Раздел 1. взаимосвязь философии и науки в исторической динамике культуры

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

Проблема определения понятия философии. Философия как сущностная характеристика бытия человека.

Философия как феномен культуры. Функции философии.

Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии.

Формирование системы современного философского знания.

Философия и другие формы культуротворчества (религия, искусство, мораль, наука).

Тема 2. Понятие науки. Динамика развития науки. Роль философии в развитии науки

Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука.

Теории научного прогресса. Понятия научной революции и парадигм научного знания.

Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества.

Роль философии в развитии (смене парадигм) социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.

Тема 3. Генезис философии и науки

Особенности мифологии как исторического типа мировоззрения.

Кризис мифологического мировоззрения и возникновение философии.

Особенности восточной философии и восточной преднауки.

Тема 4. Взаимосвязь философии и науки в эпоху античности и средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и реформационного движения в Европе

Роль философии в становлении античного идеала науки.

Философия и наука в эпоху средневековья.

Роль поздней схоластики и философии эпохи Возрождения в идейной подготовке коперниканской революции и Реформации.

Итоги и последствия ранних буржуазных революций и коперниканской научной революции.

Тема 5. Роль европейской философии XVII –XVIII вв. в формировании принципов классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания

Значение философии XVII в. для формирования классического естествознания и новоевропейской теории естественного права.

Формирование идейных основоположений европейского и американского Просвещения. Развитие идей Просвещения в философии XVIII в. Просвещение как великий проект модерна.

Итоги и последствия социальных и научной революций конца XVIII – первой половины XIX в.

Тема 6. Роль философии в формировании и развитии культуро-исторической парадигмы социального знания и становлении неклассического естествознания

Значение немецкой классической философии для формирования культуро-исторической парадигмы социального знания и принципа глобального эволюционизма.

Социокультурные предпосылки формирования неклассического типа философствования (вторая половина XIX – начало XX в.). Роль неклассической философии в формировании принципов неклассического естествознания.

Марксизм как великий проект модерна.

Тема 7. Кризис современного техногенного общества и проблема формирования постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы
социального знания

Исторические этапы, характерные черты и глубинные причины кризиса современного техногенного общества.

Философия XX – начала XXI в. как процесс осмысления кризиса техногенного общества.

Идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социально-гуманитарного знания.

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1. Философское осмысление проблемы бытия

Развитие понятия бытия в истории философии. Концепция антро­покосмизма.

Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия.

Концепции материи в истории науки и философии.

Природа как предмет философского и научного познания.

Природа как среда обитания человека. Идея коэволюции природы и общества.

Тема 2. Философия глобального эволюционизма

Динамическая организация бытия. Понятия движения и развития.

Проблема философского метода. Диалектика и метафизика в их историческом развитии.

Диалектическая логика как методология научного познания.

Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

Эвристическое значение принципа глобального эволюционизма.

Наши рекомендации