Тема 6. сознание, самосознание и личность
Вопросы по теме
1. Специфика философского понимания сознания.
2. Сознание, самосознание и деятельность.
3. Личность и условия ее формирования, исторические типы личности.
Пояснения к вопросу № 1.
Для философии проблема сознания важна потому, что то, или иное понимание сущности сознания, характера отношения к бытию затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил. Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, восприятия, представления, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания как бы пронизаны пламенем эмоций и энергией.
Сознание – это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных и волевых актов. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. В отличие от рассудка, имеющего формальный алгоритмический характер, разум диалектичен, охватывает противоречия в их единстве, а его логической формой является идея.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания.
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен: «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духову процессы с другими телесными процессами; теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное; теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Пояснения к вопросу № 2.
Сознание – общественный продукт, возникает в процессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой единство. Сознание является опосредствующим звеном между деятельностью и личностью. Обществу нужна не всякая деятельность, а целесообразная, сознательная. Обществу необходима не безликая индивидуальность, а личность, обладающая сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью. Сознание – это форма человеческой деятельности, ориентированная на идеальное отражение и творческое преобразование действительности. Теперь поставим вопрос: из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники? Таких «образующих сознание» (Леонтьев) можно назвать три: чувственная ткань, социальное значение и индивидуальный смысл. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание сводимо к безличному знанию, что оно, в силу принадлежности живому субъекту, всегда страстно, жизненно, укоренено в бытии. Понятие значения указывает на связь индивидуального сознания с общественным, оно фиксирует то обстоятельство, что сознание развивается не в условиях робинзонады, а внутри культуры, внутри социума.
Философы отстаивают объективное, независимое от индивида значение идей, продуктов сознания. Чувственная ткань участвует в образовании сознания как целого. Ее главная функция состоит в образовании жизненного, событийно-деятельностного слоя сознания. Что касается источника сознания, то это действительность в широком смысле слова. Особое внимание в философской литературе обращается на развитие форм отражения как генетической предпосылки сознания. Отражение – лишь одна из форм деятельности. Общим источником сознания является социальное действие. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем его внешнем мире, то самосознание есть ориентировка его во внутреннем мире личности. Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, своего положения в обществе.
Если сознание есть знание о другом, то самосознание – это знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя, и другое (Гегель). Если сознание ориентировано на познание мира, то самосознание на реализацию призыва «познай самого себя».
Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе, т.е. самооценка. Верная самооценка поддерживает человека и дает ему нравственное удовлетворение. Сознательность – это нравственно- психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение изменения или цели, предвосхищающей результат действия. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Жизненный смысл сознания состоит в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать и изменить мир в процессе практики.
Пояснения к вопросу № 3.
Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнения социальных функций. Двойственность человеческой природы – фундамент всех современных наук о человеке.
Между многообразными философскими школами и течениями имеются различия, но все они пытаются постичь природу человека, считают его основополагающей особенностью сочетать в себе природное и социальное, рассматривают человека в единстве с миром.
Зигмунд Фрейд предложил модель личности:
1. Оно – символизирует бессознательные влечения, стремления, побуждения,
2. Сверх-Я – принятые в обществе моральные и культурные нормы,
3. Я – оказывается в трудном положении между желаниями и существующими ограничениями.
Персонализм (Н.А.Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-то внешнего, суть личности в ее свободе. Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева (представитель марксистской традиционной философии и психологии) стала идея о единстве биологического и социального в человеке, которое обеспечивается посредством таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от возрастных, этнических, половых и других отличий.
Личность в философии – конкретно-историческое понятие, каждое общество формирует присущий только ему тип личности: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и пр.
Социализация – процесс, формирующий и определяющий личность, социализация продолжается в течении всей жизни человека, она тесно связана с половыми, возрастными и пр. особенностями человека, для развития которых важнейшим представляется понятие «социальная идентичность», включающее в себя следующее:
1. Каждая личность знает свое место в социальной реальности,
2. Личность имеет представление, сформированное через различные социальные институты о задачах, которые ей необходимо решать, о своих социальных ролях,
3. Имеет свои социальные притязания, выраженные в общественном идеале.
Социальная самоидентификация личности осуществляется в процессе приобщения к групповым общностям, отражает уровень развития социума, представляет модель возможных личностных ролей, типов и вариантов поведения.
Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и идеалы. Характерной чертой каждого человека является наличие потребностей и интересов. Существование различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.
Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить, чем выше развито общество, тем выше качество потребностей. А.Маслоу предложена весьма распространенная классификация потребностей: физиологические, потребность в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности, потребности в уважении, потребности самовыражения.
Интересы – конкретное выражение потребностей, они бывают :личные (индивидуальные), групповые, интересы социальных групп, общественные (всего общества, например, в безопасности), интересы всего человечества, материальные и духовные, нормальные и ненормальные, долговременные и ближайшие, разрешенные и неразрешенные.
- Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей, поддерживающие порядок, равновесие в обществе, подавляющие скрытые биологические инстинкты, помогающие в социализации личности.
Качества личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентацию на выполнение определенной социальной функции, степень социальной зрелости, личную систему ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств, сформированность морально-нравственных устоев.
Ценность – это есть то, что придает смысл человеческой жизни, без чего человек не смыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, что для меня лично. Ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность, фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления (соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале), ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем, человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру.
Контрольные вопросы для СРС
1. Дайте определение сознания и самосознания. Охарактеризуйте соотношение сознания и познания.
2. За что, собственно, ответственен человек – за цель, внутренний замысел и мотив своего действия или за его результат?
3. Каково философское содержание понятия «личность»?
4. Дайте интерпретацию следующего положения Гегеля: «Цель всякой истинной науки состоит в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».
5. «Во всякой новой человеческой мысли, – писал Достоевский, – зарождающийся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-под нашего черепа и останется при нас навеки, с тем вы и умрете, не передав никому, может быть самого-то главного из вашей идеи». Прокомментируйте это высказывание Ф.М. Достоевского.
Тестовые задания для самопроверки
1. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность? Человек – это…
а) индивид с присущей ему генетической программой;
б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;
в) социальное существо;
г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.
Ответ: г.
2. Определите понятие «личность»:
а) это зрелый человек;
б) синоним человека;
в) сознательный исторический деятель;
г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.
Ответ: г.
3. Сознание – это …
а) свойство мозга формировать понятия;
б) свойство мозга отражать объективную действительность;
в) свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
г) свойство мозга анализировать понятия.
Ответ: б, в.
4. Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?
а) это тождественные понятия;
б) человек – это антропологическое понятие, личность – социальное;
в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;
г) все перечисленное верно.
Ответ: б, в.
5. По З. Фрейду, человеческое поведение изначально определяется:
а) разумом;
б) нормами культуры;
в) волей;
г) инстинктами.
Ответ: г.
Тестовые задания для самостоятельной работы
1. Какие признаки человека отличают его от животного?
а) разумность;
б) инстинкты;
в) наследственность;
г) осознанная деятельность действия.
2. По своей сущности сознание является:
а) материальным;
б) идеальным;
в) трансцендентальным;
г) биологическим.
3. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:
а) привычки;
б) инстинкты;
в) навыки;
г) способности.
4. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется …
а) аффект;
б) самосознание;
в) память;
г) психика.
5. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением носит название …
а) труд;
б) культура;
в) психика;
г) язык.