Раз, два, три, четыре, пять.

Е.C. Анищенкова

Ученики сгибают руки в локтях, совершают пооче­редно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Е. Анищенкова

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

По бревну,

По бревнышку

Проползла

Букашечка,-

Пролетела

Бабочка,

Пропархала

Пташечка.

Шагать на месте, скандируя стихотворение.

Дождик какпает — кап, кап,

С Мишиных лохматых лап.

Любит летнею порой

Душ принять он дождевой.

В. Мирясова

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча и перед собой.

7.5.Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи

Различают три типа голосообразования (голосовой атаки).

1. Придыхательный — когда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и мед­ленно, обеспечивая спокойное образования звука.

2. Твердый — плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под ни­ми резко увеличивается, воздушная струя толчком раз­мыкает их.

3. Мягкий — дыхание и включение в работу голосо­вых складок происходит одномоментно, что обеспечива­ет интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука.

Упражнения для формирования навыка мягкой голосо­подачи.

Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихо­творения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижи­рования (на слог).

Ах! Какое яркое солнце!

Ох, ну и крепкий мороз!

Ух, какая тяжелая сумка!

Ах, эти грибы в сметанном соусе...

Ой-ой-ой, я уколол палец.

Ай-ай-ай, я опять опоздала.

Ах, этот дождливый осенний вечер...

Ах! Играем мы в футбол.

Ох! Красивый будет гол.

Эх! Промазал в этот раз...

Ух! Вратарь команду спас!

* * *

И тихо дремлют рощи,

И шорох по лесам...

Унылая пора, очей очарованье...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало...

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые...

Ядра — чистый изумруд,

Белку холят, берегут.

А. С. Пушкин

7.6.Формирование темпо-ритмической организации речи

Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок.

Согласование речи с плавным движением кисти ве­дущей руки. (Движение рук дирижера.)

Мимозы Мила/ маме купила.//

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//

(Вторую и третью строчки надо канючить.)

Вы малину мыли ли?/

Мыли,/ но не мылили.//

Мама Милу мылом мыла,/

Мила мыла не любила,/

Но не ныла Мила.//

Медный ковш упал на дно / —

И обидно,/ и досадно,/

Ну да ладно,/ всё одно./

Арина грибы мариновала,/

Марина малину перебирала.//

И волки сыты,/ и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Один в поле не воин.//

Из-за леса,/ из-за гор/

Едет дедушка Егор.//

Не красна изба углами,/

А красна/ — пирогами.//

Яблоко от яблони/

Недалеко падает.//

Язык без костей.//

Близок локоток,/ да не укусишь.//

Терпение и труд/ всё перетрут.//

Бодливой корове/ Бог рог не дает.//

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//

Всякому овощу/ свое время.//

На воре и шапка горит.//

Стеша спешила,/ рубашку шила,//

Да поспешила/ — рукава не пришила.//

Век живи/ — век учись.//

Не всё коту масленица,/

Бывает и Великий пост.//

Готовь сани летом,/ а телегу — зимой.//

Москва не сразу строилась.//

Свет не без добрых людей.//

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

Дорога ложка к обеду.//

Любишь кататься/ — люби и саночки возить.

На горе Арарат/

Растет крупный виноград.//

Не рой яму другому,/

Сам в нее попадешь.//

Что в лоб,/ что по лбу.//

По бревну бобры бредут./

Улов у Поликарпа/ —

Три карася, три карпа.//

На болоте, на лугу/

Стоит миска творогу.//

Прилетели две тетери,/

Поклевали — улетели.//

Погода размокропогодилась.//

Проворонила ворона вороненка.//

Труба трубит,/ труба поет,/

Трубач по улице идет.//

Чтобы не было беды,/

Наберите в рот воды.//

Чтение текстов:

ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ

Жил-был пискарь.// И отец и мать у него были ум­ные;/ помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху,/ ни к щуке в хайло не попали.// И сыну то же заказали.// «Смотри,/ сынок,/ — говорил старый пискарь,/ умирая,/ — коли хочешь жизнью жуировать,/ так гляди в оба!»//

