Тема: «Философия Древнего Востока».

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы.

Студент должен знать исторические формы формирования мировоззрения, основные философские проблемы и разделы философии, понятия «идеализм», «материализм» «бытие».

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Философия Древней Индии. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды, Упанишады. Основные понятия древнеиндийской философии (брахман, атман, дхарма, карма).

2. Атомизм школы вайшешика

3. Буддизм как философское учение.

4. Йога как философия и медицина.

5. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.

6. Философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в древнекитайских учениях.

  1. Китайская медицина.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

иметь представление: о типах мировоззренческих систем на разных этапах формирования философской мысли Древнего Востока; о формах взаимодействия Древней философии и медицины.

знать: основные философские школы древневосточной философии; основные философские категории и проблемы древневосточной философии.

ГЛОССАРИЙ

философских понятий и категорий

Атман – всепроникающее субъективное духовное начало, душа.

Аюрведа – система традиционного врачевания в Древней Индии.

Брахман- единое абсолютное начало (вселенская душа), которое не познаваемо обыденным сознанием людей.

Вайшешика– философская школа в Древней Индии.

Веды– это древнейшие сборники религиозных гимнов и ритуальных песен, описаний жертвенных обрядов, заклинаний против болезней и злых духов, представляющие собой памятник художественной и философской культуры Древней Индии.

Дао – невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им.

Даосизм– философское учение, возникшее в VI-V веках до н.э. в Древнем Китае. Основателем считается древнекитайский мыслитель Лао-цзы.

Дхарма- свод норм и правил, которым должен следовать человек в своей жизни, выполняя свое предназначение в этом мире, вечный нравственный закон.

Индуизм -совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, сформировавшихся в течение последнего тысячелетия в Индии и связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну.

Инь– космическая сила, олицетворяющая темное, женское начало мира.

Йога- совокупность религиозно-философских учений, в которых предлагаются методы достижения освобождения от страданий жизни и их теоретическое обоснование.

Карма– это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования, мировой закон причинности.

Конфуцианство – философское учение, возникшее в VI-V веках до н.э. в Древнем Китае. Основателем считается древнекитайский мыслитель Кун Фу-цзы (Кун Цю) – Конфуций.

Медитация- процесс осознания происходящего, состоящий из последователь-

ности специальных упражнений, повышающих чувствительность и восприимчивость физического тела и сознания человека.

Нирвана– понятие древнеиндийской философии,обозначающее высшее состояние, конечную цель человеческих стремлений.

Сансара– понятие древнеиндийской философии, обозначающее круговорот перевоплощений, перерождений человека.

Упанишады - сборники философских комментариев и пояснений к Ведам.

Ци - жизненная энергия.

Ян- космическая сила, олицетворяющая светлое, мужское начало мира.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите исторические этапы развития древнеиндийской философии.

2. Почему первый этап развития древнеиндийской философии называется ведийским?

3. Что такое Брахман и Атман? В чем их отличие?

4. Что такое «буддизм»?

5. В чем суть буддийского учения о страдании? Каковы пути избавления от страдания?

6. Что такое «средний путь», которым должен следовать человек?

7. Что такое «карма»? Какова ее роль в жизни человека, согласно буддийскому учению?

8. Объясните значение понятий «нирвана» и «сансара». Какова их взаимосвязь?

9. Какие идеи древнеиндийской философии используются в медицине?

10. Что такое «даосизм»?

11. Что такое «конфуцианство»?

12. Что такое «Дао»? В основе какого учения лежит это понятие?

13. Что такое Инь и Ян? Какова их взаимосвязь, согласно воззрениям древнекитайских философов?

14. Объясните значение понятий «Ци», «Ли» и «Жэнь» в древнекитайской философии.

15. Охарактеризуйте идеал человека, согласно учению Конфуция.

16. Какие идеи древнекитайской философии используются в медицине?

17. Какие проблемы рассматривались в философских учениях Древней Индии и Древнего Китая?

Задания и ситуационные задачи

1. Определите, какой закон бытия, установленный древнеиндийскими философами выражен в утверждении: «Мы таковы, какими были наши мысли вчера, наши мысли сегодня строят нашу жизнь завтра; наша жизнь есть творение нашего разума»?

2. Определите, главные идеи какого религиозно-философского учения, существовавшего в Древней Индии, составляет следующее утверждение: «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь к достижению Нирваны».

