей не досыпает,/ куска не доедает,/ и все-то думает:/ «Кажется,/ что я жив?// ах,/ что-то завтра будет?»//
Задремлет,/ грешным делом,/ а во сне ему снится,/ что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл.// Не помня себя от восторга,/ перевернется на другой бок/ — глядь,/ ан у него целых полрыла из норы высунулось...// Что,/ если б в это время щуренок поблизости был!// ведь он бы его из норы-то вытащил!// Однажды проснулся он и видит:/ прямо против его норы стоит рак.// Стоит неподвижно,/ словно околдованный,/ вытаращив на него костяные глаза.// Только усы по течению воды пошевеливаются.// Вот когда он страху набрался!// И целых полдня,/ покуда совсем не стемнело,/ этот рак его поджидал,/ а он тем временем все дрожал,/ все дрожал.//
В другой раз,/ только что успел он перед зорькой в нору воротиться,/ только что сладко зевнул,/ в предвкушении сна,/ — глядит,/ откуда ни возьмись,/ у самой норы щука стоит и зубами хлопает.// И тоже целый день его стерегла,/ словно видом его одним сыта была.// А он и щуку надул:/ не вышел из норы,/ да и шабаш.//
И не раз,/ и не два это с ним случалось,/ а почесть что каждый день.// И каждый день он,/ дрожа,/ победы и одоления одерживал,/ каждый день восклицал:/ «Слава тебе,/ Господи!// жив!»//
Но этого мало:/ он не женился и детей не имел,/ хотя у отца его была большая семья.// Он рассуждал так:/ «Отцу шутя можно было прожить!// В то время и щуки были добрее,/ и окуни на нас,/ мелюзгу,/ не зарились./ / А хотя однажды он и попал было в уху,/ так и тут нашелся старичок,/ который его вызволил!// А нынче,/ как рыба-то в реках повывелась,/ и пискари в честь попали.// Так уж тут не до семьи,/ а как бы только самому прожить!»//
И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет.// Все дрожал,/ все дрожал.// Ни друзей у него,/ ни родных;/ ни он к кому,/ ни к нему кто.// В карты не играет,/ вина не пьет,/ табаку не курит,/ за красными девушками не гоняется/ — только дрожит да одну думу думает:/ «Слава Богу!// кажется,/ жив!»//
Даже щуки,/ под конец,/ и те стали его хвалить:/ «Вот,/ кабы все так жили/ — то-то бы в реке тихо было!»// Да только они это нарочно говорили;/ думали,/ что он на похвалу-то отрекомендуется/ — вот,/ мол,/ я!// тут его и хлоп!// Но он и на эту штуку не поддался,/ а еще раз своею мудростью козни врагов победил.//
Сколько прошло годов после ста лет/ — неизвестно,/ только стал премудрый пискарь помирать.// Лежит в норе и думает:/ «Слава богу,/ я своею смертью помираю,/ так же,/ как умерли мать и отец».// И вспомнились ему тут щучьи слова:/ «Вот кабы все так жили,/ как этот премудрый пискарь живет...»// А ну-тка,/ в самом деле,/ что бы тогда было?//
Стал он раскидывать умом,/ которого у него была палата,/ и вдруг ему словно кто шепнул:/ «Ведь этак,/ пожалуй,/ весь пискарий род давно перевелся бы!»// <...>
М.Е. Салтыков-Щедрин
7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.
(Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений просодической стороны речи)
Упражнение 1. Тренировать ритмические движения под музыку:
а) участники группы двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
Упражнение 2. Изобразить интонационно и вербально:
— грозного владыку,
— кокетливую барышню,
— деревенского дурачка,
— лазутчика.
Упражнение 3. Изобразить интонационно следующие состояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с разным настроением):
— нейтральное, — хмурое,
— простодушное, — враждебное,
— саркастическое, — радостное,
— злое, — усталое,
— немного сердитое, — грустное,
— недовольное, — скорбное,
— возмущенное, — удивленное,
— притворно радостное, — расстроенное,
— сомневающееся, — скептическое.
Упражнение 4. Письменное задание — проанализировать эмоциональное состояние.
1. Предлагается список предложений для завершения:
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:
— хорошо,
— глупо,
— грустно,
— сердито,
— неуверенно,
— испуганно,
— смело,
— радостно.
Упражнение 5. Интонационно выразить:
— радость,
— грусть,
— злость,
— печаль,
— скорбь,
— недовольство,
— объясниться в любви,
— сказать комплимент,
— рассердиться,
— объяснять бестолковому,
— передать сплетню,
— поздравить с праздником,
— произнести лозунг.
Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
Упражнение 6. «Имитация диалогов». Все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ» или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания:
— учитель — ученик,
— врач — пациент,
— милиционер — правонарушитель,
— знакомство юноши с девушкой.
Упражнение 7. «Звукоподражательное изображение животных».
Инструкция:
Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику и голос.
Упражнение 8. Рассматривать воображаемые фотографии; выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение, озвучить.
Упражнение 9. Передать воображаемые эмоции, предметы и объекты (радость, удивление, гнев, ежик, гиря, котенок и т.д).
Упражнение 10. Инсценировать сказки на языке «АОУИ» или «АОУ»:
Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!».
Инструкция:
— Мимика, жест, движения, интонация — утрированно-выразительные; все слова в предложениях замещаются сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
Упражнение 11. Выразить эмоциональное отношение по кругу.
Инструкция:
— Изобразить различные эмоциональные состояния; озвучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:
— гнев, — любовь,
— радость, — забота,
— раздражение, — смятение чувств,
— презрение, — подавленность,
— недоумение, — отверженность,
— восторг, — отчужденность,
— огорчение, — стыд,
— удовольствие, — агрессия,
— грусть, — апатия.
Упражнение 12. «Пение диалогов» (Лиса Алиса — Кот Базилио; Пьеро — Мальвина).
Упражнение 13. Постановка оперы (могут быть использованы сюжеты сказок).
Упражнение 14. Определить, какую эмоцию выражает партнер:
— растерянность, — смущение,
— отчаяние, — скромность,
— нежность, — кокетство,
— высокомерие, — гордость,
— восхищение, — трепет,
— зависть, — мстительность,
— трусость, — малодушие,
— патриотизм.
Упражнение 15. Диалог на заданную тему на языке «АОУ» или «АОУИ» (по два участника в центре круга):
— сплетня;
— скандал;
— спор;
— радостная новость;
— поздравление;
— скорбная весть;
— ленивый, вялый диалог;
— «светский щебет»;
— агрессия;
— угроза.
Упражнение 16. Инсценировать сказку на языке сочетаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
Упражнение 17. «Встреча».
Упражнение выполняется в парах.
Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением:
— друзей;
— врагов;
— братьев;
— сестер;
— подруг;
— соседок;
— детей и родителей;
— одноклассников.
Упражнение 18. «Приветствие».
Инструкция: встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выразить радость от встречи.
Упражнение 19. «Уникальная личность».
Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-са- мый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и Т.Д.).
Упражнение 20. «Подарок ко дню рождения».
Инструкция:
— Выберите сказочный персонаж (Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит,
о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить
в дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что хочет каждый, и поздравить.
Упражнение 21. Высказать добрые пожелания друг другу.
Упражнение 22. «Письмо другу».
Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу по группе.
Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату.
Упражнение 23. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза.
Движение — «Карусель» (Один круг внутри другого).
Упражнение 24. «Необитаемый остров».
Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно освоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществить инсценировку.
Упражнение 25. «Трехпрограммное радио».
В центре — три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20—30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».
Возможны пародии на следующие программы: «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д.
Упражнение 26. «Сила слова».
Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.
Все по очереди зачитывают свои списки. Затем проводится их анализ.
Упражнение 27. «Модели поведения».
Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как: уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:
• Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете его плохим велосипедистом. Вы говорите ему...
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
• Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...
• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...
Упражнение 28. Произносить пословицы, чистоговор- ки, скороговорки с различной интонацией.
Упражнение 29. «Диалог».
Один — лидер контакта, другой — пассивный участник.
Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.
Упражнение 30. Сказка-пародия «Красная Шапочка».
Представить сказку в жанре:
— фильма ужасов;
— мелодрамы;
— детектива (триллер или боевик).
Упражнение 31. Пародия на программу новостей — «Вести» (по два участника):
1- й блок — новости в стране,
2- й блок — зарубежные новости,
3- й блок — новости спорта,
4- й блок — новости культуры,
5- й блок — о погоде (метеосводка).
Один из участников — журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события.
Упражнение 32. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).
Упражнение 33. «Семья»:
• японская;
• русская;
• французская;
• английская.
Сюжеты для разыгрывания:
— знакомство;
— помолвка;
— конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.
Упражнение 34. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):
— сплетня;
— скандал;
— спор;
— радостная новость;
— поздравление;
— скорбная весть;
— ленивый, вялый диалог;
— «светский щебет»;
— агрессия;
— угроза.
Упражнение 35. «За спиной».
Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс обсуждения и «проработки».
Упражнение 36. Интонационно и вербально выразить:
— радость,
— грусть,
— злость,
— печаль,
— скорбь,
— недовольство,
— объясниться в любви,
— сказать комплимент,
— рассердиться,
— объяснять что-то бестолковому товарищу,
— рассказать сплетню,
— поздравить с праздником,
— произнести лозунг.
