Роль философии в современной науке
Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию «квинтэссенцией духовной жизни человека». Что же обеспечивает ей такую важную роль, и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?
Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.
Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т. д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.
В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и в политике государств.
В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучения.
В-пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.
Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическая – является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные» времена», т.е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.
Специалисты в области науки, изучающие всевозможные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Язык философии
В разработке нашего подхода можно выделить три относительно независимые и
самостоятельные линии исследования.
Во-первых, постулирование особых «метафизических объектов» философской работы, предопределяет специфику языка и рассуждений (методов) философствования.
С одной стороны, язык философского исследования является особым символическим языком; «символы» суть имена, средства описания «метафизических» объектов.
Во-вторых, язык описания философских конструктов является максимально возможным метаязыком по отношению к любому другому теоретическому языку. Например, по отношению к языку «формальному» логики или математики, который, в свою очередь, является метаязыком по отношению к «содержательному» языку теоретического естественного или гуманитарного знания, и тем более по отношению к первичному языку «протокольных» предложений. Основные категории философского дискурса невыразимы ни в каком другом теоретическом языке и предопределяют «семантический» горизонт наших рассуждений.
С другой стороны, подчеркивание неэмпирического (метафизического) характера «объектов» философствования задает особые процедуры работы с ними, отличные от методов научного познания. «Целостности» не могут быть даны в рамках «физического» опыта, а философское исследование – не может опираться на денотаты (референты) своего языка, как это происходит в знаково-понятийном языке науки.
Основным методом философской работы являются процедуры умопостижения, умозрения, которые одновременно являются процедурами порождениями «мысленных конструктов». Одна из особенностей (и трудностей) философских рассуждений — отсутствие опоры на чувственную аналогию, которая нередко выручает нас в повседневной жизни.