Лекция 1. философия техники и техническая рациональность.

1.Техника как объект философского осмысления. Понятие техники, ее историческая эволюция и современные интерпретации.

2.Социально-философские программы исследования и оценки техники (техницизм, антитехницизм, синтетическая программа).

3.Качественные переходы развития техники (неолитическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция).

4.Линейная и эволюционная модели взаимосвязи науки и техники. Технополисы, научные парки разных типов.

Современная цивилизация, если отвлечься от ее внутреннего многообразия, может быть определена как техногенная. Такая характеристика относится не только к пути развития Запада, но отражает и общую тенденцию развития всего человеческого общества. Именно современность обнаруживает роль науки и техники как ведущих детерминант жизни общества. Техника — исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия возникают практически одновременно с появлением Homo sapiens. Техника всегда была уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.

Интерес к технике обнаруживается еще в древности. Тем не менее, люди долго не осознавали преобразовательный характер искусственных продуктов, создаваемых их трудом, наделяли их божественной силой. В этом смысле вся древняя техника была магической: она позволяла человеку влиять на природные силы Понятие «техника», обозначавшее все, что человек сделал руками: оружие, игрушки и т.д., — появилось в античности. И уже античные философы осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара сотворить технику, о цели технической деятельности, о природе придуманных и изготовленных человеком предметов. Мыслителей интересовали в основном те стороны технических средств, благодаря которым последние гармонично «встраивались» в единый космический порядок. Процесс производства вещей трактовался как естественный ход событий, в XVII веке — в эпоху развертывания научной революции и постепенного развития промышленного производства — понятие «техника» означало совокупность всех тех средств, знаний и навыков, которые относились прежде всего к производству орудий труда и машин. Развитие ремесла и мануфактур сыграло роль одной из предпосылок становления экспериментального математизированного естествознания. В XVIII—XIX веках произошел скачок в эволюции техники — возникло крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развернувшаяся промышленная революция произвела глобальные изменения во всей общественной системе.

Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В XIX веке появляется техническое знание. Его основатели — т.н. философствующие инженеры Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело и др. Выдающиеся организаторы промышленности, практические специалисты, они пытались зафиксировать особенности инженерного мышления, концептуализировали современные им технологические и технические знания. В XIX—XX веках в области философской и общественной мысли формируется комплекс идей, который впоследствии был охарактеризован как технологический детерминизм. Основателями его в XLX веке были А. Сен-Симон, О. Конт и др. Они считали, что прогресс техники не зависит от социального контекста. В марксизме техника — нейтральный компонент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, поскольку является элементом производительных сил общества. Кроме того, техника рассматривалась в качестве основы социального прогресса. Эту идею в середине XX века развивают технократические концепции индустриализма, постиндустриализма, информа-

ционного общества. Основные идеи названных направлений в социально-гуманитарной мысли стали исходным методологическим основанием современной философии техники. В целом в рамках классической философии (в силу ее созерцательности и недооценки преобразовательной стороны человеческой деятельности) техника не вычленялась как самостоятельная социальная сила и самостоятельный объект исследования. Лишь на рубеже XIX и в ХХ веке происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники усилиями Э. Каппа и Ф. Бона в Германии, П.К.Энгельмейера в России, Э.Дюркгейма и (отчасти) А. Бергсона во Франции.

