Мировоззренческая функция философии
Взаимосвязь мировоззрения и философии
Формально-логическая структура философского знания
Типология системной организации материальных об
Структура сознания
Функции сознания
Система процессов самосознания
Формы (уровни) самосознания
Соотношения форм бытия сознания
Общая структура познавательного процесса
Когнитивно-эмоциональное функционирование
Процесса познания
Общая структура познавательной деятельности
Основные сферы объективной действительности
СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МАТЕРИИ | ||
Неорганическая природа | Живая природа | Общество |
Субмикроэлементарный | Биологический макромолекулярный | Индивид |
Микроэлементарный | Клеточный | Семья |
Ядерный | Микроорганический | Коллективы |
Атомный | Органы и ткани | Большие социальные группы (классы, нации) |
Молекулярный | Организм в целом | Государство (гражданское общество) |
Макроуровень | Популяции | Системы государств |
Мегауровень (планеты, звездно-планетные системы, галактики) | Биоценоз | Человечество в целом |
Метауровень (метагалактики) | Биосфера | Ноосфера |
Уровни организации материи
ПРИРОДА | ||
Неорганическая | Органическая | Социальная |
субатомный атомный молекулярный макротелесный планетарный планетно-системный галактический метагалактический | доклеточный клеточный многоклеточный организменный популяционный видовой биоценостический биогеоценостический | социум |
Основной вопрос философии
Предмет философии
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА
ВРЕМЯ | НАЗВАНИЕ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
VI-III вв. до нашей эры | Стихийный материализм | Фалес, Демокрит, Гераклит, Эпикур, Лукреций Кар и др. |
XVII-XVIII вв. | Метафизический материализм | Ф.Бэкон, Д.Локк, Б.Спиноза, П.Гольбах, Д.Дидро и др. |
XIX в. | Материализм революционных демократов | В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов и др. |
сер. XIX-XX вв. | Диалектический материализм | К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и их современные последователи |
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИДЕАЛИЗМА
Философия бытия
Диалектика как философская теория развития
Сознание человека как предмет философского анализа
Теория познания и философия науки
Социальная философия
Основные проблемы политической философии
Политика и право
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Упражнения и задачи.
1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство между ними?
2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?
3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?
4. Каких философских взглядов придерживается историк, считающий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью территории?
5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?
6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?
7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?
8. Что изучают футурология и глобалистика?
9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?
10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?
11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцентризма от биоцетризма?
12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.
13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур?
Контрольные вопросы и тематические задания магистрантам к теме №1
1. Охарактеризуйте основные признаки и структуру мировоззрения. Возможно ли и чисто научное мировоззрение?
2. Какие проблемы решает философия как мировоззренческое мышление? Чем отличаются философские проблемы от практически – житейских вопросов и научных проблем?
3. Раскройте суть следующих вопросов:
¾ Философия и философствование.
¾ Типы, стили, жанры философствования как личностный выбор.
¾ Каковы социокультурные основания философского плюрализма?
4. Дайте характеристику основных средств, правил и операций философского мышления. Проанализируйте соотношение:
¾ Философия и культура мышления.
¾ Философия и культура.
¾ Философия и идеология.
¾ Философия и наука.
5. В чем состоит сущность критической функции философии? Каковы отличительные особенность философской рефлексии, и каково её соотношение с педагогической и психологической рефлексией?
6. Почему методологическая функция философии связана с вопросами мировоззрения?
Проведите сравнительный анализ следующих высказываний:
¾ «Научное мировоззрение и составляет план-тип научного знания» (Д.И. Менделеев).
¾ «Мировоззрение исследователя оказывает решающее влияние на направление его научной работы» (М. Планк).
7. Объясните мировоззренчески-методологический смысл следующих суждений:
¾ «для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внешней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единства».
¾ «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях её рационализации. Разные формы опыта ставят перед нашей мыслью проблемы и требуют их разрешения на путях разума».
8. Какова структура философского знания в целостно-содержательном и формально-логическом отношении?
9. Охарактеризуйте понятийно-категориальный аппарат философии и науки (на примере общенаучных понятий и принципов). В чем общее и в чем различие между ними?
10. Проанализируйте суждение: «Экспликация никогда не может быть строгой корректной как раз по той причине, что экспликант представляет собой неточное понятие, и мы ни когда не можем сказать, полностью ли соответствует экспликант его свойствам». (Т. Рейхенбах).
