Философия в системе культуры
План лекции:
1. Понятие философии.
2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.
1. Понятие философии.
Философия-(любовь и мудрость, греч.) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.
С самого начала возникновение философии не утихают споры о предмете философских размышлений, о назначении философии и ее соотношении с другими формами человеческой деятельности.
Философские вопросы — это вопросы не об объектах (природных или искусственных), а об отношении к ним человека
1. Что я могу знать
2. На что я могу надеяться
3. Что я должен делать
Все три вопроса складываются в один – что есть человек?
И. Кант - Две вещи удивляют меня — звездное небо над головой и мир внутри меня.
Источники философии: (не исключающие, а дополняющие друг друга):
· способность удивляться – Аристотель
· переживание конечности бытия – Сократ
На уровне обеденного сознания философию не редко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности, но это не так. У каждого человека есть свой взгляд на мир.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Мировосприятие — это пассивное созерцание чел-ком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие. Это “кривое зеркало” (Ф. Бекон) отражения мира.
Миропонимание — это более активная форма освоения мира, с учетом определенности, обусловленности и целостности.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир с целью определения своего места в нем.
Мировоззрение – духовная способность освоения мира под определенным углом зрения.
Мышление S O Бытие
Человек – разумное и волящее существо.
Отношения человека и мира:
Человек к миру относится: познавать и преобразовывать (±) (практическое и теоретическое).
Субъективное в схеме то, что определяется волей и сознанием людей.
Объективное то, что не зависит от вас и сознания человека.
Мировоззрение | ||
Мифология | Религия | Философия |
Мифология – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
- происхождение Вселенной, земли, человека,
- объяснение природных явлений,
- жизнь, судьба, смерть человека
- вопросы чести, долга, этики.
- Черты мифа:
- антропоморфизм – очеловечивание природы,
- синкретизм – наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком,
- Гилозоизм – одушевление
- Социальная некрофилия – любовь к мертвому. Страх перед миром.
- фетишизм – наделение предметов сверхъестесвенными свойствами.
- отсутствие абстрактных размышлений,
- дескриптативность – описательность мифа, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач,
- однообразие и поверхностность мифологических сюжетов, связь с магией,
- апелляция к прецеденту в объяснении событий,
- антиисторичность – время не понимается как процесс прогремссивного развития.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека. Исследует те же вопросы, что и мифология.
Основные религии
- христианство
- ислам мировые
- буддизм
- синтоизм
- индуизм национальные
- иудаизм
Отличие религии от мифа: отношения человека и бога строится не на принципах сродности или родства, а на основе господства и подчинения, вера обращается к духовным исканиям человека, существует молитва, одна из предпосылок религии – развитие мышления человека, когда общие понятия стали обретать в сознание бытие.
Функции религии:
- мировоззренческая
- объединительная (консолидирует общество вокруг какой-то идеи)
- культурологическая (распространение культуры и влияние на нее)
- нравственно- воспитательная.
- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, отличие от религии и мифа состоит в том, что:
- основано на знании
- логично
- опирается на четкие понятия и правила
Предпосылки возникновения философии
1. Социальная философия образуется только там, где есть свободный государственный строй (Гегель)
2. Религиозная – философия выросла из религии как теоретическая форма мировоззрения
3. Культурная противоречие между возросшим научным знанием и мифологически-религиозной формой.
На рубеже VI-VII в. в истории происходит интеллектуальный скачок. Исследователи связаны с экономич. и политич.
1. Переход от бронзы к железу.
Изменились технологии и повысилась технология труда.
2. Развивались товарно-денежные отношения. Знак абстракции – зарождение абстрактного мышления в экономике.
3. Выделение духовного производства. Развитие л. сознания. Человек жил по традиции. Сомнение к легендам. Противостояние к традиции. Путь к объективной истине.
Вывод: произошел переход от описательного к абстрактному мышлению. Описывать мир может любой человек.
Философия оперирует некоторыми абстракциями. В философии они называются категории. Впервые ввел Аристотель.
Самая высокая категория – сущность. – Что это за предмет?
Все остальные категории в иерархии уточняют свойства предметов.
Абстрактное мышление выражается в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятия – форма мысли при которой происходит отделение существенных общих свойств данного класса. Понятия не являются чувственным восприятием.
Понятиями охвачены явления, объекты и процессы.
Суждение – форма мысли, в которой утверждаются или отрицаются свойства предметов.
Умозаключение – такой тип рассуждения, при котором из одного или нескольких суждений получается новое. Развивается по принципам логики.. (тучи)
Принципы логического вывода:
дедукция – от общего к частному (формула);
индукция – от частного к общему.
