Патристика: учение Августина Блаженного
Августина Аврелия (354 – 430), выдающего представителя западной патристики, в православной традиции называют Блаженным (праведником местного масштаба), в католической – Святым. Его перу принадлежит множество сочинений, главными из которых являются «О Троице», «Исповедь» и «О Граде Божьем».
Двойственность языческого и христианского начал проходит через всю жизнь философа. Его мать была ревностной христианкой, оказавшей сильное религиозное влияние на сына, а отец – язычником. В то время когда жил этот философ, эллинистический языческий мир четыре столетия знал христианские идеи. Уже в середине IV века христианство было узаконено наряду с языческими верованиями, а в конце этого века оно стало по воле Константина Великого государственной религией. Вместе с тем, двойственность христианских и языческих идей и представлений, а также стереотипов поведения отличала жизнь человека данного времени. Неудивительно, что Августин, укорененный в языческой культуре, получивший прекрасное образование на основе латинского языка, с огромным трудом и напряжением искал христианского Бога. О своих драматических переживаниях он поведал в автобиографической «Исповеди», которой впоследствии подражали Руссо, Толстой. Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, личности человека, его свободы воли, а также его спасения.
По учению Августина Аврелия, Бог сотворил мир из ничего, т.е. из небытия. Бог сотворил и время, которое не существовало до Творца. Бог находится вне времени. Он вечен. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее. При этом Августин открывает субъективную форму времени, которая является способом организации души человека, ибо на самом деле для человека существует только настоящее. Настоящее человека распадается на «настоящее прошлого» (память), « настоящее настоящего» (созерцание), «настоящее будущего» (надежда). Идея Августина о субъективном времени оказала впоследствии значительное влияние на учения Декарта, Мальбранша, Канта и других европейских мыслителей.
Августин Аврелий является автором христианской концепции исторического процесса, изложенной им в трактате «О граде Божием». В противоположность античной идеи истории как вечного повторения, круговращения явлений, христианский мыслитель доказывает, что история имеет определенный трансцендентный смысл и конечную цель, т.е. определяется божественным провидением и имеет направленность от «земного града» ко «граду Божьему», на которые мир разделен со времени грехопадения. «Град божий» понимается Августином как общность, основанная на «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». «Град земной», в противоположность «граду Божьему», основан на «любви к себе», доведенной до «презрения к Богу». История движется от «земного града» к «граду Божьему» или от земных языческих царств к царству Христа, прообразом которого является церковь. Августин утверждает, что хотя «град Божий» составляет сейчас малое количество истинно верующих, тем не менее, в истории заметен прогресс, выражающийся во все большем количестве людей, отвернувшихся от язычества и пришедших к христианству.
Не только происхождение и устройство мира, сущность исторического процесса, но и сам человек, его свобода воли, условия его спасения – в центре философско-теологического творчества Августина. Он старается логически согласовать две христианские доктрины: о свободе воли человека и о Божественном предопределении. Августин решает эту проблему, трактуя подлинную свободу как осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Но человек может отклоняться от истинного пути, когда делает ложный выбор. Таким образом, свобода воли, которой человека наделил Бог, способна привести его как к подлинной свободе, так и к произволу. Последнее произошло с Адамом и Евой, впавших в первородный грех. При этом возможность произвола Августин связывает с существованием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, не имеет самостоятельной основы. Зло, по Августину, является недостатком или неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Поскольку Бог творил мир из небытия, без постоянной опеки со стороны Господа все им сотворенное, в том числе человек и ангелы, один из которых пал и стал Сатаной, имеет тенденцию к разрушению, к возвращению в небытие.
Опираясь на эти рассуждения, Августин настаивает на предопределении Богом судьбы каждой вещи и каждого человека. Тем более, что после грехопадения Адама и Евы Бог был вынужден лишить людей вечной жизни. Но Бог не только Всемогущ, он есть Абсолютное Благо, а потому пожертвовал своим сыном, чтобы часть людей смогла вернуться к вечной жизни. Так Августин обосновывает наличие благодати, вследствие которой некоторые люди оказываются изначально, с момента рождения предуготовлены к спасению, другие изначально обречены на вечные муки. При этом, с точки зрения Августина, субъективно все находятся в ситуации выбора и способны принимать собственные решения, поскольку никто из живущих не знает своей судьбы.
Теория спасения излагается мыслителем в полемике против пелагиан. Если Ересиарх Пелагий доказывал, что для спасения человеку достаточно веры и добродетельной жизни – «Верь, будь добродетелен и ты спасешься», то позиция Августина выражается в словах: «Верь, будь добродетелен и, если предопределено, то ты спасешься». Отсюда следовал вывод: Церковь лишь тень Бога на земле; она лишь собирает желающих спастись, но спасает только Бог. Идея оказалась неплодотворной для процветания католической церкви и впоследствии была заменена иной: Церковь, основанная апостолом Петром, является наместником Бога на земле.