Мифологические и философские, диалектические интуиции древних античных мыслителей – об универсальной изменчивости мира
Античная философия (Гераклит, а от части милетские материалисты, в VI в. до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, пифагорейцы – 2-я пол. VI в. до н.э. Пифагор, Филолай, Ксенократ ) подчеркивала изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, наметила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Аристотель считает изобретением (Ксенофан, Парменид) Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия возникающие при попытке мыслить противоречиво, характер движения и множества, тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов и явлений и самого их познания. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии средневекового общества - в схоластике - Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. Диалектика понималась как совокупность логико – рациональных приемов, занятия его приводили некоторых схоластиков к мысли о рациональной доказуемости догматов.
Именно в учении Платона диалектика впервые изложена в обоснованной форме диалектического движения. В философии Аристотеля диалектика впервые обретает статус целостного учениях о категориях, в системной совокупности которых отражаются взаимосвязь и внутренне противоречивая природа движения всего сущего. Таким образом, в античной философии развивается диалектический взгляд на мир и формируется версия диалектической философии. Наиболее полно эта теория находит свое отражение в античной диалектике – учении о движении, изменении и становлении всего сущего. Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о доказательстве.
В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время Декарт и Спиноза (в космогонии, в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. диалектические идеи выдвигает Ж. Ж. Руссо, который исследует противоречия как условия исторического развития, Дидро – противоречия в общественном сознании. Лейбниц в своем учении и саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг развивает диалектическое понимание процессов природы. И. Кант – автор концепции т.н. трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую несостоятельность догматической метафизики как метода мышления. Диалектика у Канта становится неотъемлемым атрибутом познавательной деятельности философского (чистого) разума и не приводит к идее постижения противоречий развивающихся объектов в мышлении В философии Гегеля диалектика обретает последовательную и целостную форму универсальной теории развития (абсолютная идея, которая трактовалась как вечная и объективно существующая духовная субстанция мира). Эта исходная философско – мировоззренческая предпосылка его диалектика. Гегель применил «синтетический» метод в построении своей логики, поскольку его метод есть метод развития. Но он не есть метод исключительно «синтетический», поскольку у Гегеля присутствует единство анализа и синтеза, т.е. каждая третья категория есть конкретная, другими словами синтетическая категория, расчленяемая в тоже время аналитически на отвлеченные моменты, единство, которых образует целостную, конкретную категорию. С точки зрения Гегеля, анализ и синтез взаимно предполагают друг друга, что путем анализа представления становления мы находим в нем его противоположные моменты: бытие и ничто. Но с другой стороны, чтобы понять становление, надо вскрыть нераздельность, единство его моментов. Бытие и ничто, по Гегелю, суть пустые абстракции лишь становление и есть первая конкретная мысль, и соответственно, первое понятие. Поэтому неправильно было бы думать, что диалектика – это схема, шаблон. Напротив, материалистическая диалектика учит тому, чтобы исследователь «наблюдал» за движением самого предмета и воспроизводил бы это объективное движение. Задача науки сводится ,соответственно, к изучению различных конкретных форм движения. Согласно Марксу «капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, прибывающую в покое». Таким образом, движением все в природе создается и изменяется. И если диалектический метод благодаря Марксу в середине ХIХ в. дал возможность совершить переворот в области обществознания, то в естествознании, где сила «традиции» была слишком велика только в последней трети ХХ века. Отбросив идеалистические содержание философии Гегеля, Маркс и Энгельс построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Материалистическая диалектика – это глубокое, свободное от однородностей учении о развитии она является той философской концепцией, которая в наибольшей степени соответствует происходящим сегодня изменениям в науке и технике. Значение диалектики особенно наглядно выразилось в связи с формированием новой научной и учебной дисциплины – синергетики. Одна из иррационализации диалектического мышления представлена в философии А. Шопенгауэра; Другая линия – здесь обнаруживает своеобразный объективизм и ориентация сверх личностное начало и гипертрофированного субъективизма в философии «экзистенциальная диалектика» С. Кьеркегора и Ф. Ницше; (язык эмоций и пророчеств, символов, иносказаний, т.е. он по существу реализует программу подлинной «эмансипации» иррационализма как мировоззренческой основы постклассических версий диалектики. Неомарксистская концепция диалектики Д.Д. Лукача «История и классовое сознание». Исследования о марксистской диалектике» (1923 г.): теоретические построения Гегеля, истолкованы в духе основополагающих идей и категорий «Капитала». Маркузе, Адорно – в «критической теории» обосновывают «негативную диалектику» на основе своей философии экзистенциализма: (обосновать радикальную несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества». Диалектические идеи социологической антропологии Ж. – П. Сартра оказались значительным достижением в развитии неомарксистской диалектики. Он объявляет себя учеником Маркса: диалектической логики исторического процесса. Сартр осуществляет самое фундаментальное в постклассической философии исследования диалектической логики исторического процесса. Итак, история диалектики убедительно свидетельствует о том, что эволюционно - динамическая парадигма мышления является фундаментальной составляющей мирового философского процесса. Именно философия, проделав эту интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально - гуманитарном познании.