Можно использовать тексты пословиц, поговорок, чисто говорок.
Упражнение 37. Возможные ситуации для разыгрывания:
• Четверо пассажиров оказались в одном купе. Возникла необходимость познакомиться, завязать и поддержать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пассажир настроен агрессивно, второй — неуверенный в себе, третий — уравновешенный, четвертый — безразличный.
• Два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог.
• Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому, с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, которая нравится, к чужому человеку, к отцу или матери. ,
• Встреча одноклассников через двадцать лет после окончания школы.
• Имитация разговора по телефону. Участники выбирают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют разговор по телефону.
Упражнение 38. «Гастроли» — концертная программа.
В программе:
— сольное и хоровое исполнение песен;
— чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);
— постановка сцен из спектаклей;
— монологи;
— инсценировка песен;
— инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.;
— пародии на постановку оперы и балета.
Упражнение 39. «Художественный фильм».
Главная задача: стать режиссером своей жизни.
Каждый выступает в роли сценариста, режиссе- ра-постановщика, выбирает актера на главную роль.
Упражнение 40. Короткий диалог на заданную тему: «Здравс1 »уй! Мне приятно тебе сказать...»
Упражнение 41. «Пассажиры в купе».
Пассажиры:
1 — холерик,
2 — сангвиник,
3 — флегматик,
4 — меланхолик.
Задание:
— познакомиться;
— завязать и поддержать беседу.
Упражнение 42. «Экскурсия по городу».
Выступление на улице. Рассказ о достопримечательностях родного города, поселка и т.п.
Упражнение 43. Диалог по воображаемому телефону:
— с ребенком,
— с начальником,
— с любимым,
— с другом.
Упражнение 44. «Продавец — покупатель».
а) Один — агент по продаже, другой — пассажир электрички.
б) Один — продавец газет и журналов, другой — прохожий.
в) Один — продавец цветов, другой — прохожий. Задание: уговорить купить товар.
Упражнение 45. «Конкурс».
Придумать текст для рекламы — краткий и информативный.
Победителям вручается приз!
Концертная программа
1. Групповое музыкально-поэтическое выступление, в котором участвует вся группа.
2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.
3. Стихотворно-прозаическая композиция.
4. Выступление с прозаическим материалом.
5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.
6. Композиция из стихотворного и прозаического материала и инсценированных песен.
7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы.
8. Короткие юмористические сценки с двумя-четырьмя участниками.
9. Представление участников.
10. Заключительная песня.
7.8. Схема индивидуального логопедического занятия с использованием методов коррекции просодических компонентов речи
1. Перед началом каждого занятия пациента необходимо посадить на стул или на табурет и максимально расслабить плечевой пояс. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкнуты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ровное.
Для того чтобы настроить пациента на занятие и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.
2. После достижения определенного уровня релаксации можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.
После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса «м» сочетается с гласными «у», «о», «а», «я» в прямых и обратных слогах.
«Мычание» производится пациентом с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо и медленно, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, то есть голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.
Работа над голосом начинается именно с звука «м», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость, и пациент хорошо слышит себя.
Звук «м» — наиболее простой звук с анатомо-физио- логической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно при имеющейся вокальной судороге при заикании, а также и при смыкательном гортанном спазме.
При произнесении звука «м» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, — которые способствуют релаксации органов голосообразования и артикуляции.
Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «мммм- мм...»
Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:
му-ма-мо-ми-мэ
ум-ам-ом-им-эм
мну-мна-мно-мнэ
мгу-мга-мго-мгэ
ну-на-но-нэ
нгу-нга-нго-нгэ
В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:
— упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) — выдох (подтягивается);
— упражнение «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания);
— упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;
— упражнение «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха;
— упражнение «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;
— упражнение «Насос» — тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...».
Одно из основных условий правильной речи — достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность.
При заикании смыкательная голосовая судорога провоцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается», субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, аккуратное, плавное произношение тех или иных звуков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Выдох всегда направляем на гласный звук.
Ясность и четкость произношения — еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая».
В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто выразительное произнесение гласных звуков, что является залогом четкой артикуляции. При этом нельзя забывать о мягкой голосоподаче.
Упражнение 1
1) Каждый гласный звук артикулировать без голоса.
2) Каждый звук произнести:
— шепотом;
— тихим голосом;
— голосом средней громкости;
— громко.
А
О
у
И
Э
АЭ --- АУ --- АО ---- АИ --- ОУ----
ОН --- ОЭ --- ОА---- и т.д.