А у молодого пискаря ума палата была.// Начал он этим умом раскидывать и видит:/ куда ни обернется/ — везде ему мат.// Кругом,/ в воде,/ всё большие рыбы плавают,/ а он всех меньше;/ всякая рыба его заглотать может,/ а он никого заглотать не может.// Да и не пони­мает:/ зачем глотать?// Рак может его клешней пополам перерезать,/ водяная блоха/ — в хребет впиться и до смерти замучить.// Даже свой брат пискарь/ — и тот,/ как увидит,/ что он комара изловил,/ целым стадом так и бросятся отнимать.// Отнимут и начнут друг с друж­кой драться,/ только комара задаром растреплют.//

А человек?// — что это за ехидное создание такое!// каких каверз он ни выдумал,/ чтоб его,/ пискаря,/ напрасною смертью погублять!// И невода,/ и сети,/ и верши,/ и норота,/ и наконец...// уду!// Кажется,/ что может быть глупее уды?// — Нитка,/ на нитке крючок,/ на крючке — червяк или муха надеты...// Да и надеты-то как?..// в самом,/ можно сказать,/ неестественном поло­жении!// А между тем именно на уду всего больше пис­карь и ловится!//

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал.// «Пуще всего берегись уды!// — говорил он,/ — потому что хоть и глупейший это снаряд,/ да ведь с нами,/ пис­каря ми,/ что глупее,/ то вернее.// Бросят нам муху,/ словно нас же приголубить хотят;/ ты в нее вцепишься/ — ан в мухе-то смерть!»//

Рассказывал также старик,/ как однажды он чуть- чуть в уху не угодил.// Ловили их в ту пору целою ар­телью,/ во всю ширину реки невод растянули,/ да так версты с две по дну волоком и волокли.// Страсть,/ сколько рыбы тогда попалось!// И щуки,/ и окуни,/ и головли,/ и плотва,/ и гольцы,/ — даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали!// А пискарям так и счет потеряли.// И каких страхов он,/ старый пискарь,/ на­терпелся,/ покуда его по реке волокли,/ — это ни в сказ­ке сказать,/ ни пером описать.// Чувствует,/ что его ве­зут,/ а куда — не знает.// Видит,/ что у него с одного боку/ — щука,/ с другого/ — окунь;/ думает:/ вот-вот,/ сейчас,/ или та,/ или другой его съедят,/ а они/ — не трогают...// «В ту пору не до еды,/ брат,/ было!»// У всех одно на уме:/ смерть пришла!// а как и почему она при­шла/ — никто не понимает.// Наконец стали крылья у невода сводить,/ выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить.// Тут-то он и узнал,/ что такое уха.// Трепещется на песке что-то красное;/ серые обла­ка от него вверх бегут;/ а жарко таково,/ что он сразу разомлел.//

И без того без воды тошно,/ а тут еще поддают...// Слышит — «костер»,/ говорят.// А на «костре» на этом черное что-то положено,/ и в нем вода,/ точно в озере,/ во время бури,/ ходуном ходит.// Это/ — «котел»,/ го­ворят.// А под конец стали говорить:/ вали в «котел» ры­бу — будет «уха»!// И начали туда нашего брата валить.// Шваркнет рыбак рыбину/ — та сначала окунется,/ по­том,/ как полоумная,/ выскочит,/ потом опять окунется/ — и присмиреет.// «Ухи»,/ значит,/ отведала.// Валили-ва- лили сначала без разбора,/ а потом один старичок гля­нул на него и говорит:/ «Какой от него,/ от малыша,/ прок для ухи!// пущай в реке порастет!»// Взял его под жабры,/ да и пустил в вольную воду.// А он,/ не будь глуп,/ во все лопатки/ — домой!// Прибежал,/ а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает...//

И что же!// сколько ни толковал старик в ту пору,/ что такое уха и в чем она заключается,/ однако и под­несь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!//