11. Сделайте сравнительный анализ учения Аристотель, Канта, Гегеля и Маркса о системном характере философских категорий, опираясь на содержания «эволюция философских понятий».
12. В чем гносиологическое и методологическое значение философских принципов, законов и категорий для научного познания?
13. На основе понятийно-категориальной структуры конкретной научной дисциплины, в которой Вы специализируетесь, покажите практическое применение общих философских положений на уровне конкретно-научной методологии?
14. Какую модификацию претерпевает основной вопрос философии как фундаментальная мировоззренческая оппозиция «человек – мир» при его пояснении в области научного познания (конкретного научного исследования)?
15. Каково соотношение научных и идеологических моментов в содержании философских постулатов, принципов, категорий, законов?
Контрольные вопросы и тематические задания магистрантам к теме №2
1. В чем смысл онтологической проблематики? Каковы её истоки? Почему она является фундаментальной проблемой философии?
2. Проанализируйте онтологические категории «бытие», «небытие», «сущее», «субстанция», «материя», «движение», «пространство» и «время». Найдите между ними «смысловые» отношения в мировоззренческом, методологическом, духовно-практическом (праксиологическом) аспектах.
3. На основе каких теоретических и методологических принципах базируется диалектико-материалистическая картина мира?
4. Каково соотношение исходных принципов философского миропонимания и современной научной картины мира в решении фундаментальной мировоззренческой оппозиции «человек-мир»?
5. Какому решению проблемы познания бытия (сенсуализм – рационализм - _____) Вы отдаёте предпочтение? В соответствии со своим решением подготовьте ответы на следующие вопросы:
¾ Един ли мир в своей основе? Какова природа этой основы?
¾ Существует ли в мире какие-либо общие закономерности? Изменяется ли мир, или он по своей сути неизменен?
6. Дайте содержательную характеристику корпускулярной и _____ концепции описания природы. Как истолковываются в них базисные философские категории и понятия?
7. Почему одним из важнейших атрибутов материи является структурно-системная организация мира? Как Вы понимаете следующее суждение: «Исследование общих черт структуры мира и поиски методов проникновения в эту структуру осуществляет философия». (М. Берн)
8. Что такое движение? Имеется ли в природе движение вообще? В чем заключается упрощенность метафизической трактовки движения? Чем объясняется многообразие движения и каким законам оно подчиняется? Какова форма движения является главной в работе ?
9. Объясните: объективный критерий для определения универсальных атрибутов материи – это их абсолютность. Прокомментируйте суждение: «У природы нет начала, ни конца. Всё в ней находится во взаимодействии, всё относительно, всё одновременно является действием и причиной, всё в ней всесторонне и взаимно…» (Л. Фейербах).
10. В чем методологическое значение для научного познания положения о том, что между материальными системами (объектами, вещами, предметами) осуществляется постоянный обмен энергией, информацией, веществом?
11. Какая бы судьба ожидала науку, если бы сущность и явления совпадали? Что произошло бы с миром, если бы вдруг исчезла эта пространственно-временная определенность? Как бы предстал бы перед нами мир, лишенный движения?
12. В чем суть далектико-материалистической концепции пространства и времени? Охарактеризуйте методологическую значимость этой концепции для гуманитарного знания?
13. Что такое социальное пространство и социальное (историческое) время? Какое символическое, а вместе с тем и научно-когнитивное, и методологическое значение имеют такие понятия как «геополитическое пространство», «политическое время», «экономическое время», «биологическое время»?
14. Прокомментируйте: «Наш «опыт» и наше познание все более приспособляются к объективному пространству и времени все правильнее и глубже их отражая». (В.И. Ленин). Используйте научные данные.
15. В чем методологическое значение таких системносимволических образований, как периодизация истории, определение пространственно-временных параметров жизнедеятельности индивида и общества? Что такое часы, ритмы, эпохи и др.? Чем они отличаются от философских представлений о времени как форме бытия материального мира?
Контрольные вопросы и тематические задания магистрантам к теме №3
1. В чем трудности решения проблемы сознания? Проведите сравнительный анализ субстанционального, функционального и феноменологического подходов к проблеме сознания. Что у них общего, в чем существенное различие и специфика понимания сознания?
2. От каких сущностей может зависеть содержание сознания человека? Как Вы понимаете социокультурную обусловленность сознания?
