Глава 4. Философия эпохи Возрождения
В чем заключается специфика философии
Эпохи Возрождения?
Философия эпохи Возрождения– это совокупность философских направлений, которые возникли и развивались в Европе в XIV – XVII веков. Все они были объединены антицерковной и антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающим и оптимистическим характером. Под словом «Возрождение» (или «Ренессанс») понимается прежде всего возрождение ценностей и культурных традиций античности.. 35
Наиболее яркими проявлениями специфики эпохи Возрождения в философии, науке, культуре, экономике и политике явились процессы:
а) секуляризации – отделения указанных сфер от влияния церкви;
б) перехода от теоцентризма к антропоцентризму;
в) переосмысления античного наследия.
Идеалом становится светское, а не религиозное знание. Кроме авторитета Священного Писания, возвышается авторитет античной мудрости. Происходит возрождение «истинной» духовности христианства, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, наподобие монаха Джироламо Савонарола во Флоренции (1452 – 1498), которые резко протестуют против роскоши папства, искажения учения Христа клиром. Они призывают к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Поэтому неверно связывать эпоху Возрождения лишь с античным наследием.
Основная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм, в соответствии с которым не Бог, а человек ставится в центр исследований. Появляется новая система ценностей, в которой на первом месте находится человек и природа, а уже потом – религия с ее проблемами. При этом человек преимущественно понимается как природное существо.
Кроме того, мыслители Ренессанса не любят анализировать понятия и тщательно различать мельчайшие оттенки категорий (как это делали схоласты). Они хотят прежде всего осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из мыслителей эпохи Возрождения опираются не на интуицию и откровение, а на опыт и разум.
Каковы основные направления философии
Эпохи Возрождения?
. 35
Основными направлениямифилософии эпохи Возрожденияявлялись:
1) гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валло и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
2) натурфилософское(XVI – нач. XVIIвв., представители: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер) – пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания на основе астрономических и научных открытий;
3) неоплатоническое(сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
4) мистическое (XVI – нач. XVIIвв., основной представитель Якоб Бёме) – было направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения;
5) скептическое (XVI вв., представитель Мишель де Монтень) – разоблачало суетность людей и бесполезность человеческого разума;
6) политическое(XV – XVI вв., представитель Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
7) реформационное (XVI – XVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) – стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
8) утопическое (XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
В чем особенность гуманистического направления
Эпохи Возрождения?
Гуманизмкак философское направление был особенно распространен в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились:
1) антисхоластическая и антицерковная направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
2) антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм.
3) слияние философии с литературой, изложение философских идей иносказательно и в художественной форме (известные философы-гуманисты одновременно были писателями: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла).
Основные представители и идеи гуманизма: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – гуманист мирового значения, автор известной поэмы «Божественная комедия» (им самим названной просто «Комедия», т.к. в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). Фридрих Энгельс называл Данте последним поэтом Средневековья и первым поэтом нового времени.
Воспевая христианство, Данте одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он был противником мирской власти церкви.
Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее гражданам законность и мир. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божественного создания: «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо». Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Философия для Данте – это прежде всего этика. Смысл бытия Данте усматривает в любви, «что движет солнце и светила». Он верит, что человеческий разум дойдет до Правды, «иначе все стремления ничтожны». Этим духом пронизаны многие произведения Данте («Новая жизнь», «Пир» и т.д.).
Франческо Петрарка(1304 – 1374) – выдающийся философ, моралист, историк, поэт, продолжатель гуманистической линии Данте, автор «Книги песен», трактатов «О презрении к миру», «Письма без адреса», «Письма к потомкам» и иных трудов.
Петрарка вносит в философию, литературу и культуры чуждые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, что человеку следует жить не для Бога, а для самого себя и что человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.
Петрарка утверждал: «Нет выше свободы, чем свобода суждения». По его мнению, добиться счастья человек может, опираясь только на себя и свои силы. Он имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, по всей видимости, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Валла (1407 – 1457) – крупнейший итальянский гуманист, автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». Он также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум.
Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он выступал за равенство мужчины и женщины. Был близок к эпикуреизма, т.к. считал, что высшим благом является наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Лоренцо Валла считал, что стремление к удовольствию заложено в человеческой природе, поэтому никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Кроме того, интересы других людей нужно учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.