Классический позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
Термин «позитивизм» происходит от латинского «positivus» положительный. В современном философском мире смысл этого слова раскрывается многозначно. Им обозначают учение основателя позитивизма Огюста Конта, совокупность концепций, разработанных также Г.Спенсером, Дж.Миллем, все позитивистские концепции XIX—XX вв., а также особый метод научного познания. Наиболее существенным в позитивизме является то, что он, будучи разновидностью эмпиризма, стремится свести научные знания только к непосредственным, чувственно воспринимаемым эмпирическим знаниям. Не случайно возникновение позитивизма и возрождение его традиций относится к периоду бурного развития естественных наук. В эволюции позитивизма определяют особые этапы: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Разрабатывая проблемы логики науки, изучая логическую структуру обычного языка, уточняя его семантические особенности и выступая против унификации языка, неопозитивисты приходят к другой крайности — выводу об универсальной уникальности языковых конструкций. Этот вывод содержит в себе скрытый элемент агностицизма. А отход от жизненно важных социальных и идеологических проблем, абсолютизация логической проблематики привели к снижению популярности этого направления, усилению антипозитивистских тенденций, критике его другими философскими школами (экзистенциализм, философская антропология и др.).
Представители постпозитивизма 60-х годов ХХ в. (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун и др.) главным объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Отличительной чертой большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Поэтому вряд ли можно говорить о линейном, поступательном развитии науки. Многие представители постпозитивизма предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. И одной из важных проблем постпозитивистской философии науки стал вопрос о том, существует ли в этом изменении какое-либо накопление знания?
Позитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Отдельные представители этого направления отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и миром.
Философия постмодернизма.
Постмодернизм означает то, что после «модерна» или современности. Свой статус понятие «постмодернизм» получает в 80-е годы ХХ столетия в работах французского философа Жана Лиотара, который распространил дискуссию о «постмодернизме» из области литературоведения на область философии.
Круг философских идей, который описывается как «постмодернистский», укладывается в течение, условно называемое «постструктурализмом». Это течение было вызвано к жизни осознанием ограниченности структурализма. Если структуралисты пытались обнаружить во всех областях реальности устойчивые порядки (структуры), то постмодернисты (Фуко, Деррида, Лиотар, Делиз, Лакан) подвергают критике само понятие «структура». Вместо поиска «структур» они предлагают гибкие исследовательские стратегии, позволяющие избежать иерархического упорядочивания реальности.
Для мыслителей, относимых к постмодернизму, при всем несходстве их подходов и целей, характерна одна общая черта – это критика основных концептов классической западной философии. К числу таких концептов относятся «субъект», «исток», «идентичность», «бытие» и «смысл» как континуум. Одним из важнейших понятий классической философии было понятие тождества, или идентичности. Постмодернисты же считают, что изначальная «бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам. Вот почему на первый план здесь выходят категории различия, «деконструкция» и др.
Особенности и основные черты постмодернистской философии можно свести к следующим:
· Не рассматривает окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир, по мнению постмодернистов, распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
· Отказывается от категории бытия, которое в классической философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее понимание бытия уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.
· Прежнее понимание знания и познания скептически относится к пониманию истины. Он решительно отвергает сциентизм и перекликается с агностицизмом.
· Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм и гуманизм.
· Выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.
· Философия постмодернизма сближается с наукой и литературой, усиливается тенденция к экзистенции философской мысли. Постмодернистская философия, таким образом, выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной и представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Постмодернизм разрушил многие отжившие стороны и элементы предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре XXI века.
Философская герменевтика.
Основоположниками философской герменевтики (истолковывающий) являются немецкие философы Ф. Шлейермахер (1768—1834 гг.), В. Дильтей (1833—1911 гг.), Э. Гуссерль (1859—1938 гг.), М. Хайдеггер (1889—1976 гг.). Герменевтика рассматривается как метод «включения» в позиции автора того или иного текста, что дает возможность воспроизводить картины, описанные в ней, с такой же степенью достоверности, как это представлялось свидетелям событий, как мастерство понимания, интерпретации письменно зафиксированных жизненных явлений. Жизненный мир представляется как языковая среда, открывающая исследователю определенный горизонт понимания. Движение по герменевтическому кругу означает бесконечный процесс возникновения и разрешения противоречий познания.
Являясь средством передачи опыта от поколения к поколению, язык содействует культурной традиции, а диалог между традициями есть поиск точного шифра к толкованию языковых символов. Язык приобретает значение особенной реальности, внутри которой индивид сознает себя и которую нельзя охватить внешними по отношению к ней или субъекту средствами. Поскольку слово многозначно, постольку важно установить его адекватное значение. В этом и видится задача герменевтической философии.
Ханс Георг Гадамер (1900-2002) немецкий философ, один из ведущих теоретиков современной герменевтики. В работе «Истина и метод» он сделал попытку обосновать «язык» как онтологическую базу герменевтики, а саму герменевтику как универсальную теорию, выявляющую природу человеческого знания. Основные ее понятия – «горизонт», «герменевтический круг», «традиция», «авторитет», «игра» – концентрируются у него вокруг категории «понимание», которая толкуется как объяснение, а также как итог субъективно-личностного «вживания». Гадамер отрицает объективность истины, а, следовательно, ее универсальную значимость в области гуманитарных наук. Истина прямо определяется позицией понимающего субъекта и целиком обусловлена им. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер считал «историчность».
Принципы герменевтики, выработанные со времен Ренессанса до наших дней, можно свести к нескольким главным положениям.
· Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в целостной структуре произведения.
· При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора этого произведения.
· Огромную роль в интерпретации документа играет реконструкция исторической и культурной среды, в которой работал автор.
· Необходим всесторонний грамматический и филологический анализ текста в соответствии с языком оригинала. При этом важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст.
· Пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод, т.е. сопоставление с другими аналогичными текстами.
· Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.
Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия к духу памятника.
Проблемы, поставленные философской герменевтикой, — предпонимание, интуиция, предпосылочное познание, интерпретация и др. — действительно важнейшие вопросы теоретико-познавательной деятельности. Однако претензия герменевтики выступить не просто в форме одного из методов, а в качестве «универсальной философии» является сверхзадачей, которую, по нашему убеждению, нельзя выполнить.