3. В чем сущность диалектико-материалистического понимания сознания? Сформулируйте доказательства pro и contra.
4. В чем рационально-гносиологический смысл понятий «сознание», «мышление», «дух», «душа», «самосознание», «интеллект», «духовность», «идеальное».
5. Охарактеризуйте формы, уровни и структуру бытия сознания, самосознания, субъективной реальности. В чем выражается творческая актуальность сознания? Дайте содержательный анализ функций сознания.
6. Прокомментируйте следующие суждения:
¾ «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).
¾ «Характеристика психического как идеального относится, собственно к продукту или результату психической деятельности – к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи. Идеальность преимущественно характеризует идею или образ по мере того, как они, объективируясь в слове, включаясь в систему правового ______ знания, являющегося для индивида некой данной ему «объективной реальностью», приобретают, таким образом, относительную самостоятельность, как бы вычленяясь из психической деятельности «индивида».
Используйте для анализа статью: Ильэнков Э.В. Диалектика идеального // философия и культура. М., 1991. С. 229-270; моногр.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознания. Личность. М., 1997.
7. В чем мировоззренчески-методологический смысл (значение) положения об абсолютной противоположности сознания и материи, идеального и материального? Покажите на примерах.
8. Проанализируйте диалектику общественного и индивидуально-личностного содержания сознания.
9. Сделайте сравнительный анализ понимания К. Марксом и З. Фрейдом сознания и бессознательного. В чем их сходство и отличие?
10. Каковы факторы и механизмы манипулирования сознанием в современном обществе? Чем опасна для общества стихия бессознательного? Сознание и проблема свободы и отчуждения. Какой тип сознания нужен обществу?
11. Охарактеризуйте основные решения проблемы связи сознания и человеческого тела? Как современная наука решает психофизическую и психофизиологическую проблемы? Каково их соотношение в философском аспекте?
12. Дайте анализ главных концепций происхождения языка. Определите взаимосвязь: «сознание – мышление – язык – речь – общение – понимание». Каково соотношение между интуитивно сформулированной мыслью и вербально выраженной: Какую роль при этом выполняет речевая деятельность? Возможно ли сознание и мышление без языка? Что такое «тирания» языка?
13. Язык есть знаково-символическая система. Каждый человек отражает (познает) окружающий мир субъективно. Почему же мы понимаем друг друга, можем общаться? Почему возможно делать переводы с одного языка на другой? В чем смысл понятий «интерпретация» и «понимание»?
14. Как соотносятся язык и «жизненный мир» человека? Объясните, как Вы понимаете данные суждения:
¾ Все наши речи от глупостей рафинированной поэзии есть лишь система знаков, ничего не значащих имен. Но как складываются эти знаки, так строятся и наши отношения с реальным миром.
¾ Трудно представить формы сознательной деятельности человека, в которых не усматривалось бы участие языкового фактора.
15. Проанализируйте положение о том, что между обыденным, научным и философским сознанием нет абсолютной противоположности.
16. Каковы особенности отношений языка и реальности? Возможно ли из естественного языка исключить логические несобранности и двусмысленности?
17. В чем сущность множественности образов «Я»? Как понять: подлинное «Я» принадлежит духовности?
18. Проанализируйте следующее суждение: «Человеческая деятельность невозможна без согласованной работы различных «отсеков» сознания, одни из которых отвечают за сбор и оценку значимой для субъкта информации, другие – за разработку планов и программ деятельности, третьи – за волевой контроль над их исполнением и т.д. И тем не менее наличие обширной «зоны согласия» не мешает философам создавать принципиально различные функциональные модели деятельности, по-разному понимая место и роль сознания в её осуществлении. Наибольшие споры вызывает вопрос о «свободе воли» действующего субъекта, имеющий принципиальные следствия для социальной философии» (К.М. Момджян).
Контрольные вопросы и тематические задания магистрантам к теме №4
1. Что такое знание, информация, познание? Какие Вы знаете формы фиксации знаний? Почему важнейшей характеристикой знания является истинность?
2. Охарактеризуйте многообразие путей познания и форм знания: познания и язык, познание и миф, познание и религия, познание и наука, познание и философия, познание и искусство, познание и производство, познание и обыденно-повседневная жизнь. Укажите общее, особенное, единичное между этими формами познания. В чем их существенность различие?
