Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии
Ранние философские учения в Древней Индии зародились более 3,5 тысяч лет назад в рамках мифологии и религии.
Философские и религиозно-философские учения Древней Индии многообразны по своему содержанию. Это связано в значительной степени с влиянием на мировоззрение древних индийцев религиозно-мифологических представлений тех народов, которые вторгались на территорию Индии и с которыми возникали разнообразные культурные и экономические связи. Это древние арии, персы, древние римляне и греки. На развитие философских идей в более поздние века повлияли народы Ближнего Востока, исповедовавшие ислам, а после завоевания Индии Британской империей – западноевропейская христианская культура.
Что волновало философов Древней Индии, над какими проблемами они размышляли? Были ли единодушны в своих представлениях или существовали противоречивые мнения? Это вечные проблемы происхождения и сущности бытия и сознания, человека, его жизни и смерти. Основная проблема индийской философии – это человек, понимаемый как целостность.
В древнеиндийской философии мы сталкиваемся с мифологической картиной мироздания, представленной в художественной форме в устных и письменных памятниках культуры. Первоначально возникают мифы, затем – эпическая литература. Только в 1 тысячелетии до нашей эры появляются философские системы. Первые прафилософские идеи, выраженные в мифологической форме, содержатся в текстах сборников различных мифов и религиозных гимнов.
В историческом развитии индийской философии выделяют этапы:
1. ведийский период (1500 – 500 гг. до н.э.). В этот период происходит становление основных школ индуистской философии.
2. классический,или брахмано-буддийский период (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.). Период со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э. называется эпохой сутр (сутры – краткие философские трактаты, рассматривающие отдельные проблемы). Появляются учения: брахманизм, буддизм, джайнизм и другие.
3. послеклассический, или индуистский период (с 1000 г. н.э. до наших дней). Идет интенсивное развитие философских идей, формируются новые школы и направления. К концу 20 века формируется индуизм как совокупность общественной мысли, философии и религии (приложение 2).
«Веды» и «Упанишады»
Название первого периода исторического развития индийской философии связано с названием религиозно-философских трактатов «Веды». Они создавались пришедшими в Индию после V в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
В переводе с санскрита слово «Веды» означает «знание для посвященных», «тайное знание».
«Веды» - это древнейшие сборники религиозных гимнов и ритуальных песен, описаний жертвенных обрядов, заклинания против болезней и злых духов, представляющие собой памятник художественной и философской культуры Древней Индии.
В «Ведах» рассматриваются проблемы устройства мира, его законов и места человека в этом мире, т.е. они посвящены космологическим проблемам. Утверждается, что порядок вещей в природе сам по себе обеспечивает благополучие и счастье, а многочисленные боги помогают его поддерживать. Роль людей сводится к ритуальным жертвоприношениям и соблюдению возложенных на них обязанностей.
Жреческое жертвоприношение служило связующим звеном между компонентами мироздания. Древние индийцы считали, что только личностное осознание способно преодолеть хаос и неведение, которые являются препятствием на пути к целостному пониманию человеком мира и жертвоприношения помогают в этом. Впоследствии жертвоприношения сменялись магическими символами и медитацией.
С течением времени к основным текстам «Вед» добавляются сборники комментариев к ним. «Брахманы» - комментарии к «Ведам», в которых раскрывается религиозно-философское учение о Брахмане. Древние индийцы считали, что Брахман – это идеальная первооснова Вселенной. Брахманами назывались жрецы, проповедовавшие учение о Брахмане, а само учение называется брахманизм.
«Упанишады» - это философские комментарии и пояснения к «Ведам». «Упанишада» дословно означает «сидение около» ног Учителя, но чаще переводится как «сокровенное знание», «тайное учение». Основополагающая доктрина «Упанишады» – это учение о том, что лежит в основе Вселенной. В них сосредоточены основные философские понятия и представления, получившие дальнейшее развитие в более поздних учениях. В частности, в них получает дальнейшее развитие учение о Брахмане – первооснове Вселенной.
Появление «Упанишад» знаменовало собой пробуждение прафилософского самосознания, отход от религиозных догм, проповедуемых жрецами. Предфилософия «Вед» и «Упанишад» в художественной форме отражена в эпической поэме «Махабхарата».
Основные понятия древнеиндийской философии: Брахман, Атман, дхарма, карма
Учение о Брахмане является центральной концепцией древнеиндийской философии, объясняющей взаимосвязь явлений и процессов бытия. В буквальном переводе с санскрита слово «Брахман» означает «описание», «комментарий».
Все в мире имеет единое абсолютное начало – Брахман (вселенская душа), который не познаваем для обыденного сознания людей. Оно постигается только высшей религиозной интуицией. Вне Брахмана ничего нет. Все, что есть в жизни, заключено в нем как в зародыше, все пронизано им и в то же время является его воплощением. Брахман – «бытие, погруженное в вечность», нерожденное и нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время находящееся за его пределами. Брахман не причастен к миру природных, преходящих форм.
В большинстве древнеиндийских текстов Брахман – это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, т.е. то, из чего эти существа рождены и то, в чем они живут после рождения и то, куда они уходят после своей смерти.
Высший, личностный аспект Брахмана, т.е. проявления Брахмана на уровне личности отдельного человека, называется Атман. В переводе с санскрита «атман» означает «дыхание», «душа». Атман понимается не только как дыхание как таковое, но и как жизненный дух, принцип жизни. Поэтому Атман в «Упанишадах» - это обозначение субъективного начала – души. Она может пониматься как в личном плане, так и в универсальном.
