Фома аквинский (1225 или 1226- 1274.
Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Его философия осталась неизменной, это официальная доктрина римско-католической церкви (с 1878г.), по рождению принадлежал к одной из самых знатных семей Европы, состоящей в родстве с королевскими семьями. Вступил в нищенствующий орден, потом преподаватель Сорбонны.
Основные причины появления новой философии:
Ø Учение Платона приводило к противопоставлению духа и природы. Учение Платона об идеях приводило к отрицанию не только природы как таковой, но и к отрицанию бессмертия души и к идее переселения душ, главное—подготовить момент встречи души с богом, это привело к спиритуализации христианства..
Ø Аристотель критиковал Платона, следовательно, поэтому необходимо возвращаться к реализму Аристотеля.
Ø Христианство перестало уважать интересы простых людей, и это вызвало к жизни многочисленные секты и раскольные учения.
Ø Церковь должна отказаться от идеала духовности для мирян, мирянин не должен быть аскетом,
Ø Церковь должна помогать науке, философия и теология должны быть равны между собой, они обе ведет к Богу.
Категория ENS:
Ø То, что есть, и то, что может быть, реальное бытие,
Ø Реальное бытие такое, каким оно дано человеку в его чувствах,
Ø Чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.
Ø Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы.
Разделение сущности (эссенции) и существования (экзистенции):
Ø Эссенция—чистая идея вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел).
Ø Экзистенция-– сам факт бытия вещи
Ø Любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога
Ø Любой предмет—единичный (существует сам по себе) и общее (потому, что есть Бог).
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Доказательства существования Бога:
Ø Движение—все, что движется, движется кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель—Бог.
Ø Причина—все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего—Бог.
Ø Случайность и необходимость—случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.
Ø Степени качества—все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, существует высшее совершенство—Бог.
Ø Цель—разумное начало, направляющее всех к цели, придающее всему смысл—Бог.
Основные идеи:
Ø Все состоит из материи и формы (идеи), суть любой вещи—единство формы и материи, форма является определяющим началом, есть одновременно и цель возникновения вещи.
Ø Идея (форма) вещи троична—существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Ø Откровение и разум (вера и знание)—не одно и то же.
Ø Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания, вера и разум дают истинное знание.
Ø Если человеческий разум противоречит вере, то он дает не истинное знание.
Ø Все в мире делится на то, что можно познать рационально, и то, что разумом не познаваемо.
Ø Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души.
Ø Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троица, но могут быть познаны через божественное откровение.
Ø Философия и теология—разные науки.
Историческое значение учения:
Ø Обеспечил развитие европейской мысли в рациональном направлении,
Ø Начала развиваться наука, появились медицинские, естественнонаучные факультеты,
Ø Вера и наука не противоречивы, они взаимосвязаны,
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
• даны пять доказательств существования Бога;
• систематизирована схоластика;
• закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение .по отношению к теологии;
• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
ЛЕКЦИЯ 5