Буддизм как философское учение
Буддизм –религиозно-философское учение, возникшее в Индии в 6-5 вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), названный впоследствии Буддой (дословный перевод – «пробужденный», «просветленный»). Существует легенда о том, как Сиддхартха Гаутама создал свое учение и почему его назвали Буддой (приложение 3).
Человеческое страдание – в различных его проявлениях – было стимулом к раздумьям, поискам глубинных смыслов древнеиндийских мыслителей с древнейших времен.
Согласно буддизму, мир состоит из бесконечного множества взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Все, что должно произойти, обусловлено уже существующими факторами, которые, в свою очередь, зависят от ряда причин, также вызванных определенными влияниями. Другими словами, все сущее находится в тесной взаимосвязи. Поэтому, каждый человек является полностью зависимой частицей окружающего мира. Само существование человека длится до тех пор, пока существуют подходящие для этого условия; при отсутствии таковых существование прекращается.
Такой подход не отрицает в то же время свободы выбора человека, так как своими поступками он готовит условия для будущих перемен. Поэтому человек ответственен за последствия совершаемых деяний.
Мир в представлении буддистов изменчив, так как все существующее зависит от определенного сочетания условий, создающих возможность его существования. Более того, все сущее просто не существует само по себе. В каждый момент времени существование любой вещи полностью зависит от окружающего мира.
Основные понятия буддизма: страдание, сансара, карма, нирвана.
Страдание (дуккха) является основополагающим понятием буддизма.
Понятие «дуккха» включает в себя все представления об истинных страданиях: его причине, прекращении и пути, ведущем к прекращению.
Суть буддистской теории сводится к следующему:
1. Жизнь есть страдание (дуккха).
2. Страдание имеет свою причину и такой причиной является привязанность к жизни как источнику страдания, иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное.
3. Существует путь избавления от страдания. Это путь избавления от привязанностей как причины страданий.
4. Для избавления от страданий следует придерживаться срединного пути жизни (Восьмеричный путь).
Привязанность к жизни как источнику страдания означает привязанность к иллюзорным и непостоянным земным ценностям, - это желание того, что в действительности не является истинной ценностью.
В буддизме различают три вида привязаностей: 1. чувственная привязанность – стремление обрести полное удовлетворение посредством чувственных удовольствий и неспособность к воздержанию от них; 2. привязанность к жизни как таковой – постоянная борьба личности за выживание; 3. стремление получить в жизни все или ничего. Эта привязанность имеет двойственный характер и может проявляться в стремлении к успеху и обогащению, и в то же время – в стремлении покинуть этот мир, в частности при помощи самоубийства. Это привязанность к жизни в ее крайних проявлениях, когда не принимается в расчет изменчивая природа вещей.
Согласно буддизму, все в мире состоит из мельчайших частиц - дхарм – элементов мирового процесса, составляющих предметы и физической, и психической природы. Дхармы возникают и исчезают, они находятся в постоянном движении поэтому мир постоянно изменяется. Предшествующие и вновь образовавшиеся сочетания дхарм связаны между собой кармой – мировым законом причинности.
В одном из раннебуддистских сборников смысл этого закона выражен так: «Мы таковы, какими были наши мысли вчера, наши мысли сегодня строят нашу жизнь завтра; наша жизнь есть творение нашего разума». Все земные проявления обусловлены конкретными причинами и, в свою очередь, создают условия для новых проявлений. В этом смысле все сущее играет в процессе перемен конструктивную роль.
В буддистской философии понятие «карма» означает «осознанное волевое усилие». Выбор человека определяет то, чем (кем) он становится. Соответственно, процесс «отработки» прошлой кармы сопровождается творением новой. Буддизм не признает застывших форм и неизменных понятий. Поэтому будущее определяется благими или низкими деяниями в настоящем, обусловливающими кармическую предрасположенность. Все перемены, которые происходят с человеком, обусловлены его кармой. После смерти человек может пройти ряд перерождений, что связано с теми добрыми и злыми делами, которые он совершал в прошлой жизни. Поэтому перевоплощение происходит в течение всей жизни человека. Процесс перевоплощения называют реинкарнацией. После смерти кармический процесс не заканчивается, так как сознательный выбор человека сегодня дает импульс тому, что произойдет завтра, даже в том случае, если его земное существование прекратится. Круг перерождений в буддизме представляется в виде двенадцати этапов, а не одномоментного «переселения» в другое физическое тело.
