Природа философских проблем. Предмет и проблема научности философии.

Познание «посредством понятий» (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его взаимодействии с человеком, и тем самым выявить универсальные законы многообразных взаимоотношений «человек – окружающий мир», теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов познавательной деятельности. В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи и решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежности к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму. Формировался исторически, четко поставлен лишь в новое время. Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведенияпредполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Таким образом, основной вопрос философии вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи (или духа, как полагали идеалисты) образуют первую онтологическую сторону основного вопроса философии. Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее.

Основной вопрос философии не тождественен ее предмету. Предмет шире, объемнее, он не сводится к проблеме отношения духа к природе. Почему же в таком случае именно эта проблема выступает как основная для философии. Во-первых, потому, что в основном философском вопросе в концентрированной форме выражается специфика этой науки. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, и даже шире – человека и бытия, его практическое и познавательное отношение к миру. Основной вопрос философии задает, таким образом, ракурс именно философского подхода к проблемам. Поэтому философский аспект может возникнуть в любой науке в том случае, когда появляется необходимость осмыслить полученные результаты с точки зрения их отношения к реальности. Независимо от того, кто исследует это отношение: физик, биолог или профессионал-философ, философия начинается там, где проблема ставится и анализируется в плоскости основного философского вопроса. Во-вторых, поскольку данный вопрос в сжатой форме выражает специфику философского подхода, постольку он присутствует в любом философском учении. Создатель учения может и не осознавать этого вопроса. Более того, в современной западной философии он, как правило, объявляется устаревшим. Однако фактически этот вопрос обязательно присутствует в любой философской теории и так или иначе решается ее автором. В-третьих, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе является основным вопросом и потому, что характер его решения определяет в конечном счете характер всей теории. Все другие проблемы интерпретируются на основе того, что принимает философ за первичное: сознание или материю. В-четвертых, он дает возможность провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем объективно считает себя философ, а, как решает он основной философский вопрос. Выяснение этого обстоятельства имеет определяющее значение для понимания учения в целом, его места и роли в истории философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично – дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления. Представители первого – материалисты – за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи, то есть как ее свойство, порождение. Представители второго – идеалисты – первичным считают дух, сознание, а материальный мир – вторичным, порожденным духовным началом. Идеализм является следствием того, что в ходе теоретического осмысления процесса познания философ подчас допускает односторонность, то есть выделяет какой-то один момент, реально присущий познанию, и односторонне абсолютизирует его. Так, познавательный образ всегда содержит субъективные моменты, он не совпадает полностью с оригиналом. Но стоит только преувеличить этот момент субъективности, как философ оказывается на позициях идеализма, утверждая, что мир – это комплекс наших ощущений или – шире – совокупность знаний, поскольку за пределы знаний субъект принципиально не может выйти. Поэтому единственная реальность – это сознание вовне. Это и есть позиция субъективного идеализма.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: различают субъективный идеализм, представители которого исходным началом считают мышление, сознание человека, субъекта, и объективный идеализм, сторонники которого такое начало усматривают в духе, существующем независимо от человека.

Первой формой идеализма в античности было пифагорейство, основателем которого являлся Пифагор (ок. 580 – ок. 500 до н.э.)

Согласно учению пифагорейцев, количественные отношения, числа являются сущностью вещей: от них же зависит и вся Вселенная, которая представляет не что иное, как гармонию чисел. Обосновывая свое учение пифагорейцы критиковали материалистические взгляды милетской школы.

Объективный идеализм появляется как результат отрыва единичного от общего и односторонней абсолютизации этого последнего. Наука постоянно имеет дело с общим, которое она выделяет как бы в «чистом виде» и фиксирует в законах и категориях. Для идеалиста понятия, законы становятся своеобразным миром первичных сущностей, определяющих все единичные, бесконечно разнообразные вещи и явления. Идеалист, таким образом, разрывает общее и единичное, тогда как в реальности они неразрывно связаны.