Но он,/ пискарь-сын,/ отлично запомнил поучения пискаря-отца,/ да и на ус себе намотал.// Был он пис­карь просвещенный,/ умеренно-либеральный,/ и очень твердо понимал,/ что жизнь прожить — не то что мутовку облизать.// «Надо так прожить,/ чтоб никто не заме­тил,/ — сказал он себе,/ — а не то как раз пропа­дешь!»/ — и стал устраиваться.// Первым делом нору для себя такую придумал,/ чтоб ему забраться в нее бы­ло можно,/ а никому другому — не влезть!// Долбил он носом эту нору целый год,/ и сколько страху в это время принял,/ ночуя то в иле,/ то под водяным лопухом,/ то в осоке.// Наконец,/ однако,/ выдолбил на славу.// Чис­то,/ аккуратно/ — именно только одному поместиться впору.// Вторым делом,/ насчет житья своего решил так:/ ночью,/ когда люди,/ звери,/ птицы и рыбы спят/ — он будет моцион делать,/ а днем/ — станет в норе сидеть и дрожать.// Но так как пить-есть все-таки нужно,/ а жалованья он не получает и прислуги не держит,/ то бу­дет он выбегать из норы около полден,/ когда вся рыба уж сыта,/ и,/ бог даст,/ может быть,/ козявку-другую и промыслит.// А ежели не промыслит,/ так и голодный в норе заляжет,/ и будет опять дрожать.// Ибо лучше не есть,/ не пить,/ нежели с сытым желудком жизни ли­шиться.//

Так он и поступал.// Ночью моцион делал,/ в лун­ном свете купался,/ а днем забирался в нору и дрожал.// Только в полдни выбежит кой-чего похватать/ — да что в полдень промыслишь!// В это время и комар под лист от жары прячется,/ и букашка под кору хоронится.// Поглотает воды/ — и шабаш!//

Лежит он день-деньской в норе,/ ночей не досыпа­ет,/ куска не доедает,/ и все-то думает:/ «Кажется,/ что я жив?// ах,/ что-то завтра будет?»//

Задремлет,/ грешным делом,/ а во сне ему снится,/ что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл.// Не помня себя от восторга,/ перевернется на другой бок/ — глядь,/ ан у него целых полрыла из норы высунулось...// Что,/ если б в это время щуренок побли­зости был!// ведь он бы его из норы-то вытащил!// Однажды проснулся он и видит:/ прямо против его норы стоит рак.// Стоит неподвижно,/ словно околдо­ванный,/ вытаращив на него костяные глаза.// Только усы по течению воды пошевеливаются.// Вот когда он страху набрался!// И целых полдня,/ покуда совсем не стемнело,/ этот рак его поджидал,/ а он тем временем все дрожал,/ все дрожал.//

В другой раз,/ только что успел он перед зорькой в нору воротиться,/ только что сладко зевнул,/ в предвку­шении сна,/ — глядит,/ откуда ни возьмись,/ у самой норы щука стоит и зубами хлопает.// И тоже целый день его стерегла,/ словно видом его одним сыта была.// А он и щуку надул:/ не вышел из норы,/ да и шабаш.//

И не раз,/ и не два это с ним случалось,/ а почесть что каждый день.// И каждый день он,/ дрожа,/ победы и одоления одерживал,/ каждый день восклицал:/ «Сла­ва тебе,/ Господи!// жив!»//

Но этого мало:/ он не женился и детей не имел,/ хо­тя у отца его была большая семья.// Он рассуждал так:/ «Отцу шутя можно было прожить!// В то время и щуки были добрее,/ и окуни на нас,/ мелюзгу,/ не зарились./ / А хотя однажды он и попал было в уху,/ так и тут на­шелся старичок,/ который его вызволил!// А нынче,/ как рыба-то в реках повывелась,/ и пискари в честь по­пали.// Так уж тут не до семьи,/ а как бы только самому прожить!»//

