Движение как атрибут материи.

Движение есть единство противоположностей, их взаимодействие и выступает движущей силой развития материи от неживой природы к живой, а от нее к социальной жизнедеятельности – обществу. В силу этого, с одной стороны, движение материально, объективно, универсально, абсолютно; с другой – движение относительно, т.к. имеет всегда своего материального носителя и проявляет себя через конкретные формы изменений (механические, физические, химические, биологические, социальные). Методологически значимо понимание того, что всегда изменяется что-тo по отношению к чему-то другому, всегда есть движение чего-то. Не включив это положение в процесс познания, мы ничего не можем сказать о сущности предмета (объекта), а только описать его внешние данные. Истинно-объективное знание о сущем и его закономерностях наука получает только тогда, когда изучает объекты в процессе их взаимодействия друг с другом. Движение есть единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Такая сущность движения выступает необходимым условием существования вещей (систем) как качественно данных, как таковых. В силу этого сущностным моментом всякого движения (изменения, развития) является покой. Он выступает в качестве частного случая движения. Благодаря ему реализуется относительная устойчивость мира вещей, сохраняется многообразие структурно дифференцированных, качественно различных форм их бытия. Вместе с тем в вечной и бесконечной смене существующих относительно друг друга вещей сохраняется лишь одно – их материальность (субстанциальность) и их изменчивость (диалектичность).

Такая диалектическая взаимосвязь концептуально осмысливается формулой ”единство в многообразии“, которая конкретизируется, в свою очередь, рядом следующих положений. Противоречивая сущность движения определяет способность материи к самодвижению, постоянному возобновлению себя в процессе саморазвития на различных структурных уровнях, иерархически связанных между собой общими диалектическими закономерностями. В силу этого материя обладает не только атрибутивными, но и свойствами (модусами), которые, характеризуя многообразие сущего, указывают на различные состояния отдельных видов и форм его бытия. Тем самым оказывается возможным понять причины наличия многообразия самого движения, их качественные отличия друг от друга.

Опираясь на принцип атрибутивности движения, можно определить закономерный характер связи материи и движения, общие закономерности неразрывной связи многообразных форм самого движения. Суть этих закономерностей заключается в следующих постулатах: природа материального ”носителя“, определяет характер движения его изменений; между всеми формами движения существует генетическая связь: всякая высшая форма движения материи включает низшую как подчиненную, и потому не может быть к ней сведена чисто механически, то есть без учета специфики сущностной природы объектов.

В силу этого закономерности высших форм движения не могут быть объяснены закономерностями низших форм, ибо возникают качественно новые формы движения благодаря диалектическому ”снятию“ форм предыдущих. Знание этих закономерностей в методологическом плане помогает противостоять механицизму и ”энергетизму“, любым попыткам теоретического обоснования метафизической модели (картины) мира.

Диалектическая картина мира утверждает: все в мире имеет начало и конец. Рождаются и умирают звезды, планеты, галактики, люди, государства, народы, культуры. Вечна только движущаяся материя бесконечной Вселенной, бесконечного Космоса. Эта ”вечность“ мира существует в пространстве и во времени. Они есть атрибутивные формы бытия, определяющие топологическую и темпоральную организацию всего существующего.

Философские представления об этих формах организации сущего возникают практически вместе с философией, приобретая постепенно статус категориальных структур теории реальности и теории познания. Их понятийно-логическая форма позволяет модифицировать обыденные представления о пространственно-временном устройстве материального мира, эксплицировать философско-мировоззренческие смыслы в научные представления (”картины“) о мире. Ибо концептуально-философская характеристика пространства и времени определенным образом увязывается с материей и движением. Эта взаимосвязь стала философско-методологическим основанием различных вариантов пространственно-временных концепций. Наиболее известные из них – субстанциальная(Демокрит, Ньютон) иреляционная(Аристотель, Лейбниц,Эйнштейн) оказавшие большое влияние на становление и развитие научных представлений о пространственно-временной структуре Универсума. Однако следует заметить, что разным историческим эпохам и культурам свойственно фиксировать те или иные определенно-конкретные координаты пространственно-временной организации природного и социального мира – линейность, дискретность, горизонталь, вертикаль, равновесие длины и высоты (принцип ”золотого сечения“), цикличность, непрерывность, неоднородность и т.д. Последовательное признание материальности мира, субстанциальности всего сущего и существующего опирается на признании объективности, всеобщности, абсолютности, относительности, вечности, бесконечности, прерывности, непрерывности пространства и времени как атрибутов материи, их неразрывной связи друг с другом и с движением, взаимодействием. Тесную взаимосвязь материи, движения, пространства и времени подтверждает научное познание (геометрия Лобачевского-Римана, теория относительности А. Эйнштейна, работы современных теоретиков С. Вайнберга, П. Дэвиса, Дж. Уиллера, и др.).



Наши рекомендации