В чем своеобразие иррационализма А. Шопенгауэра?
Артур Шопенгауэр(1788 – 1860) – наиболее яркий представитель иррационализма – философского направления, которое отвергает логические связи вприроде, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, а также идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
В своем творчестве Шопенгауэр выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму. Шопенгауэр подвергает Гегеля очень жесткой критике: «Да разве и могут умы, уже в ранней молодости извращенные и испорченные бессмыслицей гегельянщины, понимать глубокомысленные исследования Канта? Их рано приучили считать пустословие за философские мысли, жалкие софизмы – за остроумие, и пошлое мудрствование – за диалектику; их головы расстроены усвоением неистовых словосочетаний, в которые ум тщетно и мучительно старается вложить какой-нибудь смысл» (Шопенгауэр, А., 1998. Т. 1. С. 18.). Неприятие Гегеля у Шопенгауэра было настолько сильным, что он даже однажды написал: «Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую «Феноменологию духа», не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, – того надо считать достойным этого местожительства» (там же). Подобная столь эмоциональная форма критики – показатель не только неприятия философии конкретно Гегеля, но в его лице, как наиболее яркого представителя, всей абсолютизирующей разум философии.
Главным принципом своего учения Шопенгауэр провозгласил волюнтаризм,по которому движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей главной работе «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания, по которомуистинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления,которое является фактом сознания.
Представления делятся на объект и субъект. В основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, распадающийся на 4 самостоятельных закона:
1) закон бытия – для пространства и времени;
2) закон причинности – для материального мира;
3) закон логического основания – для познания;
4) закон мотивации – для действий человека.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
1) непосредственного познания;
2) отвлеченного (рефлективного) познания;
3) интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.По Шопенгауэру:
1) Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.
2) Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него.
3) Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания и является всеобщей сущностью вещей.
4) Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека, сущностью мира и его вещей является воля.
5) Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли.
6) Всеобщая воля вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.
7) Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.
Шопенгауэр рассматривает и иные философские проблемы: проблему человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. Взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер.
Шопенгауэр не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.
Шопенгауэр не верит в человеческое счастье: то, что называют счастьем сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно следовать новое страдание или томительная скука. Время Шопенгауэр считает враждебным человеку, безжалостным и неумолимым. В религии человек пытается победить время через концепцию бессмертия души. Но это не более, чем иллюзия. Пространство также враждебно человеку – оно разделяет людей.
В целом жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в осознании того, что мир является скорбью. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные волей. Придать своей жизни смысл человек также может путем избавления от «воли к жизни». Шопенгауэр указывает на положения древнеиндийской философии, призывающей человека к отрицанию иллюзорного мира и стремлению к нирване.
Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли в мире нет законов). Он отрицает моральный прогресс и возможность построения счастливого и разумного государства. Все эти идеи Шопенгауэра получили развитие в философии XIX – XX века, прежде всего в экзистенциализме и философии жизни.
67. Каковы основные идеи философии жизни
Ф. Ницше и А. Бергсона?
Философия жизни – это направление, сложившееся в конце XIX века и существующее поныне. Оно начинается с философии Фридриха Ницше и развивается такими известными учеными, как Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель и Освальд Шпенглер. Пика известности философия жизни достигла в 20 – 30-е годы ХХ века в Европе. Само название направления указывает на центральное понятие данного направления – «жизнь», которая понимается как первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит нежизни, всему застывшему, неорганическому, неразвивающемуся. В понятие жизни включаются и биологические, и культурно-исторические явления. Поскольку «жизнь» находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическим методом, разлагающим явления жизни на отдельные части. Наука в состоянии выяснить связи между предметами действительности, а поэтому она может изменить мир в пользу человека. Но понять сущность мира наука, как и вообще разум, бессильны. Разум всегда ориентирован, он ставит цели, тогда как «жизнь» выше любой целесообразности. Поэтому на первый план в философии жизни выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (миф, интуиция, понимание, формы символического, образного познания, например, искусство).
Фридрих Ницше(1844 – 1900) – выдающийся философ, продолживший философские традиции Шопенгауэра и ставший основоположником родственной иррационализму философии жизни. Как уже было отмечено, стержневым понятием данной философии является понятие жизни,которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, в том, чтобы помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Характерной чертой его философии является то, что он не создал целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля. Напротив, его творчество фрагментарно, нередко свои идеи он выражал в виде образных афоризмов, стихотворений.
