Классический и постклассический тип философствования
Каждая эпоха представляет свои философские образцы, сохраняющие культурное значение до наших дней. В этом смысле следует говорить о философской классике Античности, Средневековья и т.д. В более узком представлении философская классика может быть ограничена XVII–XIX вв. и в основном – пространством европейского региона, т.к. именно в этом пространстве идея классичности получила подробное обоснование и развитие. Такое «сужение» «поля» философской классики делает и более четким сопоставление классического и постклассического. Завершение классического этапа фиксируется в середине XIX в., и классический этап – от Маркса до Гуссерля – развертывается до середины XX столетия, а постклассический оформляется и длится во второй половине XX в. с перспективой продолжиться в следующем столетии.
Классический тип философствования предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия; природы, общества, жизни людей, их деятельности, познания, мышления. Подразумевается соответствующий режим действия образцов: их редуцирование, распространение, закрепление в конкретных формах духовной, теоретической, практической деятельности людей. Так, например, обобщенное представление о человеке включается в конкретные описания, человеческих индивидов, объяснения их действий, оценки ситуаций. Соответственно, какие-то качества людей и вещей не учитываются образцом, остаются в «тени» или отсекаются им.
Этот аспект работы обобщенного представления о человеке в качестве методологического образца указывает на его родство с канонами традиционного здравого смысла. Подобно традиционным представлениям о человеческой природе, он может транслироваться как неменяющаяся схема опыта из поколения в поколение. Классическая философия использует авторитет и аргументы науки для придания своим образцам особой социальной значимости.
Связь классической философии с наукой является связью логикой, которая первоначально развивалась в составе самой философии, а затем работала в рамках отдельных наук, главным образом – естественных. Это – логика, обеспечивающая классификации, обобщения, редукции, процедуры сопоставления и измерения.
Восточная классика не дает примеров жесткого разрыва философии с формами обыденного опыта и такого взаимовлияния философии и науки как европейская философия ХIХ в.
Образцы философской классики вполне ответствовали канонам классической эстетики; они были достаточно ясны, просты, устойчивы по отношению к индивидуальному своеобразию и динамике явлений природной и общественной жизни.
Естественная, казалось бы, устойчивость классических образцов (их совокупности) оказалась одной из важных предпосылок их распада, ибо именно невозможность использовать классическую картину мира в работе со своеобразными и динамичными системами заставила людей засомневаться в ее надежности, а затем и подвергнуть ее критике и пересмотру. Неклассическое философствование – это не направление, а тип мышления и действия, сопряженный с реакцией на классические образцы, с кризисом классики и ее преодолением. Это – реакция на несоразмерность абстрактного субъекта классики конкретным индивидам, абстрактного объекта – эволюции природы, ее методологии – поиску ресурсов интенсивной деятельности во всех сферах практики.
В конце XIX в. определенные объекты воспринимаются как исключения из правил, как экзотические представители микро- и мегамиров. Однако, число подобных объектов неуклонно возрастает и уже приходится мириться с тем, что совсем еще недавно «простая и ясная природа» (которой следует «подражать») окружает человека хитросплетением ненаблюдаемых и четко не фиксируемых объектов. Более того, к середине XX столетия выясняется, что и общество, система жизни людей с ее условиями, средствами, продуктами, тоже принадлежит миру неклассических объектов, не может быть редуцирована к вещам, к инструментам, механизмам, машинам, работающим с вещами. Классическая установка на устойчивые природные и мыслительные образцы и следовавшая ей в этом плане позитивистская ориентация на «логику вещей» оказываются несостоятельными.
По мере того, как сокращалось поприще действия классических образцов, все более широкой становилась зона проявления человеческой субъективности, которая освобождалась от гносеологических оценок, сближавших ее с искаженным знанием, и выявляла онтологические аспекты жизни и действия человеческих индивидов. Этот сдвиг в проявлениях человеческой субъективности первоначально фиксировался психологическими исследованиями. Психология, фактически «реабилитировала» субъективность, и в то же время сама сместила фокус интересов с характеристики познавательных возможностей человека на трактовку эмоционально-волевой и внерациональной сфер его бытия.
В плане культурном и философском изменение статуса субъективности еще долго (до середины XX столетия) оценивалось в соответствии с классическими образцами, то есть негативно – как наступление субъективизма, иррационализма, нигилизма.
Логика перехода философии к постклассическому этапу и типу работы определяется не только философией. Важные стимулы дает развитие таких научных направлений как эволюционный универсализм, биология и физиология активности, синергетика, системный подход. В этом смысле можно говорить о том, что Н. Моисеев, Л. фон Берталанфа, И. Пригожин, Ф. Бродель, И. Валлерстайн и некоторые другие исследователи сделали для формирования стиля постклассического философствования не меньше, чем известные философы второй половины XX в.