На каких идеях основан эмпиризм Ф. Бэкона?
Фрэнсис Бэкон(1561 – 1626) – выдающийся английский философ и политический деятель, в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании (второе должностное лицо в стране после короля), явился основателем эмпирического направления в философии. Основные работы Бэкона: «Нравственные и политические очерки» (1597), «О мудрости древних» (1609), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличении наук» (1623) и «Новая Атлантида» (1624).
Суть эмпиризма Фрэнсиса Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше теоретического и практического опыта накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.
Истинное знание не является и не должно быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».
Главным методом познания, по Бэкону, является индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.
Недостаток индукции – ее вероятностный характер (если несколько явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все явления данного класса).
Путь преодоления вероятностного характера индукции заключается в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Определив главный метод познания – индукцию, Бэкон выделяет конкретные пути познавательной деятельности:
1) «Путь паука» – способ получения знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
2) «Путь муравья» – способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (противоположность рационализма). Этот метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов. Они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
3) «Путь пчелы» – наиболее совершенный способ познания. Используя его, исследователь использует все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их, т.е. взглянуть на проблему «снаружи», и с помощью разума понять внутреннюю сущность проблемы.
Фрэнсис Бэкон выделил также четыре причины («призраки»или «идолы»), которые препятствуют человеку и человечеству получать истинное знание.
1. Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей.
а) Призраки рода возникаютза счет преломления познания через культуру человека в целом(общечеловеческой культуры).
б) Призраки пещеры возникают из-за влияния личности человека на процесс познания (его предрассудков и заблуждений).
2. Призраки рынка и призраки театра– приобретенные заблуждения.
в) Призраки рынка возникают из-за неправильного, неточного употребления понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
г) Призраки театра возникают из-за влияния существующей философии на процесс познания.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
В чем заключается проблема государства и
Гносеология Т. Гоббса?
Томас Гоббс (1588 – 1679) – выдающийся английский философ, продолжатель философской традиции Ф. Бэкона, считавший, что задача науки состоит в увеличении власти человека над природой и увеличении количества жизненных благ. Целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу.
В философии Гоббс считал важнейшей проблему общества и государства, поэтому разработал собственную теорию государства в своей всемирно известной книге «Левиафан» («Чудовище»), которая вышла в 1651 году.
Сущность данной теории заключается в следующем: человек обладает изначально злой природой, движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм. Данные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все. Право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя. Поэтому в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор,в котором ограничили свои притязания и «право всех на все». Для предотвращения «войны всех против всех» возник общий институт для регулирования жизни в обществе – государство.
Для эффективного выполнения своих очень сложных функций государство должно стать чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», силой, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Главный предмет философских интересов Гоббса состоит не только проблеме государства, но и в гносеологии (учение о познании). Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.
Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками»и дает их следующую классификацию: сигналы (звуки, издаваемые животными: «пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.), метки (знаки, придуманные человеком для общения), естественные знаки («сигналы» природы: гром, молния, тучи и т. д.), произвольные коммуникативные знаки (слова различных языков), знаки в роли «меток» («закодированная» речь: научный язык, язык религии, жаргон и т. д.), знаки знаков: универсалии, т.е. общие понятия.