Материализм и идеализм – это монистические направления в философии (от греческого monos – «один», «единственный»), так как оба направления за основу берут хотя и принципиально различное, но одно начало. Наряду с философским монизмом существует также дуализм (от латинского duo – «два»), приверженцы которого рассматривают сознание и материю в качестве двух параллельных начал. Дуализм в прошлом и настоящем занимает в истории философии гораздо меньшее место, чем монизм. Философ всегда должен придерживаться определенной мировоззренческой позиции. Он должен стремиться к непротиворечивой системе взглядов на мир и на отношение к этому миру. Плюрализм же в философии, если иметь в виду отдельного философа, - это дорога к эклектике. Плюралистическая модель в преподавании философии нацелена на то, чтобы ознакомить студентов с большим спектром философских концепций, с многообразием различных подходов к решению ключевых философских проблем, что позволит сделать осознанный мировоззренческий выбор со знанием дела, а не под влиянием моды, что, к сожалению, встречается не редко.

Вторая сторона основного вопроса философии: отношение наших знаний о мире к самому этому миру. Это вопрос о том, есть ли в этих знаниях объективное содержание, можем ли мы познать мир? Огромное большинство философов отвечали на этот вопрос утвердительно. Лишь немногие отрицали такую возможность. Это были представители скептицизма. Скептицизм (от греческого skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной реальности. Скептицизм возник в период кризиса античного общества (IV век до н.э.), как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая при этом в противоречия друг с другом (Пиррон, Секст Эмпирик и др.). Скептицизм бывает полный и частичный. Полный скептицизм (родоначальник Пиррон) вообще отрицает возможность всякого достоверного знания, тогда как частичный скептицизм отрицает возможность достоверного знания о чем-то определенном, допуская возможность знания в других областях (Платон отрицал достоверность чувственного знания и был уверен в достижении истины на уровне интеллекта; Демокрит признавал чувственное познание, но в принципе не отрицал возможность истинного познания). Скептицизм с его антидогматизмом имел большое эвристическое значение в истории философии и, отрицая на первый взгляд возможность истины, служил разработке методологии научного знания. Скептицизм – вид агностицизма.

Агностицизм(гречес. А – «отрицание» и gnosis – «познание») – это учение (или убеждение), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества. Это и есть главный признак агностицизма. (Д.Юм и И.Кант) Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли (1825 - 1895). В современной западной философии представители неопозитивизма, экзистенциализма и других течений пытаются доказать невозможность познания мира и человека. Самое решительное опровержение агностицизма содержится в научном эксперименте и материальном производстве. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи в себе» не остается места.

Что касается материализма, то он опирается на практику и частнонаучное знание. Истинность этого учения доказывается длинным и трудным путем развития естественных наук, которые всегда были опорой и союзниками материализма. С развитием науки и практики последний качественно менялся. Первая историческая форма материализма, возникшая в Древней Греции, - это наивный, стихийный материализм, который сочетался со стихийной диалектикой. Это был в целом правильный подход к миру, однако он еще не подкреплялся данными конкретных наук, которые только начинали складываться в рамках общей, нерасчлененной системы знаний.

Вторая форма – механистический, метафизический материализм, получивший наибольшее развитие в XVII- XVIII веках, когда из всех наук была наиболее развитой механика. Опираясь на нее, материалисты всю природу и самого человека рассматривали как механическую систему разной степени сложности.

Третьей исторической формой материализма, выросшей на основе обобщения социальной практики и передового естествознания XIX века, а также переработки лучших достижений мировой философской мысли прошлого, является диалектический материализм.

В истории философии Диалектика и Метафизика сменяют друг друга в качестве господствующих философских методов. Смена это происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходящая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить место метафизике, как только конкретные науки занялись детальным скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап (ХIХ в.), когда научные знания из описывающего, собирающего начало перевоплощаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (Карл Линей в виде системы растительного и животного мира; Дарвин – эволюционная теория, Менделеев переодическая система элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Принципиальные различия между ними можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов окружающего нас мира; метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу; метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной реальности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих всем явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития; метафизика переносит этот источник вне исследуемого предмета.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

· Проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно выявила свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук. Предметом философии является наиболее общие законы бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности людей.

· Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.

· Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.

· Проблема человека. Это изучение человека как мироздания в целом. Формирование человека – это вечная nonfinite (незавершенность, незаконченность).

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, философии марксизма, экзистенциалисты – все они в фокусе своего мировоззрения рассматривают человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.д. В сущности своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

И Кант был прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)».

· Проблема познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. Философия, осуществляя свою познавательную функцию, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира и выступает в двух ипостасях: 1. Как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Наши рекомендации