Модуль б. философия социально-гуманитарного познания

1. Арон, Р. Этапы социологической мысли / Р.Арон. - М., 1993.

2. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П.Бурдье. - М., 2005.

3. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В.Василькова. - СПб., 1999.

4. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В.Виндельбанд. - М., 1995.

5. Качанов, Ю. Эпистемология социальной науки / Ю.Качанов. - СПб., 2007.

6. Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник / С.А.Кравченко. - 3-е изд. - М., 2007.

7. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А.Микешина, М.Ю.Опенков. - М., 1997.

8. Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х.Патнэм. - М., 2002.

9. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт. - М., 1998.

10. Сергейчик, Е.М. Философия истории / Е.М.Сергейчик. - СПб., 2002.

11. Теория познания: в 4-х т. - М., 1995. - Т. 4: Познание социальной реальности.

12. Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э.Трельч. - М., 1994.

13. Уинч, П. Идея социальной науки / П.Уинч. - М., 1996.

14. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В.Г.Федотова. - М., 1991.

15. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З.Фрейд. - Минск, 1991.

16. Шпанн, О. Философия истории / О.Шпанн. - СПб., 2005.

17. Шпенглер, О. Человек и техника / О.Шпенглер // Культурология. XX век. Антология. - М., 1999.

18. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / общ. ред. В.Н.Садовский. - М., 2000.

РАЗДЕЛ IV. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия

1. Анохина, В.В. Экологические проекции социальной динамики и культурные традиции / В.В.Анохина. - Минск, 2003.

2. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З.Бауман. - М., 2004.

3. Бек, У. Что такое глобализация? / У.Бек. - М., 2001.

4. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И.Валлерстайн. - СПб., 2001.

5. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А.Водопьянов, В.С.Крисаченко. - Минск, 1993.

6. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации / М.Г.Делягин. - М., 2003.

7. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж.Деррида. - М., 2000.

8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс. - М., 2000.

9. Козловский, П. Культура постмодерна / П.Козловский. - М., 1997.

10. Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество / А.А.Лазаревич. - Минск, 2008.

11. Лиотар, Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании / Ж.-Ф.Лиотар // Философия эпохи постмодерна. - Минск, 1996.

12. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская. - СПб., 2000.

13. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С.Панарин. - М., 2000.

14. Пантин, В.И. Философия истории / В.И.Пантин, В.В.Лапкин. - М., 2006.

15. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И.Уткин. - М., 2006.

16. Философия. Глобализация. Интеграция: монография // В.И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. проф. В.И. Чуешова. - Минск, 2006.

17. Фукуяма, Ф. Сильное государство / Ф.Фукуяма. - М., 2010.

18. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю.Хабермас. - М., 2003.

19. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С.Хантингтон. - М., 2003.

20. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С.Хантингтон. - М., 2004.

21. Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С.Стёпина. - М.: Канон+, 2004.

22. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации / А.Н.Чумаков. - М., 2006.

23. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В.Яковец. - М., 2004.

Глоссарий

Абстракция – (от лат.abstractio – отвлечение):1)сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментное (абстрактное); 2)одна из сторон познания, состоящая в мысленном отвлечении от ряда свойств и отношений предметов и выделении интересующего в данный момент субъекта какого-либо свойства или отношения; 3)в узком смысле – результат абстрагирующей деятельности мышления: различного рода «абстрактные предметы», представляющие собой как отдельные понятия и категории, так и их системы.

Агностицизм –учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира; термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностик разрывает сущность и явление, не идет дальне ощущений.

Адекватность –соответствие, равенство, эквивалентность. В теории познания означает соответствие отображения оригиналу – объекту, благодаря чему они имеют характер объективных истин.

Аксиология (теория ценностей) –философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными культурными факторами и структурой личности.

Аксиома – 1)исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства; 2)бесспорная, не требующая доказательства истина.

Акциденция –временное, преходящее, несущественное свойство вещи в отличие от существенного, субстанциального (Аристотель).

Алогизм –отрицание или резкое преуменьшение логического мышления как средства достижения истины.

Альтернатива –необходимость выбора одного из двух (или нескольких) взаимоисключающих решений (возможностей).

Аналитическая философия – направление западной философии ХХв.. в котором анализ языковых средств выражения знаний рассматривается как основной способ постановки и решения философских проблем.

Аналогия – 1)сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями; 2)установление сходства некоторых сторон, свойств и отношений между нетождественными объектами; познание путем сравнения, на основе чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Анимизм –верование в душу и духов, их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира.

