Каково историческое значение философии И. Канта?
. 62
Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкого классического идеализма.
На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его» (Лихтенштадт В.О., 1920, С. 464).
Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797 – 1856) писал о Канте: «Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах – половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа» (Гейне Г., 1934, С. 102).
Главные идеи Канта связаны с разработкой теории познания. Докантовская философия воспринимала учение о законах человеческого мышления основной проблемой, поскольку без знания законов деятельности человеческого разума невозможно исследовать законы природы, истории, религии и т.п. Философы Нового времени полагали, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, а из законов разума выводятся все другие законы и принципы. Например, с помощью законов разума можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант произвел переворот в подобном понимании роли и значения разума.
В работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действительности. Философы до Канта видели в качестве основной причины трудностей познания в основном объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант предположил, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человеческий разум. Познавательные возможности разума ограничены: разум не всесилен. Кант приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией.
Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Кант обнаружил четыре таких противоречия, назвав их антиномиями.
Первая антиномия «Ограниченность пространства»: можно предположить, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, а можно и то, что мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия «Простое и сложное»: можно утверждать, что существуют только простые элементы и то, что мир состоит из простых элементов. А можно равно заявить и то, что в мире нет ничего простого.
Третья антиномия «Свобода и причинность»: можно рассуждать о том, что существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Но можно доказывать и то, что свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Четвертая антиномия «Наличие Бога»: Можно говорить о том, что есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. А можно приводить разумные аргументы и в пользу того, то Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.
Таким образом, по Канту, разумом можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик, что является доказательством наличия границ познавательных возможностей разума.
В «Критике чистого разума» И. Кант также классифицирует само знание как результат познавательной деятельности. Он выделяет три понятия, характеризующих знание:
1) апостериорное знание– знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению;
2) априорное знание– доопытное знание, т. е. то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Данная теория Канта об априорном знании в его эпоху была полностью логичной, но открытая Альбертом Энштейном (1879 – 1955) теория относительности поставила ее под сомнение;
3) «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Картина мира, возникающая вразуме на основании ощущений, является всего лишь видимым разумом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир является субстанцией, которая не может быть понята разумом. Он может лишь познать образы явлений, но не их сущность.
Кант является также автором учения о категориях– предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.
Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса по 3 в каждом. Данными классамиявляются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью. В каждом из этих классов он выделять по три категории:
– в классе количества– единство, множество, цельность;
– в классе качества– реальность, отрицание, ограничение;
– в классе отношения– субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
– в классе модальности– возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противоположными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом – цельность и т. д.
По Канту, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
В работе «Критика способности суждения»Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
1) целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
2) целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии),
3) целесообразности духа (наличие Бога).
В работе «Критика практического разума»Кант поднимает вопросы нравственности (он называет ее практическим разумом, который также подвергает критике).
Основные вопросы «Критики практического разума»:
а)«Какой должна быть мораль?»
б) «Что есть моральное поведение человека?»
Отвечая на данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое каждый человек воспринимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальными поступками людей существует сильное противоречие. Поэтому мораль и поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
Моральный закон,сформулированный И. Кантом, имеет высший и безусловный характер. Он называется категорическим императивом:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего закона».
Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).
И, наконец, социально-политические взглядыИ. Канта отличаются тем, что он:
1) считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому его спасение в моральном воспитании и жестком следовании категорическому императиву;
2) был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе и в отношениях между государствами и народами;
3) осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.