Культура и духовная жизнь общества.

Понятие "культура" многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды культуры рассматриваются многими науками - археологией, этнографией, историей и др. Существует около 250 определений культуры. Это слово латинского происхождения и точный его перевод обозначает способ обработки земли, ее культивирование. Начиная с XVII-XVMI вв. о культуре стали говорить как о процессе и результате превращения "первой природы" во "вторую", искусственную, которую создает человек.

Культура определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества - над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природные данных. Вне человеческой деятельности культура не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником культуры только тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создает, но и для другого, для всех. В культуре человеческая деятельность представлена со стороны своего всеобщего (классового, национального, общечеловеческого) содержания. Возможность закрепления в культуре всеобщего результата человеческой деятельности объясняется тем, что субъектом культурного творчества является не изолированный индивид, а индивиды, объединенные в определенную социальную и историческую общность. Культура всегда предстает как продукт общественной деятельности, в какой бы форме - индивидуальной или непосредственно коллективной - она ни осуществлялась. Она обусловлена потребностью общества в закреплен и передаче совокупного опыта овладения природой (знаний, умение идеалов и т.д.). С одной стороны, в понятии "культура" фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И в этом смысле культура есть специфически человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном при образовании природы, общества, самого себя. Именно поэтому мы говорим о культуре труда, производства, общества, человека, быта, средств общения, мышления, языка, поведения и чувств; о культуре моральной, политической, эстетической, физической, духовной, внутренней, внешней, технологической, организационной, общечеловеческой, национальной, классово-сословной, художественной и т.д. С другой стороны — чтобы выявить творческое (культурное) начало в разных ипостасях (формах, способах) деятельности, культура как своеобразный ее продукт должна быть закреплена, зафиксирована в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, требованиях, нормах, традициях, знаниях, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека (общества, класса, группы, общественных слоев и сословий, эпох и народов, цивилизаций) должны быть объективированы в форме соответствующих знаний, умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков; в разнообразных формах общественного сознания (мифологии, религии, философии, морали, искусстве, политическом и правовом сознании). Благодаря этой особенности культуры возможна социализация человека, включенность каждого в культурное творчество общества. Становятся более понятными и близкими положения о том, что историю творят реальные, конкретные "живые человеческие индивиды",- "действительно деятельные люди"', которые ставят перед собой определенные цели, добиваются их реализации, удовлетворяют свои потребности и интересы. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение культур. В свою очередь культура оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо культура, как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития.

Главное, что необходимо для выяснения сущности культуры, заключается в понимании ее глубокой укорененности в основных, определяющих социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое ее определение. Культура - это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение. Культура обеспечивает общество всем необходимым для его успешного взаимодействия с природой, т.е. культура содействует установлению целесообразных отношений "общество- природа". Ибо общим Фундаментом культуры является предметно-вещественная (продуктивная) и технико-технологическая культура, которая помогает обществу осваивать природу в соответствии со своими потребностями, что содействует прогрессивному развитию общества, постоянному повышению уровня организации практической деятельности людей, усовершенствованию материального производства, всех форм материально-производственной практики. Существенной функцией культуры является обеспечение не только материальных условий, но и духовных (имеются в виду все достижения интеллектуально-познавательной деятельности) для непрерывного самоусовершенствования общества, его мобильности, динамичности. Такое обеспечение должна осуществлять духовная культура. К ней относятся все знания, зафиксированные в разных формах (народные приметы, каждодневный жизненный опыт, здравый смысл, научные знания), нормы, традиции и обычаи, материальные и художественные достижения. Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования духовных ценностей и приобщение человека к соответствующему социуму - это система обучения образования и воспитания, языка и мышления.