Философия в своей деятельности пользуется процедурами абстрагирования – отвлечение, отделение свойств от конкретных предметов.
Рефлексирование – оборот мысли вокруг себя.
2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.
Специфичные черты философии.
- двойственность – имеет очень много сходства с наукой, но в строгом смысле ею не является,
- предельное обобщение, интеграция всех знаний человека,
- имеет сложную структуру,
- носит предельно общий теоретический характер
- испытывает сильное влияние ранних доктрин, но в то же время очень обновляется и развивается,
- во многом субъективна, несет на себе отпечаток философа,
- опирается на категории – предельно общие понятия.
Функции философии:
- Мировоззренческая — способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
- Идеологическая - определяет идеологию
- Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, т.е. механизм познания.
- Критическая — повергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции: расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
- Методологическая — философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
- Аксиологическая — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей, особенно аксиологическая функция усиливается в переломные моменты истории.
- Социальная — объяснить общество, причины его возникновения и эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы,, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
- Воспитательно-гуманитарная — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
- Прогностическая —на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы, общества.
- Мыслительно-теоретическая — философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Основные стадии эволюции и развития философии:
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрений, основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы), современность).
Разделы философии
1. Онтология
2. Гносеология
3. Аксиология
4. Антропология
5. Социальная философия и философия истории.
Философия — это фундаментальный тип мировоззрения. Формирование индивидуального мировоззрения человека идет от фундаментального. В конечном итоге человек обретает достаточно четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную направленность освоения мира путем удовлетворения его разнообразных потребностей и интересов — это главное значение философии для отдельного человека и человечества в целом.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
ЛЕКЦИЯ 2
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
План лекции:
1. Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.
1. Начиная с Гегеля, потом К. Маркса связывают философские учения с различными историческими эпохами:
-рабовладельческий период
-феодальный период
-буржуазный
-социалистический
2.
Восточная философия | Западная философия |
-Философия Древней индии | -Философия Древней Греции |
-Философия Древнего Китая | -Философия Средневековья |
-Современная восточная философия | -Философия эпохи Возрождения |
-Философия Нового времени | |
-Философия Просвещения | |
-Философия современности |
3. Национальная: русская, немецкая, английская и пр.
4. По школам: идеалистическая, материалистическая ,рационалистическая и т.д.
5. Стадии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Отличительные черты философии космоцентризма:
· в центре внимания стоят проблемы физического мира, его построение, объяснение физических явлений,
· допускалось существование души и богов, высших силы
· мир взаимосвязан
· человек в мире не свободен, это его лишь очень малая часть.
Специфика обществ Востока определяется тем, что в их основании лежит особый способ производства — «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и «азиатские формы собственности». В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрозненных сельских общин и централизованная государственная администрация, «восточная деспотия», стоящая над этими общинами, управляющая ими и взимающая с них доходы. Процесс классообразования осложнялся существованием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в обществе. Эта система всегда играла заметную роль. Во-первых, она защищала человека от произвола государственного деспотизма, во-вторых, корпоративность позволяла чиновнику автономно распоряжаться в подвластной ему корпорации.
Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем ее консервативность вполне соответствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры породила условия для необычайной стабильности, неизменности, даже застойности стран Востока. Государства разрушались, гибли, создавались заново, но корпоративная структура общества сохранялась почти без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Философия ветвится, разрастается, но качественного роста не происходит. Она всегда делала ставку на стабильность, сохранение социально -политического «статус-кво». Неслучайно, что некоторые, вполне новаторские для своего времени философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.
Таким образом, в середине первого тысячелетия до н. э. в наиболее культурно и социально-экономически развитой части древней цивилизации создаются благоприятные условия для возникновения философии. Создается впечатление, что в VI в. до н.э. произошел настоящий интеллектуальный взрыв. Особенно ярким он был в Китае и Индии.
2. Философия Древней Индии.
Отличительные черты:
· философия мудрость практически направлена в жизнь человека
· философия – это не учение, не теория, а выступает как образ жизни
· философские учения пессимистичны – проблема страдания
· сансара- учение о вечности и неуничтожимости души.
· карма – предопределенность человеческой жизни, души, цель кармы – провести человека через испытания и добиться его нравственного развития
· мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.
Душа | |
Атман | Манас |
часть бога в человеческой души, первоначален, неизменен | душа человека, возникает в процессе жизни, может изменится в + и –. |
Этапы развития древнеиндийской философии.
1. Ведический (XV-VI в. до н. э.) – племена арийцев, до наших дней дошли 4 веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа
Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о безличном законе — «рита», В гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда — волнующий океан. Из волнующего океана родился год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной мировоззренческой стихии рождается представление об объективной необходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведс» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат), ставится вопрос о начале мира: «кто воистину знает? кто здесь провозгласит? откуда родилось? откуда это творение?». На эти вопросы не могут ответить даже многочисленные боги, ибо они появились в процессе творения этого мира.