3. Объясните почему диалектико-материалистическое учение о познании выступает как теория отражения объективной реальности.
4. В чем односторонность сенсуализма, эмпиризма, рационализма? Дайте анализ основных разновидностей этих направлений.
5. Почему познание выступает как диалектический процесс? Выделите существенные признаки этой диалектичности.
6. Каково соотношение рационального и внерационального (иррационального), дискурсивного (логического, абстрактного) и интуитивного, воображения и фантазии в процессе познания?
7. Как соотносятся познание и практика? Функции практики в процессе познания, формы их взаимодействия и взаимовлияния. Объясните: «Здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования» (Ф. Энгельс).
8. Выделите главные признаки всех форм чувственного и рационального, эмпирического и теоретического познания. Что такое познавательный образ? В чем его субъективность и объективность? Почему материальной формой его воплощения выступают практические действия людей, символы?
9. Каково соотношение психологических и логических, этико–мировоззренческих и в процессе и познания компонентов в процессе познания, его понимания, объяснения, описания, аргументации?
10. Проанализируйте соотношение: истина и ценность, ценность истинны и истинность ценности, истина и правда, истина и заблуждение, ложь и полуправда, ложь и заблуждение, ложь и дезинформация.
11. Дайте анализ основных философских концепций истины: классической (корреспондентской), прагматической, дескриптивной. В чем суть версий о природе истины в науки познании?
12. Как решается проблема критерия истины в философии и науке? Каково логика определения свойств и критериев истинности в научном познании?
13. Каково соотношение теоретизированного мира науки и объективной истины? Как соотносятся факт – проблема – гипотеза – теория? Можете ли Вы назвать теорию, которая дает абсолютное знание?
14. Разъясните смысл идеи о творческо-конструктивном характере познавательной деятельности как гармоническом единстве всех способностей человека.
15. В чем метафизическая односторонность ревизионизма (оппортунизма) в политике и идеологии в социальном познании?
16. Прокомментируйте следующее суждение:
¾ «Человек наблюдает Вселенную словно со стороны, строя расцвеченные фантазией догадки о её устройстве и движении. Он просто не может подступиться к миру, не запасшись такими смелыми догадками, ибо каждый из наблюдаемых фактов уже предполагает некий толковательный фокус. В науке эти догадки должны подвергаться постоянным и систематическим проверкам; однако, сколь бы таких проверок ни было успешно пройдено, новую теорию должно рассматривать всего лишь как догадку, получившую некоторое подтверждение. В любую минуту какая-нибудь очередная проверка может выявить её ложность. От подобной опасности не защищена ни одна научная истина. Относительные, даже основные факты, т.к. всегда существует потенциальная возможность их коренного перетолкования в новом контексте. Человек далек от знания подлинной сущности вещей. Насколько безбрежно множество мировых явлений, настолько безбрежно и человеческое неведение. Самое мудрое для человека – учиться на собственных ошибках» (Р.Транс).
17. Ответьте на вопросы: как может быть решена проблема познаваемости мира? В чем сущность оптимизма, скептицизма, агностицизма, финитизма?
18. Каким должно быть соотношение познания и веры, познания и понимания его как безграничного и бесконечного движения к адекватному отражению сущностных закономерностей объективного мира?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
Написание реферата является необходимым компонентом профессиональной подготовки аспиранта или соискателя в рамках освоения курса «Философия и методология науки». Основная задача, преследуемая при написании реферата, состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии познания развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками. Автор реферата должен в его тексте продемонстрировать достаточный уровень своей логико-методологической культуры мышления, а также личный творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.
Подготовка и написание реферата осуществляется в рамках самостоятельной управляемой работы студента магистратуры, аспиранта, предшествует экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки.
Тематика рефератов с учетом особенностей философско-методологических проблем для гуманитарных специальностей. Она отражает наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы вышеназванного курса.
Аспирант или студент магистратуры имеет право:
· с учетом профиля своей научной специальности свободно выбрать себе тему реферата из списка;
· получать соответствующие консультации и разъяснения у преподавателей кафедры, читающих лекционный курс или обеспечивающих проведение практикумов и семинарских занятий.
