Основные концепции пространства и времени.
Пространство и время как философские категории выражают порядок расположения материальных объектов, направление сил взаимодействия, длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний систем и процессов. Такая смыслосодержательная характеристика свидетельствует, что пространство и время имеют специфические свойства. Они определяются природой самих объектов, принадлежностью к разным сферам действительности – микромир, макромир, биологическая, психологическая и социальная реальность, культура, бытие человеческого ”Я“.
Специфичность пространственно-временной организации многообразного мира сущего конкретизируется в таких научных понятиях, как одномерность и размерность, однородность и неоднородность, изотропность и анизотропность, симметрия и асимметрия, границы корпоративности, компактности, параметры, порядок, связность и др. Эти понятия позволяют выявлять множественность частноконкретных свойств пространства и времени, специфично проявляющих их субстанциальность и атрибутивность как предельных оснований материального единства мира. Специфические свойства пространства и времени отдельных объектов, систем, процессов, состояний отличаются своеобразной локальностью, что зависит от тех или иных форм и законов движения, различных начальных условий их возникновения, становления, формирования и развития. Кроме того, современное состояние нашей Вселенной, ее пространственно-временная организация определяются фундаментальными универсальными мировыми константами (постоянными) – гравитационная постоянная, постоянная Планка, скорость света, масса электрона, масса протона и др. Эти константы не изолированы, весьма тонко подстроены друг под друга, взаимодействуют и оказывают влияние на структурную организацию Вселенной и ее свойства. Это воздействие и взаимное влияние реализуются в разных сочетаниях, а их совместное действие выступает как согласованный ансамбль. Однако нельзя исключать и предположение о том, что за пределами изученной и изучаемой части Вселенной существуют другие миры с другими хроногеометрическими свойствами. Метрические и топологические свойства пространства и времени своеобразно проявляются в духовной и политической сферах. Их специфичность в том, что они воспринимаются по-разному в экзистенциальном опыте отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом. Сам опыт базируется на мировоззренчески-ценностных ориентирах и фиксируется оптимистическим или пессимистическим чувствованием (ощущением, восприятием) действительности. Разность перцептуальной дифференци-рованности ее пространственно-временной определенности опирается на разное понимание связи прошлого, настоящего и будущего. Концептуально оно может оформляться как схемы амбивалентности социального и духовного прогресса, как финалистские или эсхатологические модели исторического будущего, как идеи радикального преодоления прошлого. Важно помнить, что наличное бытие национально-государственной дифференцированности народов сегодня не может и не должно строиться на идеях некритического утопизма. Нельзя нарушать рядоположенность дискретных состояний истории, которые одновременно выявляют определенную нелинейность темпов культурного, цивилизационного и формационного развития отдельных народов, их менталитетов, адаптированности к тому или иному образу жизни.
Как известно, временной организацией общественной жизни выступает социальный ритм. Он проявляется в последовательной смене общественных устройств. Частота ритма (ускорение, торможение, восхождение, возрождение, упадок, реставрация и т.д.) не выбирается произвольно. Она заложена в особенностях культурно-трудовой деятельности, то есть специфически человеческом способе взаимоотношений с природой. Сегодня он определяется международным разделением труда, политическим пространственно-временным многообразием взаимоотношений разных народов, стран, этносов, наций, государств, что усложняет общую геополитическую ситуацию, ее направленность и ориентированность на определенную систему узкогрупповых приоритетов, ценностей, интересов. Геостратегические векторы взаимосвязаны с экономическими интересами и опираются, в свою очередь, на экзистенциальное состояние народного духа, его интенции на содержание и смысл настоящего времени, на пространство и время существования ”здесь“ и ”сейчас“, на ожидание будущего (активно-деятельное, пассивно-выжидательное). ”Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смыслом. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не все требуется во всякое время”.