Особое значение для развития философской мысли в Индии имеет заключительный раздел Вед «Упанишады», созданный за 1000 лет до н. э. Некоторые европейские философы считали, что это идеалистическое учение похоже на воззрения Платона. Действительно, переход от мифа к идеалистической философии в «Упанишадах» весьма нагляден, так как в данном произведении высшая реальность — это одновременно и божественная личность, и безличный принцип. И все это есть «атман» — начало, основа, завершение всего сущего. «Атман» — субстанция. Природа его и телесна и духовна. Однако следует подчеркнуть, что в «Упанишадах» «атман» превалирует как духовное начало. Здесь подчеркивается, что «атман » состоит из разума, речи и дыхания. Будучи повелителем, он «должным образом... распределяет веши на вечные времена». «Атман» — внутренний правитель, нить, которая связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».
2. Эпический (IV – I в. до н. э.)
· буддизм
· джайнизм
· йога
· санкхья и др.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и ортодоксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся критике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадлежит учение локаята (или чарвака).
Представители вышеупомянутого учения ограничивали первоначала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями, сводили их к четырем началам. Это четыре великих сути — земля, вода, воздух и огонь. Из сочетаний этих начал и состоит все су щее. Начала эти активны и самодеятельны. Им присуща внутренняя сила. Сознание также производно от четырех начал. Сами по себе «ваю» (воздух), «агню» (огонь), «ап>> (вода), «кшити» (земля)сознанием не обладают, но когда они должным образом соединяются, то образуется живое тело. У философа XIV в. Мадхавачарьи, излагающего философские и религиозные учения Древней Индии, мы читаем: «В этой школе (чарвака) признают четыре элемента... И именно из этих элементов возникает сознание подобно тому, как при смеси кинвы и других веществ возникает опьяняющая сила». При распаде живого тела исчезает и сознание.
Влияние школы чарвака одно время было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддизме). Признавалось, что наслаждения связаны со страданием, но во власти человека свести эту зависимость к минимуму. Однако постепенно это учение потеряло влияние, а труды были уничтожены брахманами, которых они едко высмеивали. Конечно, подобными идеями не исчерпывается индийская философия. Она более многогранна, часто связана с каким-либо конкретным религиозным течением: йога, джайнизм, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Но небезынтересно, что в них много внимания уделяется человеку, а также проблемам этики и познания. Все это составляет огромную духовную ценность и в наше время.
3. Эра сутр – кратких философских трактатов рассматривающих. до VII в. н. э. отдельные проблемы
Джайнизм:
· существуют 4 элемента материи
· во всех живых телах есть души
· главное – сострадать всем живым существам и помнить о своем несовершенстве
· не верят в бога
Буддизм:
· есть страдание
· есть причина страдания
· есть путь прекращения страдания – правильная точка зрения: пр. речь, пр. решимость, поведение, усилия, направления мысли и правила
· все изменяется, нет ничего постоянного
· одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь.
3. Философия Древнего Китая.
Отличительные черты:
· человек отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества
· существует космическая энергия, духовна, сексуальная и пр.
· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители сталиименовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.
Концепция инь-ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.
Концепция усин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь – вода – земля – металл – дерево).
Благородный муж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.
Культ предков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.
Дао ( путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.
Особенность
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции. Великими пророками считались те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически детерминированный рационализм был доминантой определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.
Конфуций ( Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой образ совершенного человека, цзюньцзы. Совершенный человек должен был обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью ( жэнь ) и чувством долга ( и ). Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Также совершенный человек должен обладать такими качествами как чжэн – верность и искренность, ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.
Конфуцианство – Конфуций 551-479г. до н.э.
· жить в обществе и для общества
· слушаться старших
· сдерживать себя, соблюдать меру во всем
· быть человечным
· не делай другим того, что не желаешь себе
· в целом направлено на добро друг для друга
Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Старший современник Конфуция, основатель даосизма – Лао-цзы, считается исследователями фигурой легендарной. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться сч ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Даосизм: VI-V в. до н. э. , основатель Лао Цзы.
· Дао – естественный путь, закон и основа всего мира
· Янь – положительные частицы, мужские
· Инь – отрицательные частицы, женские
· взаимодействием янь и инь все получается
· душа гибнет после смерти человека, вливаясь в универсальное дао
· мировой порядок, ход истории, - незыблемый и не зависят от воли человека, гл. принцип – наделение
· необходимо продлевать земную жизнь
ЛЕКЦИЯ 3