Т е м а 2. История философии и история медицины.
Исторические типы философии и этапы развития медицины
(4 часа)
1. Возникновение философии. История философии и проблема периодизации философской мысли. Философия античности: периодизация, характеристика, основные направления и школы. Медицина античной эпохи
2. Средневековая философия. Патристика и схоластика. Учение Августина Блаженного и Фомы Аквинского
3. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия этого периода. Антропоцентризм и гелиоцентризм в научно-философских концепциях Возрождения
4. Классическая немецкая философия: общая характеристика. Возникновение философии марксизма.
5. Основные направления современной философии
6. Этапы развития медицины: общая характеристика
.
Т е м а 4. Онтология: бытие, вещество, материя
(2 часа)
1. Понятие бытия. Онтология, формы бытия и специфика существования человека.
2. Проблема субстанции. Дуализм и монизм. Понятие субстанции как проматерии.
3. Понятийное и гносеологическое определение материи. Основные уровни организации материи
4. Атрибуты материи: движение, пространства и время. Движение и развитие.
5. Вклад медицины в развитие философских понятий движения, пространства и времени.
Т е м а 5. Диалектика и метафизика. Законы и категории диалектики, их проявление в медицине
(2 часа)
1. Пути диалектики: Гегель и Маркс. Диалектика как теория и метод. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания. Развитие и прогресс. Развитие и безопасность
2. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального. Диагноз как специфическая форма познания
3. Закон единства и борьбы противоположностей и проявление его в биологии и медицине
4. Диалектика качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество. Мера. Скачки.
5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений в философии и науки и его значение для биомедицины
6. Категории диалектики: единичное, особенное и всеобщее; сущность и явление; форма и содержание; часть и целое; необходимость и случайность; возможность и действительность; причина и следствие; элемент и структура. Понятие системы. Проявление названных категорий в медицине
Т е м а 6. Проблема сознания в философии и медицине
(2 часа)
1. Проблема сознания в истории философии. Понятие отражения и информации, ее формы
2. Онтологический, гносеологический, историческо-генетический и субстратный аспекты сознания. Структура сознания: интеллект и мышление, память, эмоции, чувства и воля. Бессознательное, оценка фрейдизма и неофрейдизма по данной проблеме
3. Возникновение сознания. Роль труда, культуры, языка и общения в возникновении человеческого сознания Сознание и мозг. Язык и мышление. Роль слова в терапии
4. Общественное сознание: сущность и формы
5. Современные проблемы так называемых экстрасенсорных восприятий и паранормальных психических явлений
T e м a 7. Философия познания. Специфика познаний в медико-биологической сфере.
Проблема медицинской деятельности и установления диагноза
В условиях информатизации биомедицинского мира
(2 часа)
1. Познание как предметфилософского анализа. Скептицизм и агностицизм. Познание как отражение. Субъект и объект познания
2. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального. Диагноз как специфическая форма познания
3. Проблема истины в философии и медицине
4. Практика и структура практической деятельности. Медицинское познание в условиях информатизации социума
T e м a 8. Появление, основные этапы и законы развития науки. Ноосферная наука
(2 часа)
1. Статус, проблематика и общекультурное значение истории науки и медицины. Зародыши научного познания в различные исторические эпохи. «Аристотелевская» наука
2. Особенности средневековых научных знаний. Научно-духовная революция в эпоху Возрождения
3. Наука и медицина в Новое время. “Галилео-ньютонианская” наука. “Большая наука”(XIX-XX- XXIвв.) в соотношении с «малой наукой»
4. Наука в системе человеческой культуры. Наука в соотношении с искусством, религией, политикой, моралью и идеологией. Наука и безопасность
5. Экспоненциальный закон накопления научной информации. Классическая, неклассическая, постнеклассическая и ноосферная наука. Необходимость возникновения ноосферной науки и образования