Антивещество – вещество, образованное из античастиц.

Антикумулятивизм – модель развития научного знания, отрицающая в противовес кумулятивизму его непрерывность и преемственность и преувеличивающая роль революционных скачков в познавательной деятельности и науке.

Антилогизм –формула логики, выражающая несовместимость посылок категорического силлогизма с отрицанием его заключения.

Антиномия –появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.

Антисциентизм – характерная для общественного сознания ХХ в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, чреваты катастрофическими последствиями для всего живого на Земле.

Аттрактор – организующий фактор в поведении системы.

Антропологизм –философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропология –наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.

Антропософия –развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил.

Апологетика –защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Апория –понятие, означающее в философии трудноразрешимую проблему.

Апперцепция– понятие философии и психологии. Обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

Априори –термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присуще сознанию.

Аргумент – логический довод, суждение или их совокупность, которые служат основанием для доказательства истинности каких-либо других суждений, законов, теорий.

Артефакт – созданный человеком искусственный объект.

Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство объекта.

Бесконечное и конечное –категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира.

Биогенез – концепция, согласно которой все живое может происходить только от живого, поскольку якобы между живой и неживой природой находится непреодолимая преграда.

Биологические и социальное– понятия, характеризующие качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней развития материи: живой природы и ее высшей формы – жизнедеятельности человеческого общества.

Биосфера –земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, где протекает жизнь.

Бифуркация – разветвление в траектории движения, развития системы в определенной точке (бифуркации); «точка» возникновения новых тенденций развития.

Бихевиоризм –направление, которое сводит психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей считает связь (корреляцию) стимула и реакции.

Бытие – философская категория, обозначающая: 1) все когда-либо существовавшее, ныне существующее, или «наличное бытие», и все имеющее внутренний потенциал реализации в будущем. В этом смысле «бытие» синонимично Вселенной; 2) исходное начало, основание и сущность мироздания. В этом значении Бытие выступает как высший, запредельный принцип Вселенной.

Вера –состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях и образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

Верификация – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности научных знаний опытным путем (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента).

Вещь – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование.

Виртуальный – такой, который может или должен проявиться, приобрести способность существования при определенных условиях.

Виртуальная реальность – в постклассической науке – совокупность объектов порождаемого уровня реальности, который является результатом (следствием) активности низлежащего, порождающего ее слоя. Актуальное существование объектов в виртуальной реальности полностью обусловлено непрерывным процессом их воспроизведения порождающей реальностью, и при его завершении эти объекты исчезают.

Власть –форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия, права.

Волюнтаризм –философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.

Время –форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Гедонизм –принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание.

Генезис– философская категория, выражающая процесс образования и становления какого-либо явления.

Геополитика –искусство управления государством.

Герменевтика –искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.

Гештальт – главное понятие гештальтпсихологии – науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психологических явлений.

Гилозоизм –философское учение об универсальной одушевленности материи.

Глобалистика – новая организационная форма науки постклассического типа; полидисциплинарно-кооперативная область знания; наука, изучающая наиболее общие закономерности развития человечества, становление внутренне взаимозависимого, связанного планетарного социума и проблемы управления им в единстве, взаимодействии глобальных сфер человеческой деятельности – экономической, социальной, экологической, политической и др. Предметом глобалистики являются глобальные отношения во многих сферах деятельности, а также общие перспективы устойчивого развития, существования мировой цивилизации.

Глобальные проблемы –комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты.

Глобальный эволюционизм – интегративное исследовательское направление, содержанием которого является мировой эволюционный процесс, осуществляющийся вследствие действий общих принципов самоорганизации материи. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, биологическую, социальную в их преемственной связи.

Государство –основной институт политических систем классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Гражданское общество –сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Гуманизм –система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития человеческих сил и способностей.

Движение – способ существования материи; оно абсолютно или противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом.

Двойственная истина –термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникший в эпоху Средневековья и направленный на утверждение автономии науки, разума от религии.

Деизм –учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по своим собственным законам.

Демаркация в науке – определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.

Демократия –форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, верховенство правого закона.

Дефиниция – определение какого-либо понятия, отражающее его существенные признаки.

Деятельность –представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Диалектика –наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

Диалектическая логика –наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.

Дискретный – прерывный, состоящий из отдельных частей. Соответственно: дискретность – прерывность.

Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, созерцательного.

Догматизм –некритический, односторонний тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.

