Философия в системе культуры

План лекции:

1. Понятие философии.

2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.

1. Понятие философии.

Философия-(любовь и мудрость, греч.) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.

С самого начала возникновение философии не утихают споры о предмете философских размышлений, о назначении философии и ее соотношении с другими формами человеческой деятельности.

Философские вопросы — это вопросы не об объектах (природных или искусственных), а об отношении к ним человека

1. Что я могу знать

2. На что я могу надеяться

3. Что я должен делать

Все три вопроса складываются в один – что есть человек?

И. Кант - Две вещи удивляют меня — звездное небо над головой и мир внутри меня.

Источники философии: (не исключающие, а дополняющие друг друга):

· способность удивляться – Аристотель

· переживание конечности бытия – Сократ

На уровне обеденного сознания философию не редко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности, но это не так. У каждого человека есть свой взгляд на мир.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.

Мировосприятие — это пассивное созерцание чел-ком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие. Это “кривое зеркало” (Ф. Бекон) отражения мира.

Миропонимание — это более активная форма освоения мира, с учетом определенности, обусловленности и целостности.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир с целью определения своего места в нем.

Мировоззрение – духовная способность освоения мира под определенным углом зрения.

философия в системе культуры - student2.ru философия в системе культуры - student2.ru Мышление S O Бытие

Человек – разумное и волящее существо.

Отношения человека и мира:

Человек к миру относится: познавать и преобразовывать (±) (практическое и теоретическое).

Субъективное в схеме то, что определяется волей и сознанием людей.

Объективное то, что не зависит от вас и сознания человека.

философия в системе культуры - student2.ru философия в системе культуры - student2.ru философия в системе культуры - student2.ru Мировоззрение
Мифология Религия Философия

Мифология – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

- происхождение Вселенной, земли, человека,

- объяснение природных явлений,

- жизнь, судьба, смерть человека

- вопросы чести, долга, этики.

- Черты мифа:

- антропоморфизм – очеловечивание природы,

- синкретизм – наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком,

- Гилозоизм – одушевление

- Социальная некрофилия – любовь к мертвому. Страх перед миром.

- фетишизм – наделение предметов сверхъестесвенными свойствами.

- отсутствие абстрактных размышлений,

- дескриптативность – описательность мифа, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач,

- однообразие и поверхностность мифологических сюжетов, связь с магией,

- апелляция к прецеденту в объяснении событий,

- антиисторичность – время не понимается как процесс прогремссивного развития.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека. Исследует те же вопросы, что и мифология.

Основные религии

- философия в системе культуры - student2.ru христианство

- ислам мировые

- буддизм

- философия в системе культуры - student2.ru синтоизм

- индуизм национальные

- иудаизм

Отличие религии от мифа: отношения человека и бога строится не на принципах сродности или родства, а на основе господства и подчинения, вера обращается к духовным исканиям человека, существует молитва, одна из предпосылок религии – развитие мышления человека, когда общие понятия стали обретать в сознание бытие.

Функции религии:

- мировоззренческая

- объединительная (консолидирует общество вокруг какой-то идеи)

- культурологическая (распространение культуры и влияние на нее)

- нравственно- воспитательная.

- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, отличие от религии и мифа состоит в том, что:

- основано на знании

- логично

- опирается на четкие понятия и правила

Предпосылки возникновения философии

1. Социальная философия образуется только там, где есть свободный государственный строй (Гегель)

2. Религиозная – философия выросла из религии как теоретическая форма мировоззрения

3. Культурная противоречие между возросшим научным знанием и мифологически-религиозной формой.

На рубеже VI-VII в. в истории происходит интеллектуальный скачок. Исследователи связаны с экономич. и политич.

1. Переход от бронзы к железу.

Изменились технологии и повысилась технология труда.

2. Развивались товарно-денежные отношения. Знак абстракции – зарождение абстрактного мышления в экономике.

3. Выделение духовного производства. Развитие л. сознания. Человек жил по традиции. Сомнение к легендам. Противостояние к традиции. Путь к объективной истине.

Вывод: произошел переход от описательного к абстрактному мышлению. Описывать мир может любой человек.

Философия оперирует некоторыми абстракциями. В философии они называются категории. Впервые ввел Аристотель.

Самая высокая категория – сущность. – Что это за предмет?

Все остальные категории в иерархии уточняют свойства предметов.

Абстрактное мышление выражается в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятия – форма мысли при которой происходит отделение существенных общих свойств данного класса. Понятия не являются чувственным восприятием.

Понятиями охвачены явления, объекты и процессы.

Суждение – форма мысли, в которой утверждаются или отрицаются свойства предметов.

Умозаключение – такой тип рассуждения, при котором из одного или нескольких суждений получается новое. Развивается по принципам логики.. (тучи)

Принципы логического вывода:

дедукция – от общего к частному (формула);

индукция – от частного к общему.

Философия в своей деятельности пользуется процедурами абстрагирования – отвлечение, отделение свойств от конкретных предметов.