Духовная культура, выполняя функцию социализации индивида, формирует мировоззренческие представления, состав мыслей и действий (поведения), выполняет задачу связи между представителями одно; поколения и разных поколений. Общечеловеческие ценности (идеи г; манизма и духовности, равноценности каждого индивида и каждого народа, нации) выступают необходимым средством развития и укрепления сотрудничества между народами, совместного разрешения глобальны: проблем современности. Бесспорно, разделение культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам творчески преобразующей деятельности человека: материально-производственной и духовно-художественной, которые диалектически связаны друг с другом, взаимодействуют, взаимовлияние, ибо человеческая деятельность есть всегда единство, диалектически противоречивая связь и различие материального и духовного. Так и культура есть единый, диалектический, противоречивый процесс предметно-вещественного производства и духовной жизни, использования и освоения накопленного опыта и знаний, условие и стимул, способ и средство дальнейшего прогрессивного развития общества и человека. Однако сам этот процесс носит всегда конкретно-исторический характер. Об этом свидетельствуют техника и технология, архитектура скульптура, литература и искусство, морально-правовые и религиозно-философские представления о мире и человеке, добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе. Поэтому так важно при характеристике общественно-политического строя учитывать уровень распределения и использования культурных ценностей между отдельными классам группами и слоями, степень их интегрированности в процессе культурного творчества, ибо культура - активное средство освоения действительности, ее преобразования. Выражая интересы, стремления, симпатии и антипатии разных социальных групп, наций, культура выступает важнейшим социально-организующим фактором всей их жизнедеятельности, средством ценностной ориентации личности, общества в целом. Особенно огромна роль культуры в интеллектуальном, моральном, эстетическом и физическом совершенствовании людей, формировании их мировоззрения, творческого начала. Иначе говоря, культура полифункциональна. Она выполняет весьма разнообразные функции. Наиболее важные среди них - познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. В единстве всех функций культура выступает как условие, стимул, средство, ориентир познавательной и практически преобразующей деятельности людей, их собственного развития как личностей.

Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности. Основной закономерностью развития духовной культуры является ее зависимость от развития материального производства. Определенной формации соответствует свой, присущий ей тип духовной культуры, характер духовной жизни. Тип культуры формируется на основе социально-экономических отношений данной формации. Так, капиталистическому способу производства соответствует иной вид духовного производства, чем средневековому. Если само материальное производство не рассматривать в его специфической форме, то невозможно понять характерные особенности соответственного ему духовного производства и взаимодействия обоих. Типы культур отличаются, исходя из особенностей характеристик производства: культура первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что на развитие духовной культуры накладывают отпечаток политическая система общества, интересы его социальных сил, господствующая идеология, национальные отношения и другие социально-политические факторы; особенности географического положения народа. Духовная культура - активное средство освоения действительности, ее относительная самостоятельность выявляется во взаимодействии материального производства и общественной жизни людей. Развитие культуры - восходящий, связанный с дальнейшим познанием человеком сил природы, своей собственной сущности. В этом выявляется еще одна важнейшая объективная закономерность развития культуры, обусловленная исторической сменой способов производства, общественно-экономических формаций. Именно переход к более высокой ступени в развитии производительных сил и производственных отношений характеризует поступательное, прогрессивное развитие культуры общества. Однако культурный прогресс не сводится только к накоплению материальных и духовных ценностей, а связан также и с развитием личности, с духовным раскрепощением её с активным участием личности в историческом творчестве. В этом заключается наиболее общий и главный критерий оценки поступательного развития культуры. Безусловно, процесс развития культуры не происходит по прямой восходящей линии. В обществе иногда те или иные достижения культуры служат силам, которые препятствуют социальному прогрессу.

Духовная культура обладает относительной самостоятельностью и может опережать социально-экономический прогресс, не переставая быть зависимой от условий материального производства. Одной из важнейших закономерностей, которые действуют на протяжении всей истории всемирной культуры, является преемственность. Поступательное развитие культуры обусловлено возможностью связи времен, диалектической преемственностью идей и способом деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь людей инноваций, с другой. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, включает в себя все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого. Преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания, который проявляется в природе, обществе и мышлении как объективная связь между новым и старым в процессе развития. Сущность преемственности всемирной культуры - в неразрывном единстве наследования и использования, накопленных поколениями культурных ценностей, творческой переработке этих ценностей на основе качественно нового опыта. Духовная культура представляет собой единство национального и общечеловеческого. Именно благодаря этому культура как сложное полифоническое явление не может быть, например, только буржуазной или пролетарской. Можно иметь классовое влияние на искусство, но нет классового искусства как такового: есть хорошее искусство или подделки под него. Культура выявляет и характеризует то универсально ценное, что становится общим приобретением человечества. Если интересы класса совпадают с прогрессивным направлением человеческой истории, в его духовной культуре выявляется поступательное развитие общества. Именно поэтому Шекспир и Сервантес, Руссо и Бальзак, Пушкин и Л. Толстой, М. Богданович, Я. Купала и Я. Колас теперь представляют для нас большую ценность. Культура может определяться не только классовыми, но и национальными отличиями, особенностями исторического развития того или иного народа. Эти отличия находят свое отражение в национальной форме культуры. Культура каждого народа хотя и уникальна, но всего только одна из ветвей огромного дерева всемирной культуры. Один из показателей жизнедеятельности национальной культуры - это ее способность усваивать достижения культуры других народов.

РАЗДЕЛ П

Наши рекомендации