Доказательство – мыслительная логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний, истинность которых уже установлена.

Духовное производство –понятие для характеристики производства различных идей, знаний, представлений, художественных ценностей.

Евгеника –учение о целях, средствах и условиях достижения высшего качества наследственности человека.

Жизнь –форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде; реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

Заблуждение –неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.

Закон –внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение; на основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Типы законов в объективном мире весьма многообразны; различаются также по степени общности и сфере действия: частные, или специфические, всеобщие, которые выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

Знание –продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

Идеал –(греч. idea – вид, образ, представление, понятие) общественно-соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности.

Идеальное –субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.

Имманентное –внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Императив – предписание, требование, приказ, закон.

Имплицитный– скрытый, неявный, подразумеваемый; противоположное - эксплицитный.

Индивид –единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Интерес –причина действий индивидов, различных устойчивых социальных общностей, определяющая их социальное поведение.

Интерпретация – 1)истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2)приписывание определенных характеристик исследуемому объекту, явлению, процессу; 3)в логике – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы.

Интуиция –способность непосредственного постижения истины.

Интуитивизм – философское течение, отдающее предпочтение в противовес рациональному познанию, непосредственному постижению действительности, основанному на интуиции.

Истина –правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира.

Картина мира целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок, обусловливает специфический способ восприятия мира. Выделяется 3 разноуровневых типа научной картины мира: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (представляющая комплекс воззрений на природу); 3) частнонаучная (являющаяся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности – биологической, геологической и т. п.).

Категории –формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Когеренция – согласование протекания процесса, фаз; связь элементов, структур, систем.

Когнитивный – познаваемый, соответствующий познанию.

Космогония –область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Коэволюция – со-развитие; совокупность представлений о согласованном развитии общества и природы.

Креативность – понятие, обозначающее способность человека к творчеству, создание новой, искусственной реальности, не существующей в природе.

Креационизм–идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте, о сверхестественном происхождении всех видов животных и растений (в биологии).

Культура –социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредемечивания (создания различных ценностей) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.

Кумулятивизм – реальный процесс, совокупность исследовательских приемов, выражающих тенденцию развития науки путем непрерывного, постепенного накопления знания, эволюционно, с сохранением тех элементов знаний, которые соответствуют новым, более точным теориям.

Линейность – простейшая траектория развития, изображаемая на графике прямой линией.

Логический позитивизм – философское течение в рамках неопозитивизма ХХв., стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.

Логос – слово, учение.

Материя объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; она охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения материи, не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем.

Менталитет – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположений индивидов к определенному типу мышления и действия.

Метатеория – теория, изучающая и описывающая структуру, свойства, методы какой-либо другой (предметной) теории.

Метафизика –учение о неизменных, раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира, рассматривающие явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Методология –система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод –способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механицизм –мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Мораль –один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мышление –активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга.

Нарратив – рассказ, повесть, изложение факта.

Научная картина мира – обобщенная форма теоретических знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.

Научный метод – совокупность принципов, правил, норм, регламентирующих познавательную деятельность, обславливающих ее эвристические возможности и содержание получаемых знаний.

Недиалектический способ мышления – рассмотрение явлений вне их взаимосвязи и развитии.

Нравы –обычаи, имеющие нравственное значение, поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений, или, наоборот, представляющие собой отступления от требований нравственности.

Общественная закономерность –объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.

Общественное бытие –материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания.

Общественное сознание –целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).

Общественные отношения –многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Общество–в широком смысле слова – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; в узком смысле слова – определенный этап развития человеческой истории.

Объективность – философский принцип, основанный на признании существования объективной реальности и т.д., включающий требования разработки , применения соответствующих методов познания и получения объективно истинных знаний с учетом социокультурных факторов развития науки.

Объяснение – функция научного познания, заключающаяся в раскрытии сущностных характеристик объекта, законов его существования.

Описание – метод эмпирического познания, представляющий собой упорядоченную, достоверную регистрацию данных наблюдения или эксперимента при помощи принятых в науке систем обозначений.

Опровержение – мысленная процедура, заключающаяся в установлении ложности каких-либо утверждений и следствий из них посредством доказательств противоположных утверждений и следствий.

Отражение – всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении признаков и свойств, связи отражаемого объекта; взаимная представленность свойств одной системы в другой при их взаимодействии.

Пантеизм –учение, которое растворяет бога в природе.
Позитивизм, неопозитивизм – одно из основных направлений философии ХХ в., занимающееся проблемами науки, специально – научного знания и анализа языковых форм знания.

