Семинар 6. структура научного познания

Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.

Теоретические вопросы

1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.

2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

3 Научные революции и смены типов рациональности.

4 Наука и техника.

Вопросы для обсуждения

1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?

2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?

3. Что такое иррационализм?

4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?

5. В чем специфика науки Нового времени?

6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?

7. Понятие научного кризиса.

8. Что такое научная революция.

9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.

10. Роль науки в развитии человеческого общества.

11. В чем классичность «классической» науки?

12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?

13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?

14. Что значит «мыслить самому»?

15. Нужны ли философия и наука друг другу?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.

а) паранаучному;

б) научному;

в) квазинаучному;

г) донаучному.

2. Объективность научного знания означает ...

а) независимость знания от человека – субъекта вообще;

б) независимость от личности исследователя – субъекта;

в) абсолютность – незыблемость знаний;

г) независимость знания от метода его получения.

3. Что является главной целью науки:

а) получение знаний о реальности;

б) развитие техники;

в) совершенствование нравственности;

г) развитие цивилизации.

4. Знание, соединенное с верой в него, есть...

а) убеждение;

б) рассуждение;

в) заблуждение;

г) мнение.

5. Непосредственной целью науки является:

а) связь с практикой;

б) достижение истины и открытие объективных законов;

в) развитие материального производства;

г) получение новых знаний.

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА

Основные понятия: общество, производство, потребность, интерес, социальный детерминизм, экономика, политика, право, группа, класс, народ, этнос, нация, формация, цивилизация, прогресс, постиндустриальное общество, информационное общество, общественное сознание, идеология.

Теоретические вопросы

1 Общество и его структура.

2 Движущие силы и субъекты исторического процесса

3 Формационная и цивилизационных концепции общественного развития.

4 К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.

5 Глобальные проблемы современности.

Вопросы для обсуждения

1. Когда возникли первые попытки объяснить возникновение общества и его устройство?

2. Каким должно быть идеальное государство по Платону? Почему его попытки реализовать свой проект закончились неудачей?

3. Каковы основные идеи социально-политической теории Аристотеля?

4. Как объясняется возникновение и история общества в средневековой религиозной философии?

5. Каковы основные идеи теории «общественного договора» и «разделения властей» Т. Гоббса и Д. Локка?

6. Какие основные этапы в развитии общества выделяет О. Конт?

7. В чем сущность материалистического понимания истории К. Маркса? Что такое общественно-экономическая формация? Чем объясняется смена формаций?

8. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к объяснению развития общества?

9. В чем различие формационного и цивилизационного подходов в социальной философии? Являются ли они альтернативными? Возможно ли их согласование?

10. Какова роль культуры в функционировании и развитии общества в теории П. Сорокина?

11. Каковы основные характерные черты индустриального общества? Чем объясняется переход к постиндустриальному обществу?

12. Каковы критерии формирования «информационного общества»?

13. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

14. Существуют ли в развитии общества законы? Если да, то в чем их специфика?

15. Какие основные сферы общества выделятся в социальной теории? Как они взаимосвязаны?

16. В чем новизна синергетического подхода к пониманию развития общества?

17. Каковы движущие силы развития общества?

18. Какова роль личности в истории?

19. Каковы критерии общественного прогресса? Есть ли основания говорить о нравственном, духовном прогрессе?

Тестовые задания для самоконтроля

1.Автором первой социально-политической теории, в которой общество делится на три группы в соответствии с «качествами души»: производителей материальных благ, воинов и философов-правителей, является:

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Аристотель.

2. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый:

а) тип культуры;

б) способ производства материальных благ;

в) уровень развития науки и техники;

г) уровень развития общественного сознания.

3. С позиции материалистического понимания истории социальный, политический и духовный процессы жизни общества определяются:

а) формой государственного устройства;

б) господствующей формой религиозного сознания;

в) способом производства материальных благ;

г) уровнем развитии материальных и духовных потребностей.

4. С позиции идеалистического понимания истории в развитии общества решающее значение имеет:

а) общественное сознание;

б) религия и церковь;

в) рост самосознания людей;

г) труд, материальное производство.

5. В общественной жизни основными, определяющими являются отношения:

а) сотрудничества и взаимопомощи;

б) соперничества и конкуренции;

в) собственности;

г) распределения и потребления.

Наши рекомендации