Проблемное поле и структура философии техники интенсивно формировались по мере выявления особенностей развития и функционирования техники и технологий в социально-культурном пространстве. Современные исследователи отмечают концептуальную и методологическую разнородность философских знаний в этой области, что говорит о «молодости» философской традиции исследования техники Понятие «философия техники» было предложено Э. Каппом в работе «Основы философии техники» (1877). Такие мыслители, как Э. Капп, П.К. Энгельмейер, Ф. Дессауэр и др., хотя и принадлежали к различным философским традициям, исследовали сущность и различные онтологические проекции техники преимущественно в духе натурализма. Э. Капп выводил возможности техники из развития самой природы и считал машину проекцией органов человека, продолжением природной эволюции. Ф. Дессауэр, напротив, считал, что техника — не простое применение законов природы, а имеет относительно автономный смысл, поскольку реализует те возможности бытия, которые заложены в природу Творцом. М. Хайдеггер, К. Ясперс, JI. Мэмфорд, Н. Бердяев и др. наряду с разработкой онтологических проблем акцентировали аксиологическую и антропологическую проблематику, подняв вопрос о связи технического прогресса с судьбой и кризисом современной цивилизации и культуры. К. Ясперс полагал, что техника — принципиально новый фактор человеческой истории, она обладает огромными материальными и духовными возможностями, но в условиях технической цивилизации человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться из-под ее власти, утрачивает личностное начало. X. Ортега-и-Гассетт связывал с развитием техники появление в XX веке «массового», усредненного человека- потребителя. Очень влиятельными были идеи Хайдеггера. В противовес классической натуралистической традиции он считал, что философия должна рассматривать скрытую сущность техники, которая определяется им как «понуждение» природы, как свободное использование ее сил и энергий в форме технических средств. Техника — это универсальная ценность. Она вырастает из природного материала, но входит в круг бытия человека. Главная опасность для современной культуры — не в самой технике, а в фетишистском отношении к ней, в непонимании ее онтологической сущности. Предметом систематического философского исследования техника становится лишь в послевоенный период, с развитием НТР — в 1960—1970-е годы. Именно тогда особенно отчетливо выявилась обусловленность развития науки, экономики, экологии, политики, социальной сферы успехами и возможностями техники.

Современная философия техники — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. В центре внимания философии техники стоят вопросы: что такое техника? Какова ее природа и истоки? Угрожает ли она будущему человечества? Можно ли управлять развитием техники? В чем специфика научно-технического знания? И многие другие. В целом, в современной философии техники с известной долей условности можно выделить несколько социально-философских программ исследования и оценки техники: техницизм, антитехницизм и синтетическую программу.

Техницизм опирается на традиции технологического детерминизма, наиболее ярко выражается в ряде т.н. технократических концепций (индустриализма, постиндустриализ- ма, теории информационного общества), которые некритически оценивают технику и считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально.

Антитехницизм (антропологическое, аксиологическое направление) опирается на идеи философии жизни, экзистенциализма, отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека. Современный антитехницизм широко представляют феминизм, экологические концепции, идеи представителей социально-критической стратегии в философии. Его крайняя форма — «технофобия», негативная позиция по отношению к роли техносферы в социальных отношениях. Современная технологическая цивилизация и культура определяются как враждебные человеку, ибо насаждают силовое (мужское, активистское) отношение к природе, предельную рационализацию жизни и «инструментализацию» мышления и поведения человека; вытесняют эмоционально-чувственные, игровые элементы культуры и т.п. Синтетическая программа, представленная творчеством JI. Мэмфорда, Ф. Эллюля, Г. Йонаса, X. Ленка и др., утверждает необходимость гуманизации техники. Техника в этой программе получает более многостороннюю, а значит, и реалистичную оценку. С одной стороны, она признается одновременно и как детерминанта развития человека, и как условие сохранения жизни и поддержания ее на достойном уровне, и как объект человеческого творчества. С другой — формулируется идея, согласно которой невозможно сделать технику нерепрессивной по отношению к человеку, ибо это следствие отношения к миру как к объекту потребления. Процесс гуманизации и социализации техники должен коснуться не внешнего ее инструментария, а самих основ человеческой культуры, потребностей и мировоззрения, ставшего «технологическим». В современной философии техника осмысливается во взаимосвязи тех аспектов, которые обнаруживаются по мере ее развития. Прежде всего, техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы. Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Развитие техники как элемента производительных сил включает несколько качественных переходов: неолитическая революция содействовала превращению мускульной силы в орудия труда посредством преобразования вещества (сырья); промышленная революция XVIII века явилась переходом к крупному машинному производству за счет овладения энергией; современная научно-техническая революция (НТР) есть начало овладения информационными процессами и использования их. Содержание НТР — интеграция науки и техники при опережающем развитии науки по отношению к технике и технологии. Этот процесс превратил науку в непосредственную производительную силу и стал ведущим фактором экономического и социального прогресса для ряда стран. Начало НТР относят к 50—60-м годам XX столетия и выделяют в ней два этапа.