АОЭ --- ЭОА ОУА---- УАО --- ЭИО ---
УИЭ -- ОАО и т.д.
АОУИ -- ОУАИ -- ОУЭА -- ЭАУО --
ЭОУА-- АУОИ --- ЭОАУ--- и т.д.
Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»).
Необходимо отслеживать четкость артикуляции каждого звука, а также громкость и полётность голоса.
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот: У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной.
Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»:
ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д. Постепенно звуковой ряд удлиняется: ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи ауоиа-уаоиэ-эуоаи -уаоу и....
Усиление голоса: артикуляция звука — шепот — тихо — громко...
о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ
а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ
и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА
э-э-э-Э эуи-эуи-эуи-ЭУИ
Ослабление голоса: громко — тихо — шепот — артикуляция звука...
ОУ-оу-оу-оу...
ОИ-ои-ои-ои...
АИ-аи-аи-аи...
ЭУ-эу-эу-эу...
АУИ-ауи-ауи-ауи...
ОУИ-оуи-оуи-оуи...
ЭУИ-эуи-эуи-эуи...
Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
а-а-А-А
у-у-У-У.
о-о-О-О
и-и-И-И.
э-э-Э-Э.
оу-оу-ОУ-ОУ...
аи-аи-АИ-АИ
уи-уи-УИ-УИ...
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
А-А-а-а-а....
О-О-о-о-о....
У-У-у-у-у....
Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса.
Развитие силы голоса:
0-0 О О
У - У У У
А-А А А
АУ - АУ АУИ - АУИ ОУИ - ОУИ
АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ
Имитация укачивания ребенка, куклы:
А А А А А А А А А А А
У У У У У У У У У У У
При работе над тембром голоса у заикающегося перед логопедом стоят следующие задачи:
— выработать звонкость, собранность звучания;
— нивелировать сдавленность голоса путем разна- пряжения мышц шеи и гортани;
— снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;
— выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, уверенное звучание;
— выработать выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.
Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса:
— произнесение сонорных согласных «м» и «н» с гласными.
Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регистре, в одной тональности:
ммуммоммаммиммаммм
ннунноннаннуннниннн
мммнуммноммнаммниимнаммм
— повышение и понижение голоса на сонорных согласных «м», «н» с паузами и без пауз;
— произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:
Маму я молю упрямо: «Молока налей мне мама...» ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО, ММОЛОКАННАЛЕЙММННЕММАММА.
Мимозы Мила маме купила... ММИММОЗЫММИЛАММ АММЕКУПИЛА...
После длительного произнесения каждого звука или звукосочетания необходимо делать остановку — паузу.
При произнесении звукосочетаний переход от одного звука к другому должен осуществляться плавно, один звук «перетекает» в другой.
Все предложение произносится как одно многосложное слово.
Упражнение 2
Работа со словом
Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно, на одном выдохе, и только затем — само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с началом выдоха. Ударный звук произносится громче:
Аия-Аия-Азия
Ауа-Ауа-Азбука
Ао-Ао-Автор
Аиу-Аиу-Азимут
Оа-Оа-Окна
Оао-Оао-Облако
Эа-Эа-Эра и т.д.
Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине и в конце слова.
Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.
Операция. Образец. Упаковка. Имитация.
Произнесение каждого гласного звука сопровождается «дирижированием».
N
3. Работа над фразой.
Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как многосложное слово. Произнесение каждого слога сопровождаете «дирижированием» — горизонтальным движением кисти ведущей руки.
Предложения из двух слов:
Ария известна. Айсберг огромен.
Отпуск окончился. Осы улетели.
Атлас устарел. Окна окрашены.
Эхо отзвучало. Ужин окончен... и т.д.
Предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков:
Аисты улетают осенью.
Автобус остановился у остановки.
Это артист эстрады.
Окна окрашены охрой.
Узкая улица извилиста.
Избы обнесены изгородью.
Предложения из четырех слов:
В лесу много грибов и ягод.
У Володи волнистые волосы.
В вазу высыпали спелую вишню.
Ольга накинула на голову платок.
Над водой пролетела стая чаек.
Сегодня хороший теплый вечер.
Летний день клонился к закату.
По лугу расстилался вечерний туман.
Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.
Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные логоритмические упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на по- слоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т.д. Например, читаем сопряженно или отраженно стихотворение В. Мирясовой, каждый слог отхлопывая ладошками:
Балалайка есть у зайки,/
С нею ходит целый день.//
И бренчит на балалайке:/
Тренди-брень.//
Или шагаем на месте, скандируя:
Тикают часы — тик-так.//
Стрелки двигаются в такт.//
Мы заводим их опять,/
Чтоб<