Русская философия ХХ века 111

XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию. Серебряный век стал периодом расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать:

· Густава Густавовича Шпета(1879 – 1937) – русского философа польского происхождения, известного, прежде всего, своими феноменологическими исследованиями;

· Алексея Федоровича Лосева(1893 – 1988) – русского философа, родившегося в Новочеркасске, в семье преподавателя музыки. Основной сферой интереса Лосева была античная философия и история античной эстетики;

· Александра Ивановича Введенского(1856 – 1925) – представителя русского неокантианства (основной труд Введенского – «Опыт построения теории материи на принципах критической философии»);

· Льва Шестова (1866 – 1938) – русского философа и литературного кри­тика, стоявшего у истоков экзистенциализма. Его заслуга состоит, во-первых, в популяризации Ницше в России, а во-вторых, в популяризации Достоевского и Кьеркегора в Европе, где он оказался после Октябрьской революции;

· Николая Ануфриевича Лосского(1870 – 1965) – одного из самых плодовитых русских философов, основателя русского интуитивизма. Его главная работе «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам гносеологии, которой он много занимался;

· Павла Александровича Флоренского(1882 – 1937) – религиозного философа и ученого-энциклопедиста. Он внес значительный вклад в такие науки, как философия, лингвисти­ка, математика, культурология, электротехника. Его диссертация «Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах» обратила на себя всеобщее внимание. В ней он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины;

· Сергея Николаевича Булгакова (1871 – 1944) – крупного религиозного философа. В «Свете Невечернем», своем главной труде, он связал проблемы космологии с религиозной тематикой, развил соловьевское учение о Софии. По Булгакову, София (Премудрость Божия) имеет действенный характер - одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий;

· Ивана Александровича Ильина. (1883 – 1954) – философа, теоретика религии и культуры, политического деятеля. Среди философских заслуг Ильина следует упомянуть в первую очередь, написанную им во время поездки в Германию работу «Фи­лософия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», опубли­кованную в 1918 г. Большую известность получила также работа Ильина «О сопро­тивлении злу насилием». В ней Ильин полемизирует с активно разра­батывавшейся Львом Толстым идеей о том, что злу нельзя противо­поставлять зло. Ильин отдает предпочтение активному противостоя­нию злу и отрицает пассивность по отношению к нему. По мнению Ильина, непротивление злу фактически равнозначно его принятию;

· Питирима Сорокина(1889 – 1968) – русского философа, жив­шего и работавшего в США. Он сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации и социальной мобильности. Стратификация представляет собой разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, власти, образованию и престижности профессии) – страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения, т.е. возможность пере­хода из одной страты в другую.

Но, пожалуй, наиболее великим русским философом первой половины XX века был Николай Александрович Бердяев(1874 – 1948). Основные сочинения философа – «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946), «Царство духа и царство кесаря» (1951). Первоначально Бердяев был сторонником марксизма и активно участвовал в деятельности марксистских организаций. Карл Каутский, возглавлявший в то время II Интернационал, видел в нем будущего крупного теоретика коммунизма и возлагал на него большие надежды. Однако достаточно быстро Бердяев разочаровался в марксистской идеологии и стал ее активным критиком. В этом смысле показательно посвящение, предваряющее позднюю работу Бердяева «Хри­стианство и классовая борьба» (1931): «Посвящается памяти соци­ального учителя моей молодости и ныне идейного врага моего Карла Маркса». Бердяев принимал активное участие в интеллектуальной жизни своего времени. В частности, он написал статью «Философская исти­на и интеллигентская правда», которая открывала имевший огромный резонанс сборник «Вехи» (1909). Основной пафос этого сборника – осознание необходимости духовного обновления русской интелли­генции, которое предполагает отказ от «давящего господства народолюбия и пролетаролюбия». И Бердяев уже в этом сборнике активно критикует марксизм.

Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он полагал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христиан­ской традиции (которая, впрочем, с его точки зрения, нуждалась в переосмыслении и обновлении). Если христианство традиционно отри­цало ценность всего земного, то Бердяев и его сторонники видели в земной жизни арену, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация божественного в человеке. Другими словами, принципы, которые с позиций христианства могли воплотиться только в потусторонней жизни, рассматривались Бердяевым как способные реализоваться в земной жизни.

Поздний период творчества Бердяева в целом можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Как и другие философы-экзистенциалисты, Бердя­ев полагал, что рационалистические воззрения оторваны от конкретного жизненного опыта человека. Подлинная же задача философии состоит не в объективном, абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными структурами: интеллектуально-духовными, нравственными и эмоциональными.

Одна из самых важных тем в философии Бердяева – это тема свободы. Он противопоставлял два пути реализации личности. Первый путь – это принятие общеобязательных форм жизни, или объективация; в этом случае человек как бы обезличивается, поскольку становится таким как нужно, теряя свою свободу и персоналистичность. Второй путь – жизнь в свободе, предполагающая неприятие того, что считается общеобязательным. Только этот путь дает человеку возможность свободного творчества и независимости.

Второй путь представлялся Бердяеву правильным: свобода в его фи­лософии является высшей ценностью, несравнимой с пользой, которую человек может принести обществу. Бердяев писал в «Философии свободы»: «Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разор­ванного, некосмического состояния мира. Свобода – любовь. Раб­ство – вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть суть победы над грехом, над низшей при­родой». Бердяев видел в демократии опасную идею. По его мнению, демократия есть самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть человекообожествление, отрицание божественного источника власти. Демократия есть нездоровое состояние народа.

Кроме свободы, для философии Бердяева основополагающими понятиями являются также понятия личности и творчества. Личность он понимает не как некоего субъекта, а как некое метафизическое человеческое единство. Личность – это всеобъемлющее духовное единство человечества, воплощенное в отдельном человеке. В этом смысле характерны высказывания Бердяева о том, что общество и космос – это части личности. Я – человек – не есть часть общества, а общество есть часть моей души. Природа – форма, в которой существует личность. Человек – это микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия (макрокосма). Смысл существования личности – в свободе и творчестве.

Имея подобные убеждении, Бердяев не мог вписаться в веяния XX века. Дух капитализма он ненавидел. Но не выносил он также и социализм. Ни то, ни другое не приемлемо для личности творца. Именно поэтому Николай Бердяев чувствовал себя в этом мире очень одиноким. В работе «Философия свободного духа» он писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит» (Бердяев Н.А, 1994, С. 338).

Начиная с 20-х годов ХХ века и вплоть до начала 90-х легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество Владимира Ильича Ленина(1879 – 1924),который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии следует отметить:

· Николая Ивановича Бухарина (1888 – 1938), занимавшегося проблемами сознания и психики;

· Анатолия Васильевича Луначарского (1875 – 1933), ставшего ярким представителем течения богостроительства, т.к. он попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества;

· Михаила Михайловича Бахтина (1895 – 1975), большая часть трудов которого была посвящена литературоведению (главный труд «Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского) и истории культуры (работа «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»);

· Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 – 1990), который исследовал проблемы человека, морали, нравственности и в 60 – 80-е годы был наиболее ярким мыслителем, критически настроенным по отношению к господствующей марксистской философии;

· Льва Николаевича Гумилёва (1915 – 1992), исследовавшего вопросы истории и этногенеза и других.

События 90-х годов ХХ века кардинально изменили социально-политическую и культурную ситуацию в России. В современных условиях постсоветской философии созданы условия для сводного творчества и философского в частности. Современная философия затрагивает широкий спектр вечных и актуальных философских проблем, которые кратко будут рассмотрены во втором разделе данной книги.


Наши рекомендации