И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет.// Все дрожал,/ все дрожал.// Ни друзей у него,/ ни родных;/ ни он к кому,/ ни к нему кто.// В карты не играет,/ вина не пьет,/ табаку не курит,/ за красными девушками не гоняется/ — только дрожит да одну думу думает:/ «Слава Богу!// кажется,/ жив!»//

Даже щуки,/ под конец,/ и те стали его хвалить:/ «Вот,/ кабы все так жили/ — то-то бы в реке тихо бы­ло!»// Да только они это нарочно говорили;/ думали,/ что он на похвалу-то отрекомендуется/ — вот,/ мол,/ я!// тут его и хлоп!// Но он и на эту штуку не поддался,/ а еще раз своею мудростью козни врагов победил.//

Сколько прошло годов после ста лет/ — неизвестно,/ только стал премудрый пискарь помирать.// Лежит в но­ре и думает:/ «Слава богу,/ я своею смертью помираю,/ так же,/ как умерли мать и отец».// И вспомнились ему тут щучьи слова:/ «Вот кабы все так жили,/ как этот премудрый пискарь живет...»// А ну-тка,/ в самом деле,/ что бы тогда было?//

Стал он раскидывать умом,/ которого у него была палата,/ и вдруг ему словно кто шепнул:/ «Ведь этак,/ по­жалуй,/ весь пискарий род давно перевелся бы!»// <...>

М.Е. Салтыков-Щедрин

7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.

(Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений просодической стороны речи)

Упражнение 1. Тренировать ритмические движения под музыку:

а) участники группы двигаются произвольно под музыку;

б) двигаются и напевают мелодию;

в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;

г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.

Упражнение 2. Изобразить интонационно и вер­бально:

— грозного владыку,

— кокетливую барышню,

— деревенского дурачка,

— лазутчика.

Упражнение 3. Изобразить интонационно следующие состояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с раз­ным настроением):

— нейтральное, — хмурое,

— простодушное, — враждебное,

— саркастическое, — радостное,

— злое, — усталое,

— немного сердитое, — грустное,

— недовольное, — скорбное,

— возмущенное, — удивленное,

— притворно радостное, — расстроенное,

— сомневающееся, — скептическое.

Упражнение 4. Письменное задание — проанализи­ровать эмоциональное состояние.

1. Предлагается список предложений для заверше­ния:

• Мне хорошо, когда...

• Мне грустно, когда...

• Я чувствую себя глупо, когда...

• Я сержусь, когда...

• Я чувствую себя неуверенно, когда...

• Я боюсь, когда...

• Я чувствую себя смело, когда...

• Я горжусь собой, когда...

2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:

— хорошо,

— глупо,

— грустно,

— сердито,

— неуверенно,

— испуганно,

— смело,

— радостно.

Упражнение 5. Интонационно выразить:

— радость,

— грусть,

— злость,

— печаль,

— скорбь,

— недовольство,

— объясниться в любви,

— сказать комплимент,

— рассердиться,

— объяснять бестолковому,

— передать сплетню,

— поздравить с праздником,

— произнести лозунг.

Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».

Упражнение 6. «Имитация диалогов». Все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ» или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодиче­ского оформления высказывания:

— учитель — ученик,

— врач — пациент,

— милиционер — правонарушитель,

— знакомство юноши с девушкой.

Упражнение 7. «Звукоподражательное изображение животных».

Инструкция:

Представьте себя каким-нибудь животным и воспро­изведите его пластику и голос.

Упражнение 8. Рассматривать воображаемые фото­графии; выражать положительное, отрицательное, без­различное отношение, озвучить.

Упражнение 9. Передать воображаемые эмоции, предметы и объекты (радость, удивление, гнев, ежик, ги­ря, котенок и т.д).

Упражнение 10. Инсценировать сказки на языке «АОУИ» или «АОУ»:

Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!».

Инструкция:

— Мимика, жест, движения, интонация — утриро­ванно-выразительные; все слова в предложениях заме­щаются сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».