В «Ведах» и «Упанишадах» развивается идея единства реальности и тождественности Брахмана и Атмана. Считается, что какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). В то же время самосознание личности определяется положением человека в обществе, его принадлежностью к той или иной социальной группе – касте (варне), которые существовали в древнеиндийском обществе.
Такое понимание Брахмана и Атмана позволяет говорить о двух противоположных тенденциях в объяснении мира: с одной стороны, подчеркивается преимущественно вещественный аспект первичного материально-духовного начала, с другой – духовный аспект в осмыслении этого начала.
Концепции Атмана и Брахмана являются ключевыми в древнеиндийской философии и имеют принципиальное значение для понимания фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания человека в его жизни.
В «Ведах» содержится учение о страдании, согласно которому жизнь человека наполнена различными страданиями. Жизнь человека представляется бесконечной чередой перевоплощений души, т.е. воплощения души после смерти тела в другое физическое тело. Прервать эту череду перевоплощений человек может, только изменив свою карму, достигнув духовного совершенства.
Карма.Это понятие является ключевым во многих учения древнеиндийской философии, хотя и имеет некоторые отличия в его осмыслении, особенно в буддизме. Буквально слово карма переводится как «действие», «дело», «жребий» и употребляется для обозначения процесса воздаяния за совершенные человеком деяния. Воздаяние, или последствия совершенного – это не очевидный результат практической деятельности. Это объективная невидимая сила и внутренний смысл жизни, скрытый от человека. Действие кармических законов распространяется, прежде всего, на нарушение (искажение) нравственно-этических норм. Карма определяет не только благополучие или проблемное существование, но и срок жизни, социальный статус личности и т.д., но и, в конечном счете, – прогресс или регресс человека (его совершенствование или деградацию) в духовном и интеллектуальном отношении. Индусы верят, что кармические последствия меняют судьбу не только (и не столько) на протяжении одного воплощения, но проявляются в будущих жизнях.
Человек, следующий велениям своего долга, получает по заслугам, то есть пользуется всеми благами, предусмотренными мировым порядком. Но, если главной целью жизни человека будет только совершенствование кармы, то исчезнет моральный смысл его деяний, образуется бессмысленная бесконечность жизней. Человек должен стремиться к свободе от соблазнов и страданий земной жизни. Такое состояние свободы в древнеиндийской философии обозначается понятием «мокша». Оно означает разрыв цепи перерождений, результатом которого является слияние индивидуального Атмана человека (души человека) со всеобщим надиндивидным Брахманом. Таким образом, преодолевается противоречивая двойственность существования человека и достигается состояние единства со всем миром. Дхарма(дословно можно перевести как «извечный порядок вещей», «правильные действия», «долг», «учение о долге»). Это понятие и соответствующая концепция, объясняющая его суть и значение, появляются в период создания ранних «Вед». Оно означает свод норм и правил, которым должен следовать человек в своей жизни, выполняя свое предназначение в этом мире. Осознание дхармы как понятия вечного и вневременного помогает приобрести человеку жизненную гармонию. По сути, это универсальный нравственный закон, устанавливающий правила общественной и личной жизни и нацеленный на достижение гармонии и счастья, хотя понятий «мораль», «нравственность» еще нет на этом этапе развития древнеиндийской философии.
Впоследствии появляется понятие, обозначающее личную дхарму (свадхарма). Это свод нравственных норм и правил, специализированный для каждой социальной группы (варны), на которые подразделялось общество в Древней Индии.
Для каждой социальной группы признавались главными свои нравственные качества. Личная дхарма определялась в первую очередь принадлежностью к одной из варн. В Древней Индии существовало разделение общества на четыре варны: священнослужители (брамины), воины (кшатрии), земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшиви) и рабы и неполноправные (шудры). Люди, не принадлежащие ни к одной из четырех составляющих общественное устройство варн, считались отверженными и занимали низшую ступеньку в социальной иерархии. Система варн является отражением соответствующих космических процессов и ценностей индуистской философии. Принадлежность человека к той или иной Варне предопределяла права и обязанности человека в обществе, в частности возможность обучаться и иметь ту или иную профессию. Например, профессию врача могли получить представители только первых трех Варн.
Вторым, определяющим личную дхарму, фактором считались жизненные этапы, которых тоже насчитывается четыре: ученичество, мирская жизнь, уединение, аскеза.
В ведийской литературе есть особые, посвященные дхарме разделы, в которых определяются жизненные цели: добродетель и достойное поведение, материальное благополучие, удовольствие, освобождение.
Впоследствии концепция дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений.
Атомизм школы вайшешика
Древнеиндийские философы пытались выявить первичные элементы в различных вещах и явлениях мира. Они утверждали, что существует единое первоначало мира и пытались отыскать этому аргументированное доказательство, выявить его материальную основу и структуру.
Делали они это по-разному, и выводы их отличались, становясь иногда взаимоисключающими.
Философское учениевайшешика возникло как самостоятельная школа примерно в IY в. до н. э. Философы школы вайшешика относились к числу древних атомистов. Они считали, что первичным элементом всех вещей и явлений мира являются мельчайшие, далее неделимые частицы – атомы. По мнению вайшешиков, атомы имели вкус, цвет, запах, температуру, но в то же время были единообразны по форме и величине.
За основу процесса познания принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, определяется конкретная категория, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущность и небытие. Все семь признаются как реальные, а значит реально все, что поддается эмпирическому (опытному) изучению, имеет конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление.
Вайшешики усматривали причину существующего мира в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму.