Общественное сознание, его уровни и формы. Структура

Культура схватывает воедино всю жизнь общества, включая его духовный срез. В центре духовной жизни находится мозг, разум общества - общественное созна­ние, то есть осознание людьми природной и социальной реальности. Общественное сознаниевключает в себя собственно духовную сторону - сово­купность взглядов, идей, теорий, общественное мнение и материальную сторону – язык, книги, школы, музеи. Таким образом, по своей природе - оно есть духовно-материальная реальность. Основные черты общественного сознания: это процесс, ему присущи непрерывные изменения, обогащение, развитие; оно тесно вплетено в общественное бытие (материальную основу жизни людей); оно активно и деятельно (может не только отражать общественное бытие, но быть в своем развитии относительно автономным, опережать или отставать от него, что влияет на темпы развития общества; оно исторично. Общественное сознание разных эпох отличается уровнем развития, качественными показателями.

По масштабам общественное сознание делят на сознание общества, группы, индивида; по «вертикали»- на уровни (обыденное и теоретическое; идеология и общественная психология), по «горизонтали» – на формы (нравственное, религиозное, эстетическое и др.). Сознание всегда индивидуально-личностно, но общественное сознание надличностное. Оно фиксируется (объективируется) языком, наукой, искусством, религией и.т.д. Оно не является простой механической суммой индивидуальных сознаний, а есть особая духовная система, живущая по свойственным ему закономерностям. Индивидуальное сознание - духовный мир личности/, который постоянно развивается и изменяется. Обыденный уровень сознания -– это житейски-практическое, несистематизиро­ванное, но в общем достаточно целостное мировоззрение. В нем много стихийно­го, упрощенного, стереотипного; но много и сильных сторон: здравый смысл, реа­лизм, повседневный опыт (народная медицина, житейская мудрость). Частичным аналогом обыденного уровня сознания выступает общественная психология. Это массовидные психические процессы – настроения, чувства людей, обычаи, общественное мнение. Складывается в основном стихийно, хотя испыты­вает влияние извне (пропаганда, работа СМИ). Общее психологическое настроение благоприятствует (или противодействует) тем или иным общественным явлениям. Теоретический уровень есть знание научное, систематизированное, понятийное, Оно рационально, четко оформлено. Проникает в обыденное сознание, интеллек­туализирует его.

Частичным аналогом теоретического сознания выступает идеология. Это груп­повое сознание, в котором с позиций социальной группы, класса, партии, движения дается оценка соци­альной действительности, выражает их интересы на длительную перспективу. Она может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной. Всегда формиру­ется целенаправленно, разрабатывается специалистами. Для успеха реформ в странах СНГ нужна, на наш взгляд, рациональная, притягательная идеоло­гия, защищающая интересы человека. Разрабатываемые в Республике Беларусь основы государст­венной идеологии нацелены на решение этой задачи. Все уровни и формы обще­ственного сознания взаимодейвуют, переплетаются друг с другом и создают живой клубок духовной жизни.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Исторически первой формой было моральное сознание, затем возникает эстетиче­ское и религиозное сознание. В связи с переходом к классовому обществу формируется политическое сознание и правосознание, позднее - научное и философское сознание. В современных условиях в качестве самостоятельных ветвей складывает­ся сознание экономическое, экологическое, демографическое. Каждая форма соз­нания содержит в себе теоретический и обыденный, идеологический и психологи­ческий пласт. В наибольшей степени духовно-практическое освоение социальной реальности выражено в моральном, политическом, правовом сознании. Моральное (нравственное) сознание исследует этика. Она изучает его природу, происхождение, различные системы. Основные ее выводы: мораль регулирует по­ведение людей, но не с помощью специальных институтов или права, а через нравственные нормы (одобрение или осуждение общественным мнением, собст­венной совестью). Основные оценочные категории морали: добро, зло, справедли­вость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно выполнять свои общественные и частные обязательства. Возникает вместе с появлением общест­венных классов и государства. Нуждается в поддержке нравственности. Но нравст­венность и право, будучи связанными, вместе с тем сущностно различаются между собой. Право есть принудительное требование порядка, оно предполагает юридиче­ские санкции. Чем выше уровень правосознания в обществе, тем больше в нем ус­ловий для свободы личности, для саморазвития общества. Политическое сознание – суть прежде всего политическая идеология. Наиболее ярко и непосредственно отражает социально-экономические отношения в общест­ве, политические интересы. Реализуется в деятельности политических партий, го­сударства. В обществе происходит постоянное столкновение интересов в борьбе за власть, за ее устройство. В этой борьбе наука, и философия, и религия, и ис­кусство могут быть использованы в политических целях. В этом смысле политика, политические подходы начинают пронизывать собою все области жизни. Но чрез­мерная политизация общества – нежелательная крайность, свойственная либо не­демократическим режимам, либо чрезвычайным ситуациям (война, революция).



Наши рекомендации