Упражнение 11. Выразить эмоциональное отношение по кругу.

Инструкция:

— Изобразить различные эмоциональные состояния; озвучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:

— гнев, — любовь,

— радость, — забота,

— раздражение, — смятение чувств,

— презрение, — подавленность,

— недоумение, — отверженность,

— восторг, — отчужденность,

— огорчение, — стыд,

— удовольствие, — агрессия,

— грусть, — апатия.

Упражнение 12. «Пение диалогов» (Лиса Алиса — Кот Базилио; Пьеро — Мальвина).

Упражнение 13. Постановка оперы (могут быть ис­пользованы сюжеты сказок).

Упражнение 14. Определить, какую эмоцию выража­ет партнер:

— растерянность, — смущение,

— отчаяние, — скромность,

— нежность, — кокетство,

— высокомерие, — гордость,

— восхищение, — трепет,

— зависть, — мстительность,

— трусость, — малодушие,

— патриотизм.

Упражнение 15. Диалог на заданную тему на языке «АОУ» или «АОУИ» (по два участника в центре круга):

— сплетня;

— скандал;

— спор;

— радостная новость;

— поздравление;

— скорбная весть;

— ленивый, вялый диалог;

— «светский щебет»;

— агрессия;

— угроза.

Упражнение 16. Инсценировать сказку на языке со­четаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Ко­лобок», «Теремок».

Упражнение 17. «Встреча».

Упражнение выполняется в парах.

Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигатель­ным сопровождением:

— друзей;

— врагов;

— братьев;

— сестер;

— подруг;

— соседок;

— детей и родителей;

— одноклассников.

Упражнение 18. «Приветствие».

Инструкция: встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выра­зить радость от встречи.

Упражнение 19. «Уникальная личность».

Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-са- мый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосер­дечный и Т.Д.).

Упражнение 20. «Подарок ко дню рождения».

Инструкция:

— Выберите сказочный персонаж (Красная Шапоч­ка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит,

о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить

в дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что хочет каждый, и поздравить.

Упражнение 21. Высказать добрые пожелания друг другу.

Упражнение 22. «Письмо другу».

Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу по группе.

Написать можно добрые слова, пожелания, призна­ния, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло ра­дость адресату.

Упражнение 23. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза.

Движение — «Карусель» (Один круг внутри другого).

Упражнение 24. «Необитаемый остров».

Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно ос­воить остров и организовать хозяйство, определить, ка­кой будет социальный строй, какая власть, религия, ле­чение, праздники, наказания. Затем осуществить инсце­нировку.

Упражнение 25. «Трехпрограммное радио».

В центре — три стула, на стульях участники тренин­га, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча иг­рока, ведущий «включает программу», через 20—30 се­кунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».

Возможны пародии на следующие программы: «Про­гноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культу­ры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д.

Упражнение 26. «Сила слова».

Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.

Все по очереди зачитывают свои списки. Затем про­водится их анализ.

Упражнение 27. «Модели поведения».

Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инс­ценирована), каждый участник группы должен отреаги­ровать как: уверенный в себе человек; неуверенный; аг­рессивный:

• Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете его плохим велосипедистом. Вы говорите ему...

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

• Собака вашего соседа помяла травку на вашем га­зоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хо­тите уйти. Вы говорите...

Упражнение 28. Произносить пословицы, чистоговор- ки, скороговорки с различной интонацией.

Упражнение 29. «Диалог».

Один — лидер контакта, другой — пассивный участ­ник.

Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.

Упражнение 30. Сказка-пародия «Красная Шапоч­ка».

Представить сказку в жанре:

— фильма ужасов;

— мелодрамы;

— детектива (триллер или боевик).

Упражнение 31. Пародия на программу новостей — «Вести» (по два участника):

1- й блок — новости в стране,

2- й блок — зарубежные новости,

3- й блок — новости спорта,

4- й блок — новости культуры,

5- й блок — о погоде (метеосводка).

Один из участников — журналист, который коммен­тирует видеоряд, другие участники изображают события.