Прозрение через страдание ведет человека к освобождению от сансары –круговорота перевоплощений. В буддизме прекращение страданий не означает прекращения жизни в буквальном смысле.
Прекращение страданий, преодоление стремления к жизни, согласно буддизму, возможно при достижении состояния нирваны (дословно переводится как «угасание» в смысле «тушение огня»). Именно в состоянии нирваны «гасится тройственный огонь» ненависти, жадности и невежества, а ему на смену приходит любовь, благородство и мудрость. Именно это является истинным счастьем.
Состояние нирваны не уничтожает окончательно саму возможность проявления негативных факторов. Достигший нирваны человек продолжает испытывать приятные, болезненные или нейтральные ощущения, но, в отличие от других людей, у него не возникает привязанности к проявлениям жизни, т.к. он знает, что они преходящи.
Избавиться от страданий и различных привязанностей к жизни можно, согласно буддийскому учению, если следовать «среднему пути».
Средний путьпредставляет собой ряд состояний, овладев которыми буддист приближается к цели – избавлению от страданий. Существует несколько разновидностей этого пути, в котором называется различное число этапов (восьмеричный, троичный путь и др.). Смысл этого пути заключается в необходимости следовать принципу «золотой середины» во всем – от удовлетворения физиологических потребностей до нравственных норм.
Освоение каждого из этапов пути осуществляется одновременно. Элементы пути связаны с нравствено-этическими понятиями, образом жизни и духовной практикой, придерживаясь которых буддист создает условия, необходимые для видения истинной природы вещей и, соответственно, для достижения поставленной цели.
Духовное совершенствование буддиста заключается в выполнении специальных упражнений, повышающих чувствительность и восприимчивость его физического тела и его сознания. Этот процесс называют медитацией. Медитация – это искусство творческого осознания происходящего в настоящий момент. Многочисленные духовные техники базируются на двух основных формах медитации: 1) развивающей спокойствие и способность к сосредоточению и 2) развивающей интуитивное восприятие. На протяжении многовековой истории буддизма эти техники обогатились рядом других методов, используемых в таких школах как буддизм махаяны, дзэн-буддизм, тантризм.
Буддисты рассматривают личность как имеющую пять свойств: физическое тело, чувства, ментальность, желания и сознание. Физическое тело – это подверженная изменениям физическая сущность, рожденная и обреченная на смерть, для поддержания существования которой необходима пища, жидкость и кислород. Это тело является поэтому полностью зависимым от внешнего мира. В физическом теле постоянно возникают и постоянно меняются ощущения, которые можно условно обозначить как хорошие, плохие и нейтральные. В результате тех или иных ощущений возникают чувства, на основе которых, в свою очередь появляются желания, определяющие поступки человека и обеспечивающие его взаимодействие с окружающим миром. Волевые решения, в конечном счете, определяют карму человека. Активизация этих первых элементов личности формирует сознание.
Отсутствие мысли в буддистском понимании личности означает отсутствие самого мыслителя. Личностное «Я» - это лишь сумма процессов, посредством которых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление, являющееся отражением личного опыта. Эти свойства присущи человеку от рождения и определяют его как личность. В момент смерти взаимодействие этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать.
Таким образом, буддизм признает только постоянно меняющуюся психофизиологическую конструкцию.
Моральные ценности не являются самоцелью. Они представляют собой только средство, необходимое требование на пути достижения просветления сознания. Основой морали становятся условия, способствующие продвижению по пути, определенному Буддой.
Буддизм как философско-религиозное учение никогда не был застывшей, окончательно оформленной доктриной. Со временем в рамках буддизма возникло множество течений и школ. Процесс развития буддизма органично вобрал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в рамках базовых концептуальных подходов.