Познание –процесс духовного освоения человеком мира; общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Потребность –состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Право –нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Практика –специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность; материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность (умственная, политическая, религиозная и т. д.).

Привычки –действия и поступки, выполнение которых стало потребностью.

Принцип – руководящая идея систематизации знаний, познавательной и практической деятельности, их основное правило.

Природная среда –совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития любого общества.

Производительные силы –система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства.

Производственные отношения –совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Пространство –всеобщая форма бытия, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Противоположности –стороны, моменты единого целого, которые взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга.

Противоречие –категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения; именно признание внутреннего противоречия, единства внутреннего и внешнего противоречия отличает диалектику от метафизики.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знаний, содержания процесса познания в целом.

Рефлексия– способность и принцип человеческого познания и мышления, заключающиеся в осознании, осмыслении, критическом анализировании собственных форм, содержания, предпосылок, методов исследования. Различают обыденную, научную и философскую рефлексии.

Синергетика –(от греч. – совместно действующий) область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становление устойчивых структур в открытых системах. Термин ввел Г. Хакен.

Смерть –естественный конец всякого живого существа, осознаваемый человеком в отличие от животного.

Сознание –высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной реальности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социальная группа –относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

Социосфера – часть географической оболочки со сферой природных ландшафтов; включает в свой состав человеческое общество, выступающее в качестве мощной производительной силы, преобразующей естественные ландшафты.

Субстанция –объективная реальность, естественное, «физическое» основание бытия, фундаментальная категория научного познания, теоретическая форма отражения конкретного.

Теизм –учение, которое признает связь бога с миром и человеком.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной облости действительности; комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на исследование и объяснение каких-либо явлений.

Техника – система искусственных органов человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Техницизм – мировоззренческая позиция, образ мышления и действий, базирующиеся на представлении о технике как основной движущей силе исторического процесса.

Трансцендентальный –в схоластике означает сверхкатегориальный; с точки зрения Канта этот термин характеризует формальные, априорные предпосылки познания (например, время, пространство, причинность).

Трансцендентный –термин, означающий в противоположность имманентному то, что находится за границами сознания и познания; Кант считал, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир «вещей в себе».

Универсалии – общие понятия, выступающие в форме своеобразной философской «квинтэссенции», обобщение знаний о реальности, о разнообразных закономерностях и сторонах культуры в целом.

Факт – форма эмпирического знания, выраженная в предложениях, которые подтверждаются результатами наблюдения и эксперимента.

Фатализм–мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Флуктация – неустойчивость и воздействие случайных факторов

Целесообразность –соответствие явления или процесса определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Цель –один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств; способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Ценностные ориентации –важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценность –термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Цикл – понятие, фиксирующее один из наиболее универсальных процессов, совокупность взаимосвязанных явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени.

Человек –высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология, история.

Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто взаимоисключающих принципов, взглядов, теорий; отсутствие целостности, единства, последовательности в утверждениях.

Эпистемология –часть философии, изучающая то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Этика –философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Этос науки – совокупность устойчивых, этических установок, санкционирующих и поддерживающих ценностные ориентации научного сообщества

[1] Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения // Материалисты Древней Греции. - М., 1955. - С. 163.

[2] Субстанция (лат. substantia) — сущность, нечто, лежащее в основе.

[3] Гомеостаз (греч. horaois – подобный, одинаковый, сходный и stasis – неподвижность, состояние) – стремление живой системы сохранять стабильность своей организации, рода, популяции. Он мощный фактор эволюции и коэволюции (направляемой эволюции).

[4] Редукция (лат. reducere — возвращение к прежнему состоянию; отодвигать назад, упрощать, приводить обратно) — методологический прием, согласно которому сложное можно свести к простому, а закономерности первого могут быть объяснены закономерностями простых форм организации систем. Абсолютизация результатов этого приема может привести к редукционизму, что может стать гносеологической причиной заблуждений в познании, хотя в определенных условиях редукция дает весьма существенный познавательный эффект.

[5] Философия и методология науки: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В. И. Купцова. М., 1996. С. 93.

[6] Модус (лат. modus — мера, способ, образ) — способ существования отдельных видов материи, характер способа ее бытия, форм проявления ее свойств и состояний (бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-для-другого).

.[7] Платон соч. Т 3 М, 197, с. 320.

[8] В.О.Ключевский. Соч.т.9.С.375

Наши рекомендации