Французского Просвещения XVIII в.
В чем заключается специфика
Философии французского Просвещения?
Специфика философии французского Просвещения проявилась в том, что:
1) ее родиной идей стала Англия XVII века, где творили предшественники просветителей – Бэкон, Гоббс, и только в XVIII веке эти идеи достигли Франции и распространились в ней;
2) ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке;
3) открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном счете, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.;
4) философы эпохи Просвещения ниспровергали оптимизм предшествующей философской эпохи, выраженного позицией Г.В. Лейбница о том, что наш мир – это лучший из миров. Просветители же обратили внимание общества и на негативные стороны мира;
5) в работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) в центре внимания находилась социальная проблематика:просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать тормозящие прогресс общества и развитие человека предрассудки и стереотипы;
6) активно пропагандировалась наука и прогресс:само название данного философского направления – «Просвещение» указывает на стремление его представителей нести свет знаний в массы необразованного народа. Они полагали, что человек, изначально доброе и разумное существо, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, что его портит неразумно организованное общество. А, следовательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой;
7) религия в философской мысли Просвещения подвергалась жесткой критике: именно в этот исторический период начали зарождаться атеистические взгляды. Атеисты, критиковавшие христианство и религию с научных позиций, фактически довели до логического завершения то, что было начато Реформацией.
8) в философии данного периода сформировалосьнаправления: деистическое, атеистическо-материалистическое, и утопическо-социалистическое.
Каковы основные идеи представителей
Деистического направления?
Деизм– философское направление, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, только причину всего сущего и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяк.
Франсуа Вольтер(1694– 1778) – выдающийся философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения. Основные труды: «Философские письма» (1733), «Метафизический трактат» (1734), «Основы философии Ньютона» (1740), «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 томах» (1756 – 1769), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Философский словарь» (1764) и др. Вольтерстрастно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»).
Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, но был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Поэтому Вольтер считал необходимым признать существование Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей под угрозой Божьего наказания в повиновении и жестких рамках нравственности.
В вопросе познания Вольтер считал необходимым совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он был сторонником гуманного отношения к простому народу и уважения его прав, но идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем. Он выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»,а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
Вольтер оказал значительное влияние на философию пропагандой деизма и материалистического сенсуализма, скептицизма и вольнодумства.
Шарль Луи Монтескьё(1689 – 1755) – выдающийся французский философ, писатель, юрист, ученый. Основные труды: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733) и «О духе законов» (1748).
Монтескье выступал с позиций деизма, т.е. видел в Боге создателя, но отвергал его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы. Он также видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности, отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы.
Монтескьё был убежден, что история создается людьми, а не божественным предопределением. Кроме того, он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот). Монтескьё полагал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти.
Как в свое время и Джон Локк, Монтескье выдвинул идею «разделения властей», то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – и выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества.
Жан Жак Руссо(1712 – 1778) – выдающийся философ-просветитель, основное внимание уделивший социально-политической философии и выступавший с позиций революционной демократии. Основные труды: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Политическая экономия» (1758), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1763).
Руссо видел в Боге мировую волю и мировой разум. Он считал, что материя несотворима и объективно существует всегда. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Он не в силах до конца познать мир, т.е. сущность вещей и явлений. Философ был сторонником эмпирического познания. Руссо выступал против религии как таковой, против христианства, но опасался, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения. Поэтому предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.
Основной причиной противоречий в обществе Руссо считал частную собственность. Он заявлял, что угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению. По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания.
Руссо считал, что в будущем государстве должна применяться принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и разбирающихся в науках.
Этьен де Кондильяк(1715 – 1780) – выдающийся философ, основное внимание уделявший исследованию проблем познания. Основные работы: «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), «Трактат о системах» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754) и «Трактат о животных» (1755).
Кондильяк полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его ум и органы чувств. С его точки зрения, окружающий мир является источником всех знаний, причем в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека). Самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
В «Трактате об ощущениях» Кондильяк доказывал, что все психические процессы выводятся из ощущений, и оспаривал теорию врожденных идей Декарта. Кондильяк воспользовался воображаемой моделью статуи, которая была бы лишена всех психических способностей, за исключением способности воспринимать обонятельные ощущения. Неожиданное и сильное обонятельное ощущение, считал он, порождает внимание. При повторном воздействии два стимула сравниваются. Это с необходимостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения. А это составляет суть самых сложных действий интеллекта. Кондильяк считал, что каждое ощущение сопряжено с эмоцией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс.
Таким образом, вся деятельность души, считал Кондильяк, возникает из ощущений и их превращений, а человек есть только то, что он приобрел через ощущения.