В исключительных случаях допускается самостоятельно сформулировать тему реферата, но так, чтобы тема аспиранта или студента магистратуры была посвящена философско-методологическим аспектам осуществляемого им диссертационного исследования. Тему, лежащую вне списков, в обязательном порядке утверждает заведующий кафедрой истории права и гуманитарных дисциплин. В заявлении на имя зав.кафедрой аспирант студента магистратуры должен дать развернутое и содержательное обоснование причин, в силу которых он склоняется к необходимости избрать индивидуальную тему реферата.
Главное требование при выборе темы – наличие репрезентативного философско-методологического компонента в структуре исследования, который позволил бы оценить уровень философской подготовки аспиранта или студента магистратуры, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем.
Реферат должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям.
Объем реферата – 25-30 страниц печатного текста (формат листа бумаги – А4; поля – «зеркальные», т.е. слева и справа по 2,5 см; шрифт –Times New Roman, 14 пт; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1,25 см). Работа выполняется на русском или белорусском языке.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением № 1.
В состав реферата входят: план (оглавление, содержание), введение, основная часть и заключение.
Во введении следует отразить актуальность и степень разработанности проблемы, ее место в системе философско-методологического знания, цель и задачи реферата.
Текст основной части разбивается на несколько (не менее двух) разделов. Формулировки их названий должны соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.
В заключение необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы.
Реферат завершается списком использованной литературы, куда включаются оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др.
Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.
Реферат представляется до 1 мая текущего учебного года, регистрируется в Учебно-методическое управление, после чего передается для проверки на кафедру профсоюзной работы. Из профессорско-преподавательского состава кафедры решением ее заведующего назначается преподаватель (доктор или кандидат философских наук), который осуществляет рецензирование поступившего реферата.
В ходе рецензирования проводится анализ содержательных и формальных параметров реферата, результаты которого фиксируются в баллах, как указано в таблице.
Образец рецензии представлен в приложении 2.Рецензию оформляют в виде этой таблицы (третий столбец заполняют конкретными баллами), к ней обязательно прилагаются краткие, но содержательные комментарии, где отмечаются как положительные качества реферата, так и его недостатки, влияющие на итог. Общую оценку «зачтено» или «не зачтено» дает рецензент.
Выставленная оценка, дополненная подписью рецензента с указанием его фамилии, ученой степени и звания, а также даты проверки, фиксируется и в тексте рецензии, и на титульном листе проверенного реферата.
Аспирант или студент магистратуры знакомится с рецензией на свою работу до сдачи экзамена кандидатского минимума по курсу «Философия и методология науки».
Автор работы, получившей оценку «не зачтено», к сдаче не допускается и обязан в следующем учебном году представить на рецензирование новый реферат.
Если работа оценена позитивно, то собеседование по теме реферата (его защита аспирантом или соискателем) включается в структуру кандидатского экзамена как один из экзаменационных вопросов.
Приложение 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Кафедра профсоюзной работы
РЕФЕРАТ
по курсу “Философии и методологии науки” на тему:
«ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ»
Выполнил: магистрант
кафедры адвокатуры
______________ Иванов И.И.
Минск 2016
Приложение 2
РЕЦЕНЗИЯ
На реферат____________________________________________
На тему___________________________________________________
__________________________________________________________
Требования к реферату | Максимальная оценка в баллах | Оценка по реферату |
1.Связь темы реферата с научной специальностью магистранта, аспиранта, соискателя. Обоснование ее актуальности. Четкая постановка целей и задач исследования | ||
2.Обоснованность и структура плана реферата, его соответствие поставленным целям и задачам | ||
3.Теоретическое содержание работы, его соответствие заявленной теме реферата. Глубина философско-методологического анализа, владение категориальным аппаратом философии и навыками аналитического мышления | ||
4.Наличие исследовательской компоненты в анализе рассматриваемой проблемы, самостоятельный и творческий характер работы | ||
5.Количество и качество использованных источников при написании работы, наличие современной литературы и степень ее освоения, соответствие современному теоретическому уровню | ||
6.Оформление реферата в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми к работам (язык изложения, стилистические особенности, правильность оформления аппарата ссылок) |
В случае позитивной общей оценки реферата (зачтено) преподаватель дифференцирует ее исходя из следующей таблицы баллов:
Количество баллов | Оценка |
Менее 35 баллов | Не зачтено |
35-44 | |
45-54 | |
55-64 | |
65-74 | |
75-84 | |
85-94 | |
95-100 |