Характеристика философии французского Просвещения
Французскую философию XVIII века принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. Тем не менее, родиной идей Просвещения стала Англия XVII века, где творили предшественники просветителей – Бэкон, Гоббс, и только в XVIII веке эти идеи достигли Франции и распространились в ней.
Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения оптимизма предшествующей философской эпохи. Эту оптимистическую позицию лучше всего выразил Г.В. Лейбниц: по его мнению, наш мир – это лучший из миров. Такая позиция не позволяла объяснить темные, низменные стороны бытия. Просветители же обратили внимание общества и на негативные стороны мира. Фактически эта критика была проявлением более общего скептического настроя к общей метафизической направленности философии недавнего прошлого.
В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) на первый план выходит социальная проблематика.Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать препятствующие прогрессу общества и развитию человека предрассудки и стереотипы.
В то же время наука и прогресс также занимают в их трудах очень значимое место. Само название данного философского направления – «Просвещение» – отсылает нас к стремлению этих философов нести свет знаний в массы необразованного народа. По мнению просветителей, общественной гармонии можно достичь лишь в том случае, если распространить знания среди народа; они полагали, что человек, изначально доброе и разумное существо, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, а также потому, что его портит неправильно, неразумно организованное общество. А, следовательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.
Важное место в философской мысли Просвещения играет критика религии.Реформация с ее отрицанием католических догматов и культа в определенном смысле была неполным проявлением более широкой тенденции отказа от христианства. В целом будет оправданно поставить ее в один ряд с зарождавшимися в то же время атеистическими взглядами. Атеисты, критиковавшие христианство и религию с научных позиций, фактически довели до логического завершения то, что было начато Реформацией.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, и утопическо-социалистическое (коммунистическое). Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.
Деистическое направление философии
Французского Просвещения
Деизм– этонаправление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более) и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Философ, писатель, публицист, один из основоположников французского ПросвещенияФрансуа Вольтер(1694– 1778) страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»). Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Поэтому Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.
В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»),а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескьё(1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который также выступал с позиций деизма, т.е. видел в Боге создателя, но отвергал его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы. Он также видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности, отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы. Монтескьё считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения.
Кроме того, он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).
Монтескьё считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Он выдвинул идею «разделения властей», то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – и выступал за верховенство закона. Таким образом, философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи,на которых строится большинство современных демократических государств: особенно идея приоритета закона и идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Философ-просветитель Жан Жак Руссо(1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии и выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо:
1) он видел в Боге мировую волю и мировой разум; считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
2) считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
3) выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
4) был сторонником эмпирического (опытного) познания;
5) считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
6) обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы. Руссо считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
Философ Этьенн де Кондильяк(1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Он полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств). С его точки зрения, окружающий мир является источником всех знаний, причем в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека). И, кроме того, самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.