Рефлексирование – оборот мысли вокруг себя.

2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.

Специфичные черты философии.

- двойственность – имеет очень много сходства с наукой, но в строгом смысле ею не является,

- предельное обобщение, интеграция всех знаний человека,

- имеет сложную структуру,

- носит предельно общий теоретический характер

- испытывает сильное влияние ранних доктрин, но в то же время очень обновляется и развивается,

- во многом субъективна, несет на себе отпечаток философа,

- опирается на категории – предельно общие понятия.

Функции философии:

- Мировоззренческая — способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

- Идеологическая - определяет идеологию

- Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, т.е. механизм познания.

- Критическая — повергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции: расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

- Методологическая — философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

- Аксиологическая — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей, особенно аксиологическая функция усиливается в переломные моменты истории.

- Социальная — объяснить общество, причины его возникновения и эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы,, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

- Воспитательно-гуманитарная — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

- Прогностическая —на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы, общества.

- Мыслительно-теоретическая — философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Основные стадии эволюции и развития философии:

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эво­люции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого ле­жит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрений, основе которого ле­жит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъе­стественной силы - Бога (был распространен средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре кото­рого стоит проблема человека (Европа эпохи возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы), современность).

Разделы философии

1. Онтология

2. Гносеология

3. Аксиология

4. Антропология

5. Социальная философия и философия истории.

Философия — это фундаментальный тип мировоззрения. Формирование индивидуального мировоззрения человека идет от фундаментального. В конечном итоге человек обретает достаточно четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную направленность освоения мира путем удовлетворения его разнообразных потребностей и интересов — это главное значение философии для отдельного человека и человечества в целом.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и нося­щих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разроз­ненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эк­лектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, при­влекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в сред­ние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а созна­ние - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широ­кое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве перво­начала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распростра­нен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в ос­нове познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый пре­имущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыс­лях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

ЛЕКЦИЯ 2

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

План лекции:

1. Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

1. Начиная с Гегеля, потом К. Маркса связывают философские учения с различными историческими эпохами:

-рабовладельческий период

-феодальный период

-буржуазный

-социалистический

2.

Восточная философия Западная философия
-Философия Древней индии -Философия Древней Греции
-Философия Древнего Китая -Философия Средневековья
-Современная восточная философия -Философия эпохи Возрождения
  -Философия Нового времени
  -Философия Просвещения
  -Философия современности

3. Национальная: русская, немецкая, английская и пр.

4. По школам: идеалистическая, материалистическая ,рационалистическая и т.д.

5. Стадии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Отличительные черты философии космоцентризма:

· в центре внимания стоят проблемы физического мира, его построение, объяснение физических явлений,

· допускалось существование души и богов, высших силы

· мир взаимосвязан

· человек в мире не свободен, это его лишь очень малая часть.

Специфика обществ Востока определяется тем, что в их основании лежит особый способ производства — «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и «азиатские формы собственности». В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрознен­ных сельских общин и централизованная государственная админист­рация, «восточная деспотия», стоящая над этими общинами, управля­ющая ими и взимающая с них доходы. Процесс классообразования ос­ложнялся существованием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в об­ществе. Эта система всегда играла заметную роль. Во-первых, она за­щищала человека от произвола государственного деспотизма, во-вто­рых, корпоративность позволяла чиновнику автономно распоряжаться в подвластной ему корпорации.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем ее консервативность вполне соответствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры породила условия для необычайной стабильности, неизменности, даже застойности стран Востока. Государства разрушались, гибли, создавались заново, но корпоративная структура общества сохранялась почти без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Философия ветвится, разрастается, но качественного роста не происходит. Она всегда делала ставку на стабильность, сохранение социально -политического «статус-кво». Неслучайно, что некоторые, вполне новаторские для своего времени философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.

Таким образом, в середине первого тысячелетия до н. э. в наиболее культурно и социально-экономически развитой части древней цивили­зации создаются благоприятные условия для возникновения философии. Создается впечатление, что в VI в. до н.э. произошел настоящий интел­лектуальный взрыв. Особенно ярким он был в Китае и Индии.

2. Философия Древней Индии.

Отличительные черты:

· философия мудрость практически направлена в жизнь человека

· философия – это не учение, не теория, а выступает как образ жизни

· философские учения пессимистичны – проблема страдания

· сансара- учение о вечности и неуничтожимости души.

· карма – предопределенность человеческой жизни, души, цель кармы – провести человека через испытания и добиться его нравственного развития

· мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.

философия в системе культуры - student2.ru философия в системе культуры - student2.ru Душа
Атман Манас
часть бога в человеческой души, первоначален, неизменен душа человека, возникает в процессе жизни, может изменится в + и –.

Этапы развития древнеиндийской философии.