Упражнение 32. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).

Упражнение 33. «Семья»:

• японская;

• русская;

• французская;

• английская.

Сюжеты для разыгрывания:

— знакомство;

— помолвка;

— конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.

Упражнение 34. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):

— сплетня;

— скандал;

— спор;

— радостная новость;

— поздравление;

— скорбная весть;

— ленивый, вялый диалог;

— «светский щебет»;

— агрессия;

— угроза.

Упражнение 35. «За спиной».

Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказы­ваются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс обсуждения и «проработки».

Упражнение 36. Интонационно и вербально выразить:

— радость,

— грусть,

— злость,

— печаль,

— скорбь,

— недовольство,

— объясниться в любви,

— сказать комплимент,

— рассердиться,

— объяснять что-то бестолковому товарищу,

— рассказать сплетню,

— поздравить с праздником,

— произнести лозунг.

Можно использовать тексты пословиц, поговорок, чисто говорок.

Упражнение 37. Возможные ситуации для разыгры­вания:

• Четверо пассажиров оказались в одном купе. Воз­никла необходимость познакомиться, завязать и поддержать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пасса­жир настроен агрессивно, второй — неуверенный в себе, третий — уравновешенный, четвертый — безразличный.

• Два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог.

• Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому, с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, которая нравится, к чужому человеку, к отцу или матери. ,

• Встреча одноклассников через двадцать лет после окончания школы.

• Имитация разговора по телефону. Участники выби­рают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют разговор по телефону.

Упражнение 38. «Гастроли» — концертная програм­ма.

В программе:

— сольное и хоровое исполнение песен;

— чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);

— постановка сцен из спектаклей;

— монологи;

— инсценировка песен;

— инсценировка рассказов классиков, мифов Древ­ней Греции и т.д.;

— пародии на постановку оперы и балета.

Упражнение 39. «Художественный фильм».

Главная задача: стать режиссером своей жизни.

Каждый выступает в роли сценариста, режиссе- ра-постановщика, выбирает актера на главную роль.

Упражнение 40. Короткий диалог на заданную тему: «Здравс1 »уй! Мне приятно тебе сказать...»

Упражнение 41. «Пассажиры в купе».

Пассажиры:

1 — холерик,

2 — сангвиник,

3 — флегматик,

4 — меланхолик.

Задание:

— познакомиться;

— завязать и поддержать беседу.

Упражнение 42. «Экскурсия по городу».

Выступление на улице. Рассказ о достопримечатель­ностях родного города, поселка и т.п.

Упражнение 43. Диалог по воображаемому телефону:

— с ребенком,

— с начальником,

— с любимым,

— с другом.

Упражнение 44. «Продавец — покупатель».

а) Один — агент по продаже, другой — пассажир электрички.

б) Один — продавец газет и журналов, другой — про­хожий.

в) Один — продавец цветов, другой — прохожий. Задание: уговорить купить товар.

Упражнение 45. «Конкурс».

Придумать текст для рекламы — краткий и инфор­мативный.

Победителям вручается приз!

Концертная программа

1. Групповое музыкально-поэтическое выступле­ние, в котором участвует вся группа.

2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.

3. Стихотворно-прозаическая композиция.

4. Выступление с прозаическим материалом.

5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.

6. Композиция из стихотворного и прозаического материала и инсценированных песен.

7. Сцены из спектаклей и инсценированные рас­сказы.

8. Короткие юмористические сценки с двумя-четырьмя участниками.

9. Представление участников.

10. Заключительная песня.

7.8. Схема индивидуального логопедического занятия с использованием методов коррекции просодических компонентов речи

1. Перед началом каждого занятия пациента необхо­димо посадить на стул или на табурет и максимально расслабить плечевой пояс. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкну­ты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ров­ное.

Для того чтобы настроить пациента на занятие и вос­становить ритм дыхания, можно предложить ему не­сколько минут послушать приятную музыку.

2. После достижения определенного уровня релакса­ции можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.

