Естествознание в системе наук
Тема 1
Общая характеристика естествознания
Наука о природе - естествознание
Основные естественные науки
Тема 2
Основные концепции развития современного общества
№ п/п | Название концепции | Особенности взаимоотношений в системе «Человек-Природа) | |
Экономические аспекты концепции | Экологические аспекты концепции | ||
1. | Экоанархизм | ||
2. | Экосоциализм | ||
3. | Зеленый капитализм | ||
4. | Устойчивое развитие | ||
4.1. | Очень слабое УР | ||
4.2. | Слабое УР | ||
4.3. | Сильное УР | ||
4.4. | Очень сильное УР | ||
5. | Ноосферное развитие |
Устойчивое развитие
УР –форма социоприродного развития, обеспечивающая выживание и непрекращающееся развитие человечества, и сохранение окружающей природной среды, в первую очередь биосферы планеты.
Общая идея стратегии перехода на путь устойчивого развития заключается в уменьшении антропогенного пресса на биосферу всевозможными способами, начиная от перехода на экологобезопасные технологии в производстве и всесторонней интенсификацией и экологизации экономики, и кончая проведением эффективной демографической политики во всех странах.
Концепция экоциклов
Предполагают, что одним из путей изменения типа экоразвития от регрессивного (каким он предстает в настоящее время) на устойчивое, станет коренная перестройка материального производства на замкнутые, максимально изолированные от природы экоциклы, т.е. производственные циклы, использующие безотходные или малоотходные и ресурсосберегающие технологии.
Однако это лишь часть истины. Такой путь развития не является единственным, и в ряде случаев полная изоляция от природы либо неэффективна, либо невозможна. Поэтому предполагается развитие биосферосовместимых технологий.
Мы настолько привыкли, что именно производство является основой материальной жизни людей, что забыли о необходимости сохранения биосферы и весьма скептически относимся к возрождению собирательства на новой основе, считая это даже утопией (Ренессанс собирательства). Это понятие предполагает максимально широкое использование естественных факторов и ресурсов в их натуральном виде, без излишнего преобразования.
Вместо дальнейшей деградации биосферы за счет интенсивного развития сельского хозяйства на техногенной основе – переход к использованию того, что производит сама природа в пределах допустимых экологических мер (адаптивное сельское хозяйство).
Экологическая цивилизация, руководствующаяся приоритетным принципом сохранения биосферы, возникнув на нашей планете, должна оказаться высоко динамичным обществом, используя все новые факторы своего экологобезопасного развития. К их числу относится и постепенный переход на автотрофный путь развития, т.е. по сути дела внебиосферный.
Литература
|
Тема 3
Духовная культура.
Наука является областью духовной культуры. Духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей.
Выделяется четыре основные сферы духовной культуры:
1. мораль;
2. искусство;
3. религия;
Наука.
Мораль предполагает стремление к добру; искусство предполагает стремление к красоте, гармонии; религия предполагает стремление к сверхъестественному; наука предполагает стремление к истине. Наука как сфера культуры взаимодействует со всеми другими сферами культуры. Она соприкасается с искусством, моралью, философией, религией.
Большое значение для понимания специфики науки как формы культуры имеет идея К.Поппера о трёх мирах:
1. Первый мир – это реальность, существующая объективно (природа и общество).
2. Второй мир – это состояния человеческого сознания (мысли, чувства, настроения, интересы и т.д.).
3. Третий мир – это мир объективного содержания мышления. В него входят научные идеи, художественные произведения, моральные, религиозные, эстетические ценности.
Третий мир является продуктом человеческой деятельности. Но в то же время третий мир относительно автономен и независим от человека. Результаты деятельности человека начинают вести самостоятельную жизнь. С научными теориями происходит то же, что и с нашими детьми. Они становятся в значительной степени независимыми от своих родителей. Третий мир возможен только на базе существования языка. Научные идеи облекаются языковыми формами. Поэтому третий мир – это в значительной степени лингвистический мир. Третий мир способен к бесконечному прогрессу, так как человек с помощью языка постоянно творит новые идеи, понятия, ценности.
Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Дж. Берналл замечает: «Наука так стара и на протяжении истории претерпела столько изменений…, что любая попытка дать ее однозначное определение (а таких имеется немало в истории науки), более или менее точно выражает лишь один из ее аспектов, … характерный для данной эпохи». Историческую изменчивость понятия «Наука» можно
проследить, сравнивая определения, например, у Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше, К. Поппера и др. Наука - это исторически меняющийся, сложный по своей структуре
феномен культуры и, поэтому, представление о ней не могут быть неизменными (см. дискуссии о предмете науки, содержании понятия «наука» которые имели место практически все 20-е столетие).
Основные функции науки:
Функции – это направления влияния науки на общество и на человека.
1. Культурная функция.Она связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности. Наука приобщает личность к истинным знаниям о природе и обществе.
2. Функция непосредственной производительной силыоткрыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. наука становится производительной силой. До XVIII в. наука не была связана с производством. Наука как производительная сила имеет не только положительное, но и отрицательное последствия, связанные, в частности, с загрязнением окружающей среды.
3. Наука как социальная сила.Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы можно только с опорой на науку.
4. Функция производства истинного знания.Эта функция является главной среди всех остальных функций. Наука зародилась в ответ на потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать человека.
Задания:
- Изучить и законспектировать теоретический материал к занятию
- Руководствуясь материалами методического пособия сформулировать основные черты современной науки; указать значение науки в познании окружающего мира
- Записать общую классификацию наук и области научного знания, которые они изучают.
Наука как процесс познания
Общая классификация наук
Современная наука – это около 15 тыс. дисциплин
Формы научного познания
Общие методы познания
Иерархия уровней культуры
Заполните таблицу, используя схему и дополнительные источники информации:
№ п/п | Иерархия уровней культуры | Характеристика |
1. | Материальная культура | |
2. | Духовная культура | |
Иерархические уровни науки | ||
3. | Гуманитарные науки и их подразделения | |
4. | Технические науки | |
5. | Естественные науки |
Темы рефератов по дисциплине
«Философские проблемы естествознания»
Требования к написанию реферата:
- Титульный лист
- Объём работы не менее 15 стр. (кегль 14, поля: правое – 1,5, левое, верхнее, нижнее – по 2,0)
- План реферата обязателен
- При цитировании в тексте делать ссылки на используемые литературные источники.
- В конце реферата – список используемой литературы (не менее 5 источников)
- Реферат сдаётся в файле.
Тема 3. Основания науки
Тематика рефератов:
1.Понятие «основания науки».
2.Философские основания науки. Функции философии в научном познании.
3.Научные картины мира (системность научного знания как выражение его истинности; научная картина мира (природы) как теоретическая модель реальности - высшая форма синтеза конкретно-научного знания о действительности; регулятивные функции картины мира в научном познании).
4.Идеалы и нормы науки (понятие идеала и нормы научного и их роль (функции) в научном познаний; виды установок научного познания: установка на соответствие знания
критериям научности; установки на организацию процесса научного познания; установки, учитывающие специфику предметной области познания; идеалы и нормы классического и неклассического период развития науки).
Литература:
Основная:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.: Учебн. М. 1996.
2.Введение в философию.: Учебн. В 2-х тт. (под ред. И.Т.Фролова). 4.2. М.1989.
З.Козин А.В. Научность, эталоны, критерии. М.1995.
4.Степин B.C. Структура и динамика научного познания // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. Философия науки и техники. М.1995.
5.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки.: Учебн.М.2005.
Дополнительная:
1. Степин B.C. Теоретическое знание. М.,2000.
2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.,2004.
З.Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.
4.Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М.,1977.
5.Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск.1977.
6. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение. Историко-философский очерк. Красноярск.,2000.
7.Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.,1984.
8.Горохов В.Г. Концепции современного естествознания.: Учеб.пособ. М.,2003.
9.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.: Конс.лекций. М.,2002.
