В чем особенность религиозной философии К.Н. Леонтьева?
В XIX веке в противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия, цельюкоторой былоотстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX века было: «Православие, самодержавие, народность».Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление.Его видным представителем был К.Н. Леонтьев.
Константин Николаевич Леонтьев(1831 – 1891) посвятил свою философию критике негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – это царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России.
Желая разобраться в истоках самобытности России Леонтьев пишет в 1875 году программную работу «Византизм и Славянство», противопоставляя первое второму. С его точки зрения, славизм есть идея общей крови и сходных языков. Для существования славян нужна мощь России, но для силы России необходим византизм, поскольку именно византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь. Вместе с византизмом на русскую землю пришло самодержавие и восточное православие с его идеалами, отрицающими земное счастье, богатство и возможность полного совершенства земной личности.
Спасением для России является отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
Каковы философские идеи
Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого?
Представителями философского религиозного направления были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Фёдр Михайлович Достоевский(1821 – 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», т.е обычаи и традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
1) путь человекобожества – это путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах;
2) второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Ф. Ницше, З. Фрейда, Ж-П. Сартра, А. Камю и многих других.
Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство.Суть толстовствав следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть.
Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.
Государство, с точки зрения Толстого, является отживающим институтом и, поскольку оно является аппаратом насилия, то и не имеет права на существование. Поэтому всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его: не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 году Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. Тем не менее, в ХХ веке в России и ряде зарубежных стран возникали общины толстовцев, многие из которых просуществовали несколько десятилетий.