Современный синтез науки и техники имеет длительную предысторию. В философии техники широко распространены различные версии линейной модели взаимосвязи науки и техники и нелинейной (эволюционной). Линейная (особенно популярная в 50—60-е годы XX столетия) модель рассматривает технику в качестве прямого применения результатов научного познания, а технические науки — как прикладные науки. Линейная логика их связи через движение от научного знания к техническому открытию и научно-технической инновации большинством специалистов сегодня признается как слишком упрощенная.

Эволюционная модель предполагает нелинейные взаимосвязи между наукой и техникой и реализуется в многообразии вариантов. НТП развертывается в контексте генезиса новых элементов техносферы, характерных и для XX, и для XXI века. Регион науки — это одна или несколько административно-территориальных единиц, в экономике которых главную роль играют научно- производственные комплексы. Такой комплекс включает в себя исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии и основанные на применении последних производства. Примеры: Силиконовая долина в США, Коридор MTV в Великобритании, регион Цукубы в Японии и т.д. Основными элементами региона науки являются технополисы и научные парки разных типов. Технополис — это город или несколько сливающихся небольших городков, в экономике которых ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий и предприятия, использующие эти технологии. Впервые процесс создания технополисов начался в США, причем стихийно. А в Японии он стал основой научно-технической политики. Здесь в 70-е годы была разработана «стратегия технополисов» — стратегическая линия развития, в основе которой лежит государственно-организованный процесс создания своеобразных «центров роста», т.е. научно-технологических комплексов, способных воспринимать основные открытия, превращать их в научно-технические разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентоспособное производство. Этапами создания технополисов стали такие формы научно-производственной интеграции, как исследовательский парк, технологический парк, грюндерный центр, промышленный парк, инкубаторы. Научные парки — это коммерческие комплексы при каком- либо исследовательском центре, располагающие зданиями и территорией, где на условиях аренды размещаются наукоемкие фирмы. Парки занимаются разработкой высоких и прикладных технологий; технологией внедрения; поиском партнеров; комплексом социально-культурных, бытовых, информационных услуг; финансированием; обучением и переподготовкой персонала для работы в условиях HТП и т.д. Феномен научных парков возник в 50-х годах прошлого столетия как результат стихийного образования множества новых наукоемких фирм вокруг крупных исследовательских центров типа Массачусетского технологического института в США или Кембриджского университета в Англии. В конце 70-х и особенно в 80-е годы благодаря т.н. новому федерализму (перераспределению полномочий между центральными и местными органами власти по дальнейшему углублению интеграции науки и техники) сложились объективные условия для широкого распространения этой формы взаимодействия науки и производства. Частью научного парка, его начальной ступенью является инкубатор. Это кооперация вновь создаваемых малых наукоемких фирм-клиентов, обычно располагающихся на одной территории. Задача инкубатора — помочь новой фирме найти свое место на рынке. Например, американский концерн Control Data Corporation (сложная вычислительная техника) владеет 18 инкубаторами, где размещается более 700 малых фирм-клиентов. Вышеназванные формы научно-технической и научно- производственной интеграции обнаруживают черты принципиально нового социально-культурного, социально- психологического, политического, экономического характера. Становление новейших элементов техносферы явилось одним из важнейших условий развертывания «информационной революции».

Мощным импульсом для развития общества становится «информационный взрыв», который сопровождается новым витком укрепления «четвертой власти», или масс-медиа, — средств массовой информации' (СМИ) и коммуникаций. Бесспорные преимущества новой информационной техники и технологий — оперативность, высокая скорость коммуникаций, достаточно широкая база данных практически по всем сферам жизни и деятельности человечества и уникальная возможность построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный культуротворческий характер, становятся одним из факторов политической, экономической, социальной и культурной интеграции мирового сообщества В ходе информатизации и медиатизации общества и культуры появляются новые процессы, причем носящие неоднозначный характер. Их адекватная интерпретация — актуальнейшая задача современной философии техники и других разделов философского знания.

Наши рекомендации