После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук го­лоса «м» сочетается с гласными «у», «о», «а», «я» в пря­мых и обратных слогах.

«Мычание» производится пациентом с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо и медленно, при спокойном положении языка. Звук дол­жен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, то есть голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или од­новременно с выдыхаемой струей или несколько позже.

Работа над голосом начинается именно с звука «м», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость, и па­циент хорошо слышит себя.

Звук «м» — наиболее простой звук с анатомо-физио- логической точки зрения — по участию языка, губ, нёб­ной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадя­щий режим их работы, что особенно важно при имею­щейся вокальной судороге при заикании, а также и при смыкательном гортанном спазме.

При произнесении звука «м» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущения дро­жания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, — которые способствуют ре­лаксации органов голосообразования и артикуляции.

Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова не­много опущена вниз, длительно произносим «мммм- мм...»

Слоговые ряды произносятся в следующей последо­вательности:

му-ма-мо-ми-мэ

ум-ам-ом-им-эм

мну-мна-мно-мнэ

мгу-мга-мго-мгэ

ну-на-но-нэ

нгу-нга-нго-нгэ

В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются диф­ференциальные упражнения, тренирующие дифферен­цированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упраж­нения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:

— упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивает­ся) — выдох (подтягивается);

— упражнение «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (контроль нижне­реберного диафрагмального дыхания);

— упражнение «Свеча» — тренировка ровного, мед­ленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

— упражнение «Упрямая свеча» — тренировка ин­тенсивного, сильного выдоха;

— упражнение «Погашу свечу» — тренировка интен­сивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;

— упражнение «Насос» — тренировка продолжитель­ного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...».

Одно из основных условий правильной речи — до­статочная громкость голоса, его выразительность и по­летность.

При заикании смыкательная голосовая судорога про­воцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается», субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, аккуратное, плавное произношение тех или иных зву­ков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Вы­дох всегда направляем на гласный звук.

Ясность и четкость произношения — еще одно тре­бование, предъявляемое к правильной речи. Произно­шение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечи­вает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «про­скальзывая».

В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто выразительное произнесение гласных звуков, что явля­ется залогом четкой артикуляции. При этом нельзя за­бывать о мягкой голосоподаче.

Упражнение 1

1) Каждый гласный звук артикулировать без го­лоса.

2) Каждый звук произнести:

— шепотом;

— тихим голосом;

— голосом средней громкости;

— громко.

А

О

у

И

Э

АЭ --- АУ --- АО ---- АИ --- ОУ----

ОН --- ОЭ --- ОА---- и т.д.

АОЭ --- ЭОА ОУА---- УАО --- ЭИО ---

УИЭ -- ОАО и т.д.

АОУИ -- ОУАИ -- ОУЭА -- ЭАУО --

ЭОУА-- АУОИ --- ЭОАУ--- и т.д.

Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным го­ризонтальным движением ведущей руки («дирижирова­ние»).

Необходимо отслеживать четкость артикуляции каж­дого звука, а также громкость и полётность голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давле­ния воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его вы­разительных средств. Нужно научиться говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от гром­кого произнесения к среднему и тихому, и наоборот: У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной.

Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»:

ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д. Постепенно звуковой ряд удлиняется: ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи ауоиа-уаоиэ-эуоаи -уаоу и....

Усиление голоса: артикуляция звука — шепот — тихо — громко...

о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ

а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ

и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА

э-э-э-Э эуи-эуи-эуи-ЭУИ

Ослабление голоса: громко — тихо — шепот — арти­куляция звука...

ОУ-оу-оу-оу...

ОИ-ои-ои-ои...

АИ-аи-аи-аи...

ЭУ-эу-эу-эу...

АУИ-ауи-ауи-ауи...

ОУИ-оуи-оуи-оуи...

ЭУИ-эуи-эуи-эуи...

Усиление голоса с увеличением длительности звуча­ния:

а-а-А-А

у-у-У-У.

о-о-О-О

и-и-И-И.

