Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
6. Карма в древнеиндийской философии – это:
а) закон вечного круговорота бытия;
б) понятие долга и предназначения;
в) закон воздаяния;
г) выход за пределы круга перевоплощений.
7. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
б) томизмом;
в) августинизмом;
г) папизмом.
9. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) индукция.
10. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):
а) политикой;
б) философией;
в) наукой;
г) религией.
11. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт.
12. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:
а) учение о реальном существовании единичных вещей;
б) учение о реальном существовании общих понятий;
в) учение о реальности окружающего мира;
г) учение о реальности существования Бога.
Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
а) Н.Бердяев;
б) Н.Лосский;
в) В.Соловьев;
г) Ф.Достоевский.
14. Течение русской философии, утверждающее особый самобытный характер развития России:
а) западничество;
б) евразийство;
в) славянофильство;
г) местничество.
15. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:
а) революционные преобразования;
б) нравственное самосовершенствование;
в) экономические реформы;
г) такой путь не возможен вообще.
16. Философия «серебряного века» была:
а) диалектико-материалистической;
б) позитивистской;
в) сциентистской;
г) религиозно-идеалистической.
17. « Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами» – писал автор «Философических писем», осмелившийся сказать горькую правду об исторической судьбе Росси:
а) Герцен,
б) Чернышевский,
в) Белинский,
г) Чаадаев.
Согласно В.С. Соловьеву, три абсолютные ценности- благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого являются
а) любовь,
б) счастье,
в) мудрость,
г) бессмертие.
19. Учение о всеобщей закономерной связи и взаимной обусловленности всех явлений – это:
а) детерминизм;
б) индетерминизм;
в) диалектика;
г) синергетика.
20. К атрибутам материи относится:
а) движение;
б) мышление;
в) человек;
г) жизнь.
21. Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – бытие:
а) неживой природы;
б) живой природы;
в) человека;
г) социальное.
22. Теория самоорганизации сложных систем называется …
а) этика;
б) синергетика;
в) эстетика;
г) диалектика.
23. Какая из перечисленных идей является центральной, основной в умопостигаемом мире по Платону:
а) истина;
б) благо;
в) красота;
г) справедливость.
24. «Пограничная ситуация» в экзистенциализме - это:
а) бытие между свободой и необходимостью,
б) бытие между добром и злом,
в) бытие между любовью и ненавистью,
г) бытие между жизнью и смертью.
25. Умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым, называется:
а) аналогией,
б) дедукцией,
в) индукцией,
г) традукцией.
26. К формам чувственного познания относится:
а) факт,
б) восприятие,
в) проблема,
г) гипотеза.
Относительная истина – это
а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;
б) относительно точное знание об объекте;
в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;
г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.
28. Критерием истины является:
а) суждение;
б) опыт;
в) практика;
г) абсолютная идея.
На самых ранних этапах человеческой истории на процесс познания наибольшее влияние оказала такая форма мировоззрения, как
а) научное;
б) религиозное;
в) мифологическое;
г) философское;
30. В основе какой концепции истины лежит принцип соответствия знания об объекте самому объекту:
а) классической,
б) прагматической,
в) конвециалистской,
г) герменевтической.