Семинар 6. структура научного познания
Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.
Теоретические вопросы
1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.
2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.
3 Научные революции и смены типов рациональности.
4 Наука и техника.
Вопросы для обсуждения
1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?
2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?
3. Что такое иррационализм?
4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?
5. В чем специфика науки Нового времени?
6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?
7. Понятие научного кризиса.
8. Что такое научная революция.
9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.
10. Роль науки в развитии человеческого общества.
11. В чем классичность «классической» науки?
12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?
13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?
14. Что значит «мыслить самому»?
15. Нужны ли философия и наука друг другу?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.
а) паранаучному;
б) научному;
в) квазинаучному;
г) донаучному.
2. Объективность научного знания означает ...
а) независимость знания от человека – субъекта вообще;
б) независимость от личности исследователя – субъекта;
в) абсолютность – незыблемость знаний;
г) независимость знания от метода его получения.
3. Что является главной целью науки:
а) получение знаний о реальности;
б) развитие техники;
в) совершенствование нравственности;
г) развитие цивилизации.
4. Знание, соединенное с верой в него, есть...
а) убеждение;
б) рассуждение;
в) заблуждение;
г) мнение.
5. Непосредственной целью науки является:
а) связь с практикой;
б) достижение истины и открытие объективных законов;
в) развитие материального производства;
г) получение новых знаний.
СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА
Основные понятия: общество, производство, потребность, интерес, социальный детерминизм, экономика, политика, право, группа, класс, народ, этнос, нация, формация, цивилизация, прогресс, постиндустриальное общество, информационное общество, общественное сознание, идеология.
Теоретические вопросы
1 Общество и его структура.
2 Движущие силы и субъекты исторического процесса
3 Формационная и цивилизационных концепции общественного развития.
4 К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.
5 Глобальные проблемы современности.
Вопросы для обсуждения
1. Когда возникли первые попытки объяснить возникновение общества и его устройство?
2. Каким должно быть идеальное государство по Платону? Почему его попытки реализовать свой проект закончились неудачей?
3. Каковы основные идеи социально-политической теории Аристотеля?
4. Как объясняется возникновение и история общества в средневековой религиозной философии?
5. Каковы основные идеи теории «общественного договора» и «разделения властей» Т. Гоббса и Д. Локка?
6. Какие основные этапы в развитии общества выделяет О. Конт?
7. В чем сущность материалистического понимания истории К. Маркса? Что такое общественно-экономическая формация? Чем объясняется смена формаций?
8. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к объяснению развития общества?
9. В чем различие формационного и цивилизационного подходов в социальной философии? Являются ли они альтернативными? Возможно ли их согласование?
10. Какова роль культуры в функционировании и развитии общества в теории П. Сорокина?
11. Каковы основные характерные черты индустриального общества? Чем объясняется переход к постиндустриальному обществу?
12. Каковы критерии формирования «информационного общества»?
13. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
14. Существуют ли в развитии общества законы? Если да, то в чем их специфика?
15. Какие основные сферы общества выделятся в социальной теории? Как они взаимосвязаны?
16. В чем новизна синергетического подхода к пониманию развития общества?
17. Каковы движущие силы развития общества?
18. Какова роль личности в истории?
19. Каковы критерии общественного прогресса? Есть ли основания говорить о нравственном, духовном прогрессе?
Тестовые задания для самоконтроля
1.Автором первой социально-политической теории, в которой общество делится на три группы в соответствии с «качествами души»: производителей материальных благ, воинов и философов-правителей, является:
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Аристотель.
2. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый:
а) тип культуры;
б) способ производства материальных благ;
в) уровень развития науки и техники;
г) уровень развития общественного сознания.
3. С позиции материалистического понимания истории социальный, политический и духовный процессы жизни общества определяются:
а) формой государственного устройства;
б) господствующей формой религиозного сознания;
в) способом производства материальных благ;
г) уровнем развитии материальных и духовных потребностей.
4. С позиции идеалистического понимания истории в развитии общества решающее значение имеет:
а) общественное сознание;
б) религия и церковь;
в) рост самосознания людей;
г) труд, материальное производство.
5. В общественной жизни основными, определяющими являются отношения:
а) сотрудничества и взаимопомощи;
б) соперничества и конкуренции;
в) собственности;
г) распределения и потребления.