10.Современная философия науки. Хрестоматия. М.,1994.
11.Философия науки. Хрестоматия. М.,2005.
Тема 1
Естествознание в системе наук
Естествознание – наука о явлениях и законах природы. В структуру современного естествознания входят: физика, химия, биология, а также многочисленные смежные отрасли, такие как физическая химия, биофизика, биохимия, нейробиология и многие другие.
Американская ассоциация за прогресс науки (АААS) дает определение грамотного человека – это «тот, кто знает, что естественные науки, математика и техника представляют собой занятия независимого человека, прилагающего все свое упорство, но имеющего ограниченные возможности; кто понимает главные концепции и принципы науки; кто знаком с миром природы и может судить о его разнообразии и единстве; кто принимает научные знания и научные способы мышления для решения социальных задач и проблем отдельных индивидуумов».
В идеале естествознание, это синтез мудрости древних цивилизаций, естественных и гуманитарных наук, направленных на понимание природы, человека и общества. Это фундаментальность и широта в объяснении сути вещей. Естествознание в целом, нацелено на построение парадигмы современной естесвеннонаучной картины мира.
Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений, объектов и процессов. Задача естествоиспытателя - обобщить факты об окружающем мире и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.
Многие достижения современного естествознания, составляющие базу для наукоемких технологий, связаны с всесторонним изучением объектов и явлений природы.
Как и другим сферам человеческой деятельности, естествознанию присущи специфические черты: нацеленность на создание универсального и общезначимого знания; проекция каждой естественнонаучной дисциплины на отдельный фрагмент реальности, с целью ее более глубокого и фундаментального изучения; систематичность, наличие определенной структуры; достоверность и объективность в выводах, стремление исключить индивидуальные особенности ученого, крайний субъективизм; отсутствие догматизма и незавершенность и безграничность научного знания; преемственность новых знаний с предшествующими теориями; наличие критичности и отсутствие безоговорочной веры в авторитеты; нейтральность научных истины в морально-этическом плане и, вместе с тем, наличие моральных критериев по отношению к деятельности ученого и результатам ее применения; наличие умозрительных выводов, рациональных процедур и
законов логики, нацеленных на формулирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня; наличие общих эмпирических и теоретических, а также частных методов исследования и пр.
Современное естествознание представляет собой единую систему знаний, компоненты которой (естественные науки) являются настолько тесно взаимосвязанными, что вытекают друг из друга, тем самым образуя подлинное единство.
Естествознания исследует природные явления сразу с позиций нескольких наук, "выискивая" наиболее общие закономерности и тенденции. Естествознание, признавая специфику входящих в него наук (физики, химии, биологии, географии и др.) в то же время имеет своей целью исследование Природы как единого целого.
Изучение предметов по отдельности - физики, химии и биологии, - является лишь первой ступенью к познанию Природы во всей ее целостности, т.е. познанию ее законов с общей естественнонаучной позиции.
Несмотря на наличие противоречий между естественными и гуманитарными науками, обусловленными способами и методами познания действительности, спецификой объяснения фундаментальных основ бытия и пр., философия через свои специфические функции способна выполнять роль проводника: дать общий, целостный взгляд на мир, выявить общие идеи и представления о мироздании, стимулировать познание природы и сущности мира, обосновывать важность гуманитаризации технических и естественных наук, а также натурализации гуманизма.
Философия «поможет наведению мостов между самостоятельными дисциплинами, ибо от нее не скрыто ни место каждой науки в общей системе знания, ни историческая роль их современных форм в развитии мышления. Философия, указав границы наукам, сможет по-новому поставить некоторые вопросы так, чтобы мы могли получить требуемый ответ» [В. Хесле].
Задания:
- Руководствуясь теоретическим материалом и графическими схемами, определить цель, предмет и задачи естествознания.
- Перечислить основные естественные науки и области знания, которые они изучают
- Дать общую систематизацию естественных наук.
- Проанализировать основные тенденции развития естествознания.
- Указать, чем фундаментальные науки отличаются от прикладных.