1. Ведический (XV-VI в. до н. э.) – племена арийцев, до наших дней дошли 4 веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа

Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о безличном законе — «рита», В гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда роди­лась ночь. Отсюда — волнующий океан. Из волнующего океана родил­ся год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной миро­воззренческой стихии рождается представление об объективной необ­ходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведс» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат), ставится вопрос о начале мира: «кто воистину знает? кто здесь провоз­гласит? откуда родилось? откуда это творение?». На эти вопросы не могут ответить даже многочисленные боги, ибо они появились в про­цессе творения этого мира.

Особое значение для развития философской мысли в Индии имеет заключительный раздел Вед «Упанишады», созданный за 1000 лет до н. э. Некоторые европейские философы считали, что это идеалис­тическое учение похоже на воззрения Платона. Действительно, пере­ход от мифа к идеалистической философии в «Упанишадах» весьма на­гляден, так как в данном произведении высшая реальность — это од­новременно и божественная личность, и безличный принцип. И все это есть «атман» — начало, основа, завершение всего сущего. «Атман» — субстанция. Природа его и телесна и духовна. Однако следует подчер­кнуть, что в «Упанишадах» «атман» превалирует как духовное начало. Здесь подчеркивается, что «атман » состоит из разума, речи и дыхания. Будучи повелителем, он «должным образом... распределяет веши на вечные времена». «Атман» — внутренний правитель, нить, которая связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».

2. Эпический (IV – I в. до н. э.)

· буддизм

· джайнизм

· йога

· санкхья и др.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две боль­шие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и орто­доксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся кри­тике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадле­жит учение локаята (или чарвака).

Представители вышеупомянутого учения ограничивали первона­чала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностя­ми, сводили их к четырем началам. Это четыре великих сути — зем­ля, вода, воздух и огонь. Из сочетаний этих начал и состоит все су щее. Начала эти активны и самодеятельны. Им присуща внутренняя сила. Сознание также производно от четырех начал. Сами по себе «ваю» (воздух), «агню» (огонь), «ап>> (вода), «кшити» (земля)созна­нием не обладают, но когда они должным образом соединяются, то образуется живое тело. У философа XIV в. Мадхавачарьи, излагаю­щего философские и религиозные учения Древней Индии, мы чита­ем: «В этой школе (чарвака) признают четыре элемента... И именно из этих элементов возникает сознание подобно тому, как при смеси кинвы и других веществ возникает опьяняющая сила». При распаде живого тела исчезает и сознание.

Влияние школы чарвака одно время было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддиз­ме). Признавалось, что наслаждения связаны со страданием, но во власти человека свести эту зависимость к минимуму. Однако посте­пенно это учение потеряло влияние, а труды были уничтожены брах­манами, которых они едко высмеивали. Конечно, подобными идеями не исчерпывается индийская философия. Она более многогранна, часто связана с каким-либо конкретным религиозным течением: йога, джайнизм, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеали­стическое видение мира. Но небезынтересно, что в них много внима­ния уделяется человеку, а также проблемам этики и познания. Все это составляет огромную духовную ценность и в наше время.

3. Эра сутр – кратких философских трактатов рассматривающих. до VII в. н. э. отдельные проблемы

Джайнизм:

· существуют 4 элемента материи

· во всех живых телах есть души

· главное – сострадать всем живым существам и помнить о своем несовершенстве

· не верят в бога

Буддизм:

· есть страдание

· есть причина страдания

· есть путь прекращения страдания – правильная точка зрения: пр. речь, пр. решимость, поведение, усилия, направления мысли и правила

· все изменяется, нет ничего постоянного

· одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь.

3. Философия Древнего Китая.

Отличительные черты:

· человек отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества

· существует космическая энергия, духовна, сексуальная и пр.

· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители сталиименовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.

Концепция инь-ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.

Концепция усин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь – вода – земля – металл – дерево).

Благородный муж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.

Культ предков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.

Дао ( путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.

Особенность

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции. Великими пророками считались те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически детерминированный рационализм был доминантой определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Конфуций ( Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой образ совершенного человека, цзюньцзы. Совершенный человек должен был обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью ( жэнь ) и чувством долга ( и ). Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Также совершенный человек должен обладать такими качествами как чжэн – верность и искренность, ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.

Конфуцианство – Конфуций 551-479г. до н.э.

· жить в обществе и для общества

· слушаться старших

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем

· быть человечным

· не делай другим того, что не желаешь себе

· в целом направлено на добро друг для друга

Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Старший современник Конфуция, основатель даосизма – Лао-цзы, считается исследователями фигурой легендарной. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться сч ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Даосизм: VI-V в. до н. э. , основатель Лао Цзы.

· Дао – естественный путь, закон и основа всего мира

· Янь – положительные частицы, мужские

· Инь – отрицательные частицы, женские

· взаимодействием янь и инь все получается

· душа гибнет после смерти человека, вливаясь в универсальное дао

· мировой порядок, ход истории, - незыблемый и не зависят от воли человека, гл. принцип – наделение

· необходимо продлевать земную жизнь

ЛЕКЦИЯ 3

Наши рекомендации