Взаимосвязь диалектики и синергетики, их роль в осмыслении эволюционных процессов
Важную роль в обосновании идеи глобального эволюционизма сыграла Синергетика, занимающаяся изучением сложных систем, состоящего из большого числа частей, взаимодействующих между собой, согласованным состоянием процессов самоорганизации в системах различной природы (неживой, живой, социальной).
Синергетика как теория самоорганизация выявила существенные закономерности развития мира, рассматривая все объекты как взаимосвязанные сложные системы, обладающие: открытостью; нелинейностью; неравновесностью.
Все это дает возможность преодолеть разрыв между представлениями неживой и живой природой. Идеи синергетики, т. о., приобрели важное мировоззренческое и методологическое значение. Благодаря им обосновываются представления о развитии физических систем и открылись новые возможности для выяснения взаимосвязи между неживой, живой и социальной материей. Такая ситуация возникла в науке только в последней трети ХХ в. Представление об универсальности процессов эволюции во Вселенной как раз и реализуется в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма, который представляет собой принцип, обеспечивающий применение эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной модели как единого универсального эволюционного процесса. Глобальный эволюционизм можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода и таким образом преодолевает ограниченность феноменального описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного подхода. Сегодня идеи глобального эволюционизма рассматриваются в качестве базисного принципа современной научной картины мира. «Будущее перестает быть детерминированным: причинность на квантовом уровне становится случайностью» (А. Эйнштейн). В настоящее время биосферу рассматривают как открытую, хаотическую, неравновесную систему. Под открытыми системами понимают системы, которые могут обмениваться с окружающей средой веществом, энергией, импульсом и т.д. Возможность использования этого термины применительно к биосфере очевидна, поскольку она развивается главным образом за счет энергии Солнца, аккумулирует большое количество метеорного вещества и т.д. Неравновесная система – система в свободном состоянии (без внешнего воздействия), характеризующаяся неоднородностью распределения любых параметров, которые приводят к возникновению необратимых процессов. Хаотическая система – система, поведение которой непредсказуемо и которая характеризуется необратимостью, вероятностью, случайностью.
Сегодня принципы фундаментального единства мира и синергетики широко используются при описании закономерностей развития природы. Академик Н. Н. Моисеев (1917 – 2000) в книге «Расставание с простотой» представил картину эволюции жизни на Земле, начиная от появления биосферы и до наших дней, в которой длительные и относительно спокойные периоды сменялись революционными взрывами, приводящими к качественным изменениям картины эволюции. Под точкой бифуркации понимают точку на «траектории эволюции», в которой существует некоторое множество вариантов развития, в том числе и революционные взрывы. Первая точка бифуркации привела к порождению живого из неживого, возникновению биосферы; вторая – к появлению Разума, который придал системе Биосфера + Человек черты единого организма; третья – к качественному изменении. Характера общественного развития и зарождению техногенной цивилизации.
Синергетический подход к мировому эволюционизму процессу приводит к пониманию необратимости эволюции, направленности времени, тенденции к усложнению органических форм существования организмов и росту их разнообразия. Постоянно напоминая о целостности мира, от ускользающих от нашего внимания взаимосвязях в нем, рекомендую чаще мыслить «нелинейно», синергетика ориентирует человека на то, что бы он был не только умнее, но и мудрее. Анатомическое совершенствование человека к началу последней межледниковой эпохи практически прекратилось. Место этого механизма заняла система запретов, то, что позднее превратилось в нравственность. Важнейший запрет «не убий» лежит в основе религии и морали. Он обеспечил сохранение более умных, и привел к созданию не ведомой ранее форме передачи знания через систему обучения, ненаследственной передачи информации по каналам общественных институтов, естественного языка и культуры. С этого момента человечество развивается в большей мере не в индивидуальной, а в общественной сфере. По мнению академика Н. Н. Моисеева, основной проблемой современного гуманизма является подчинение своей индивидуальности определенной общественной необходимости. Он полагает, что человеку придется принять совершенно иные парадигмы своего бытия. Для этого должны быть изменены особенности его духовного мира: он должен осознать (понять) свою принадлежность ко всему планетарному сообществу, почувствоваться себя его членом и свою ответственность за его судьбу. Человек должен научиться по – иному относится к Природе, отказаться от опасной иллюзии главенства над ней и научится однажды жить, следуя законом Природы. Нравственность, то есть нравы и следование им (как и многие другие традиции) как раз и рождаются как один из ограничителей действия биосоциальных законов. Возникновение нравственности – может быть даже и больше, чем просто перелом в истории антропогенеза. Оно, подобно возникновению жизни, подобно появлению Разума. Сознательное, то есть утвердившееся в общественном сознании, принятие принципов нравственности как некоторого императива, как необходимых как необходимых границ поведения людей изменило весь ход эволюционного процесса на нашей планете. Таким образом, рассмотрение эволюции Биосферы через призму принципа фундаментального единства мира в очередной раз приводит к выводу о необходимости жестких нравственных ограничений на деятельность человека. Эти ограничения являются необходимым условием последующего развития человечества.
Устойчивое развитие науки, как уже подчеркивалось выше, основано на разумном сочетании консерватизма, одновременном сопротивлении новому и генерации нового. В силу фундаментального единства мира, это сочетание должно обеспечивать и устойчивость социального развития. Отказ от этого условия, необоснованный радикализм, может привести к негативным последствиям. К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» описал безуспешность социальных революций следующим образом: «Некоторые люди, говорящие о нашей «социальной системе» и о необходимости замены её другой системой, подразумевают нечто очень похожее на мысль о написании на холсте или доске картине, которую следует смыть, прежде чем приступить к созданию новой. Один из них состоит в том, что художник и его подручные, а так же институты, обеспечивающие их жизнь, их мечты и планы о лучшем мире, критерии порядочности и моральности и т.п. – все это части социальной системы, т.е. картины, которую они собираются смыть. Если они действительно собираются «очистить» холст, им придется уничтожить и себя, и свои утопические планы. За этим, вероятно последует не прекрасная копия платоновского идеала, а хаос. Политический художник, подобно Архимеду, требует места (точки опоры) вне социального мира, встав на которое, он его перевернет. Однако такого места не существует, и общественный мир должен продолжать жать и во время переустройства. Вот причина, по которой мы должны реформировать общественные институты мало – помалу и так двигаться до тех пор, пока не приобретем большего опыта в социальной инженерии».
Фундаментальное единство мира проявляется и при анализе языковой реальности. В силу особенностей памяти, человек одним и тем же словом называет для различных предметных областей несколько различающееся содержание. В словарях обычно указывают к какой из областей культуры относится то или иное значение слова. Это свойство полисемии, множество значений слова, можно использовать для решения различных творческих проблем.