Категориальный статус понятий ”пространство“ и ”время“ определяет необходимость учета в процессе познания разных аспектов их проявления. Бытие объекта (вещи, явления, системы) в настоящем времени, его свойства и отношения с другими объектами неизбежно рассекаются этим настоящим на отношения прошлого и будущего. Это положение в процессе познания может непроизвольно проецировать знание отдельного, частного, единичного на все множество подобных вещей, их совокупность (класс) без учета условий, сущности (качества) разного порядка и уровня, внешних факторов и причин и т.д. Безусловно, на этом строится возможность экстраполяции, гипотетичность прогнозов, предположений. Однако естественнонаучное познание, как и социальное, должно всегда определять вехи отсчета, с помощью которых можно выявить, выделить этапы существования вещи, ее отношения с окружающим миром, доступным познанию, и миром, который еще недостаточно изучен или пока еще не включен в сферу общественно-исторической практики. В процессе познания надо иметь в виду двойственную природу наших, субъективно-экзистенциальных представлений о пространственно-временном бытии существующего в прошлом, настоящем и будущем. Она (природа представлений) определяется, во-первых, свойствами самой объективной реальности, во-вторых, конкретно-историческими, социокультурными факторами, определяющими средства и способы освоения реальности.
В научном познании поэтому применяются такие категориальные срезы пространственно-временных характеристик бытия, как ”реальное“, ”перцептуальное“ и ”категориальное“ пространство и время. Они позволяют уяснить зависимость отражения объективных топологических и хронологических параметров действительности от эмоционально-психологических особенностей индивида (группы, массового сознания, общественного настроения, мнения и т.д.). Кроме того, такие срезы в познании пространства и времени позволяют не только выявить специфичность атрибутивных тополого-хронометрических универсалий, но и определить индивидуальные характеристики объектов, пространственно-временные особенности их связей и отношений с другими. Ведь каждое индивидуальное само создает для себя свое пространство и свое время. Акцент на объективность пространственно-временного бытия всего существующего, субъективность его восприятия и определения создает условия для объективно-зримого понимания диалектики конечного и бесконечного в реальной действительности. В мировоззренчески-методологическом отношении важно следовать и философским, и житейским представлениям. Суть их в том, что бесконечный в пространстве мир состоит из множества конечных, пространственно ограниченных вещей; вечный во времени мир складывается из множества преходящих явлений. Каждое из этих явлений – при всей ограниченности и бренности (они все имеют начало и конец, все преходяще и исторично, приходит и уходит) – вносит неповторимый вклад в картину пространственно-временного бытия мира, обогащая ее, расцвечивая ее своими индивидуальными красками. Пространство и время как формы бытия индивидуального, в т.ч. и субъективного ”Я“, выявляют многообразие и неповторимость каждого явления, состояния, вещи, системы, образования, процесса, культуры, менталитета народов, своеобразие ”мгновенности“ их изменений и сохранения (устойчивости). Мировоззренческий потенциал философских представлений о пространстве и времени заключается в том, что они ориентируют каждого из нас на осмысление ценности этих атрибутов реальности, их уникальности и невосполнимости; понимание того, что необходимо ценить время не только как меру жизни индивида, но, прежде всего, как ”пространство его развития“ (К. Маркс). Воспитанию такого понимания способствует и осознание, что природа и социальная среда не есть некие абстрактные территории, а есть определенные социально-нравственные и эстетические ценности. Они необходимы и достаточны для человека лишь при наличии вполне определенных, жизненно-важных параметров, взаимно влияющих друг на друга, определяющих гармонию и целесообразность природы и труда как космического целого.
Таким образом, категориальный статус всех составляющих понятий диалектико-материалистической картины мира (бытие, субстанция, материя, движение, пространство, время) в логико-смысловом отношении представляет собой непротиворечивую, монистически-детерминистскую модель описания и объяснения (интерпретации) своеобразия Вселенной. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, она определяет общие контуры научного миропонимания, основные параметры и направления исследования конкретных фрагментов действительности. Даже такие метафорические выражения о субстанциальной основе материального мира, как ”ничто не возникает из несуществующего... Какова Вселенная теперь, такова она вечно была и вечно будет, потому что изменяться ей не во что, – ибо, кроме Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее, внеся изменения” – являются конструктивными методологическими основаниями (принципами) научного знания о природе, обществе, человеке.Научное знание строится таки образом, на основе некоторых аксиом, со временем удостоверяемых эмпирическим опытом или же им отвергаемых. Преодолевая антропоцентристскую направленность философских суждений (размышлений) о мире, научное познание поднимает их до уровня космологической характеристики места человека в природе и определения его разумного отношения к Космосу.