Творчество Ницше принято условно делить на три периода:
1) раннее творчество(1869 – 1876). Ницше находится под сильным влиянием философии Шопенгауэра и увлечен проблемами эстетики. Он создает произведение под названием «Рождение трагедии из духа музыки», а также «Несвоевременные размышления».В «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше вводит разграничение дионисийского и аполлоновского начал в культуре: аполлоновское началоНицше отождествляет с рациональностью (Аполлон привносит в жизнь иллюзию жизни, т.е. упорядочивает хаос), а дионисийское начало– с иррациональным, с хаосом, буйством, экстазом. По мнению Ницше, в греческой трагедии эти два начала гармонично соединились. С возникновением же рационалистической философии, которое Ницше связывает с деятельностью Сократа, греческая трагедия погибла. Ницше полагал, что возрождение подлинно трагической культуры возможно; свои надежды он связывал с немецким композитором Рихардом Вагнером. Однако достаточно быстро (уже к 1871 г.) он изменил свое мнение. Именно в этот момент Ницше становится критиком современной ему культуры;
2) средний период (1876 – 1882). Ницше в основном занимается проблемами морали и познания.Он пишетработы «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря» и «Веселая наука». Ницше критикует современное общество, которое он характеризует как общество декаданса (упадка), причем в основном эта критика направлена на христианство. В христианстве Ницше видит проявление идеологии слабых, которые по воле истории заняли место сильных. Именно христианство стало причиной того, что европейская культура – это культура изнеженных людей. Христианство умерло, оно не способно (и, по большому счету, никогда не было способно) быть ориентиром для людей. Идеи и представления, лежащие в его основе, уже не воспринимаются никем действительно серьезно. Именно так следует понимать высказывание Ницше о том, что Бог умер, которое можно обнаружить на страницах «Веселой науки». Христианство вступило в заговор против всего здорового – силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете – против самой жизни.Оно превратило в силу то, что естественно считать слабостью, а слабостью стало то, что в действительности является силой. Покорность христианина, надеющегося на то, что сделавшие ему зло люди будут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным, – разве это не проявление слабости? Почему это должно считаться добродетелью? Ответы на эти вопросы неизбежно приводят к выводу, что христианство – это не только заблуждение, но и вредное явление, отдаляющее людей от подлинной жизни;
3) поздний период (1882 – 1889). Ницше формирует понятие «воли к власти».Он создает наиболее значительные свои работы, такие как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти», «Антихрист» и другие.В 1889 году Ницше фактически сходит с ума: после очередного апоплексического удара он способен только импровизировать на фортепиано. В этот период Ницше окончательно ставит диагноз своему времени – «нигилизм», который он определяет как отказ от ценности жизни и от всего, что достойно желаний.Это состояние Ницше оценивает как знак того, что приходит новая эпоха – эпоха переоценки всех ценностей. Прежняя культура слишком высоко ценила потустороннее, теперь же пришло время новых – сильных – людей, сверхчеловека, который нацелен на всё земное и стремится к силе и власти. Ницше убежден, что в основе как жизни и мира лежит воля.Ницше выделяет несколько видов воли человека: «волю к жизни», волю внутри самого человека («внутренний стержень»), неуправляемую, бессознательную волю (страсти, влечения, аффекты) и «волю к власти». Последней разновидности воли – «воле к власти» – философ уделяет особое внимание. «Воля к власти» присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения и является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».
Идеи Ницше использовались в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха. При этом не следует забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам. Ницше, разумеется, не был идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, как Гитлер он глубоко презирал, а идеи национализма и фашизма (национал-социализма) не разделял. Но из его работ, часто написанных в афористической, поэтической форме, можно сделать и бесчеловечные, антигуманные выводы.
Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни (феноменологии, экзистенциализма, постмодерна и других). Еще одним ярким представителем философии жизни является Анри Бергсон.
Анри Бергсон (1859 – 1941) – выдающийся французский писатель, психолог и философ, творчество которого может оцениваться, с одной стороны, как развитие философии жизни, а, с другой стороны, как основание нового направления в философии – интуитивизма. К основным трудам Бергсона относятся такие работы, как «Материя и память» (1986), «творческая эволюция» (1907), «Духовная энергия» (1919), «Длительность и одновременность» (1922), «Два источника морали и религии» (1932) и «Мысль и движущееся» (1934).
Бергсон утверждал жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа. Он считал, что материя, отождествляемая с прерывностью, миром «твердых тел», сопротивляется жизни и становлению. Эволюционный процесс, по Бергсону, представляет собой постоянную борьбу жизненного порыва и косной материи, препятствующей ему. Только там, где жизненный порыв пересиливает материю, идет поступательное прогрессивное развитие. Там же, где сопротивление материи оказалось сильнее жизненного порыва, жизнь заходит в тупик.
По Бергсону, существует три основных направления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт. Философ сосредоточивает внимание на интеллекте и инстинкте – двух различных, но взаимосвязанных формах жизни с противоположными функциями и целями. В человеческом общества преобладает интеллект, и именно он занят постижением или механической фабрикацией мертвых понятий, созданием искусственных орудий, исследованием неорганизованной косной материи. На базе же инстинкта у человека развивается интуиция, которая, по Бергсону, является инстинктом, сделавшимся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своей природе и расширять его бесконечно. Интуиция исследует жизненный порыв, живые системы и жизненные процессы на основе непосредственного восприятия. Именно она дает человеку способность к творчеству и развитию жизненного порыва. Именно она является необходимым условием прогресса и гарантом дальнейшего существования Вселенной.
Идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую философию первой половины ХХ века (особенно на Пьера Тейяра де Шардена, Арнольда Тойнби и др.).