э-э-Э-Э.

оу-оу-ОУ-ОУ...

аи-аи-АИ-АИ

уи-уи-УИ-УИ...

Ослабление голоса с увеличением длительности зву­чания:

А-А-а-а-а....

О-О-о-о-о....

У-У-у-у-у....

Счет десятками с постепенным усилением и после­дующим ослаблением голоса.

Развитие силы голоса:

0-0 О О

У - У У У

А-А А А

АУ - АУ АУИ - АУИ ОУИ - ОУИ

АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ

Имитация укачивания ребенка, куклы:

А А А А А А А А А А А

У У У У У У У У У У У

При работе над тембром голоса у заикающегося пе­ред логопедом стоят следующие задачи:

— выработать звонкость, собранность звучания;

— нивелировать сдавленность голоса путем разна- пряжения мышц шеи и гортани;

— снять зажатость челюстей, как препятствие сво­бодному голосотечению;

— выработать ровность, устойчивость, гибкость го­лоса, уверенное звучание;

— выработать выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса:

— произнесение сонорных согласных «м» и «н» с гласными.

Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регист­ре, в одной тональности:

ммуммоммаммиммаммм

ннунноннаннуннниннн

мммнуммноммнаммниимнаммм

— повышение и понижение голоса на сонорных со­гласных «м», «н» с паузами и без пауз;

— произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:

Маму я молю упрямо: «Молока налей мне мама...» ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО, ММОЛОКАННАЛЕЙММННЕММАММА.

Мимозы Мила маме купила... ММИММОЗЫММИЛАММ АММЕКУПИЛА...

После длительного произнесения каждого звука или звукосочетания необходимо делать остановку — паузу.

При произнесении звукосочетаний переход от одно­го звука к другому должен осуществляться плавно, один звук «перетекает» в другой.

Все предложение произносится как одно многослож­ное слово.

Упражнение 2

Работа со словом

Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно, на одном выдохе, и только затем — само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с на­чалом выдоха. Ударный звук произносится громче:

Аия-Аия-Азия

Ауа-Ауа-Азбука

Ао-Ао-Автор

Аиу-Аиу-Азимут

Оа-Оа-Окна

Оао-Оао-Облако

Эа-Эа-Эра и т.д.

Постепенно можно переходить к многосложным сло­вам с ударением в середине и в конце слова.

Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.

Операция. Образец. Упаковка. Имитация.

Произнесение каждого гласного звука сопровождает­ся «дирижированием».

N

3. Работа над фразой.

Каждое короткое предложение произносится на од­ном плавном выдохе, как многосложное слово. Произ­несение каждого слога сопровождаете «дирижировани­ем» — горизонтальным движением кисти ведущей руки.

Предложения из двух слов:

Ария известна. Айсберг огромен.

Отпуск окончился. Осы улетели.

Атлас устарел. Окна окрашены.

Эхо отзвучало. Ужин окончен... и т.д.

Предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков:

Аисты улетают осенью.

Автобус остановился у остановки.

Это артист эстрады.

Окна окрашены охрой.

Узкая улица извилиста.

Избы обнесены изгородью.

Предложения из четырех слов:

В лесу много грибов и ягод.

У Володи волнистые волосы.

В вазу высыпали спелую вишню.

Ольга накинула на голову платок.

Над водой пролетела стая чаек.

Сегодня хороший теплый вечер.

Летний день клонился к закату.

По лугу расстилался вечерний туман.

Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.

Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные логоритмические упражнения на согласо­вание речи с движением, то есть чтение стихов на по- слоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т.д. Например, читаем сопряжен­но или отраженно стихотворение В. Мирясовой, каждый слог отхлопывая ладошками:

Балалайка есть у зайки,/

С нею ходит целый день.//

И бренчит на балалайке:/

Тренди-брень.//

Или шагаем на месте, скандируя:

Тикают часы — тик-так.//

Стрелки двигаются в такт.//

Мы заводим их опять,/

Чтоб<

Наши рекомендации