Значение философии марксизма?
Философия марксизмасоздавалась совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 – 1895) во второй половине XIX века. Она является составной частью более широкого учения – марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Карл Маркс является одним из величайших экономистов и социологов XIX века. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. Главными произведениями К. Маркса являются: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркс написал в соавторстве с Ф. Энгельсом.
К числу важнейших трудов Ф. Энгельса стоит отнести такие работы как: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Философия марксизма стала ответом на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Важнейшей задачей для современного марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
Марксистская философия материалистична. Она состоит из двух больших разделов:
1) диалектического материализма (в его основу положена диалектика Гегеля на материалистических принципах. Диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги»);
2) исторического материализма, (часто рассматривается как часть диалектического).
Основные положения диалектического материализма:
1) бытие определяет сознание, которое понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
2) материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
3) Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
4) развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания; важным фактором развития является практика – преобразование человеком действительности и самого человека.
Основные положения исторического материализма:
1) на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
2) производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
3) указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
4) базис и надстройка взаимно влияют друг на друга: в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений выделяются общественно-экономические формации:первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм и социалистическое (коммунистическое) общество, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.