Задания в тестовой форме обучающего типа

1. Сборники древнеиндийских религиознах гимнов и песен, описаний религиозных обрядов, в которых рассматриваются космологические проблемы, называются

а) Упанишады

б) Ригведа

в) Веды

г) Махабхарата

2. Сборники философских комментариев и пояснений к Ведам называются

а) Упанишады

б) Ригведа

в) Веды

г) Махабхарата

3. Понятие древнеиндийской философии, обозначающее единое абсолютное начало, которое не познаваемо обыденным сознанием людей

а) Атман

б) Брахман

в) дхарма

г) карма

4. Понятие древнеиндийской философии, обозначающее свод норм и правил, которым человек должен следовать в своей жизни, вечный нравственный закон – это

а) дхарма

б) Атман

в) карма

г) сансара

5. Мировой закон причинности, понимаемый в древнеиндийской философии как общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его дальнейшего существования – это

а) нирвана

б) мокша

в) сансара

г) карма

6. Кармические законы влияют на

а) все сферы бытия человека во всех его жизнях

б) благополучие человека в течение одной его жизни

в) длительность одной жизни человека

г) благополучие человека в его будущих жизнях

7. Круговорот перевоплощений, перерождений человека в буддизме обозначается понятием

а) карма

б) сансара

в) нирвана

г) мокша

8. Религиозно-философское учение, возникшее в Индии в 6-5 вв. до н.э., создателем которого считается Сиддхартха Гаутама

а) буддизм

б) индуизм

в) йога

г) брахманизм

9. Главное понятие буддизма – это

а) добродетель

б) порядок

в) страдание

г) любовь

10. Жизнь человека в буддизме понимается как

а) страдание

б) путь, предопределенный свыше

в) возможность выполнить свой долг

г) феномен в развитии природы

11.Причину страданий человека в жизни буддисты видят в

а) духовном несовершенстве человека

б) физическом несовершенстве человека

в) несоверошенстве общества

г) привязанности человека к жизни

12. Освободиться от круговорота перерождений, каждое из которых несет человеку страдания, по мнению буддистов, можно

а) достигнув состояния нирваны

б) следуя срединному пути

в) достигнув состояния мокши

г) изменив свою карму

13. Процесс осознания происходящего, состоящий из последовательности специальных упражнений, повышающих чувствительность и восприимчивость физического тела и сознания человека, называется

а) медитация

б) реинкарнация

в) самоанализ

г) самосовершенствование

14. Религиозно-философское учение, возникшее во II в. до н.э., представляющее совокупность отдельных учений, предлагающее методы освобождения человека от страданий и их теоретическое обоснование – это

а) йога

б) санкхья

в) буддизм

г) веданта

15. Один из основополагающих принципов древнеиндийской этики, утверждающий право на жизнь всех живых существ – это

а) «возлюби ближнего своего»

б) принцип аскезы

в) принцип непричинения вреда никому

г) воздержание от недобродетелей

16. Медико-философские трактаты Древней Индии называются

а) «Аюрведа»

б) «Сушрута Самхита»

в) «Четыре тантры»

г) «Канон медицины»

17. Исходным теоретическим тезисом тибетской медицины является

а) телесное состояние человека зависит от духовного

б) телесное и духовное – независимые сферы жизни человека

в) духовное и телесное в человеке – неразрывное целое

г) телесное состояние человека определяет его духовное состояние

18. Целью тибетской медицины является

а) предупреждение болезней

б) достижение гармонии человека с миром

в) продление жизни человека

г) достижение физического здоровья человека

19. Идея о том, что духовное здоровье дает человеку чувство постоянства, гармонии с миром, в свою очередь, необходимо для физического и психологического благополучия, является главной в

а) Аюрведе

б) тибетской медицине

в) китайской медицине

г) йоге

20. Главным условием духовного развития и здоровья человека в тибетской медицине считается

а) следование принципу недеяния

б) следование принципу непричинения вреда

в) способность к мирному сосуществованию с окружающим миром

г) стремление человека к сохранению своего здоровья

21. Философское направление в Китае, возникшее в 6-5 вв. до н.э., основоположником которого считается мудрец Лао-Цзы – это

а) конфуцианство

б) даосизм

в) джайнизм

г) брахманизм

22. Основателем даосизма является древнекитайский

а) Конфуций

б) Иисус Христос

в) Лао-цзы

г) Будда

23. Невидимый, вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им, признаваемый в древнекитайской философии – это

а) Брахман

б) Ци

в) Дао

г) Ян

24. Понятие древнекитайской философии, обозначающее «жизненную энергию» - силу, которой обладают все одушевленные существа – это

а) Инь

б) Ян

в) Ци

г) Жэнь

25.Понятие древнеиндийской философии, обозначающее один из видов сил, упорядочивающих мир, и олицетворяющее все темное, низкое, тяжелое – это

а) Ян

б) Дао

в) Инь

г) Ци

26. Понятие древнекитайской философии, обозначающее один из видов сил, упорядочивающих мир и олицетворяющее все светлое, легкое, высокое – это

а) Ян

б) Ци

в) Жэнь

г) Инь

27. Главной идей древнекитайской философии является

а) гармония всех элементов бытия

б) законы бытия непознаваемы

в) человек – главный элемент бытия

г) мир существует по воле Бога

28. Принцип недеяния («У вэй») в древнекитайской философии означает

а) отсутствие какого-либо действия

б) полную бездеятельность

в) невмешательство в естественный мировой порядок

г) запрет на действия, приносящие зло людям

29. Направление в древнекитайской философии, зародившееся в 6-5 вв. до н.э., основателем которого считается Кун Фу-цзы, - это

а) даосизм

б) конфуцианство

в) брахманизм

г) буддизм

30. Характерной особенностью конфуцианства является развитие идеи

а) стабильности и порядка во всем

б) нестабильности мира

в) о человеке – главном элементе мироздания

г) непознаваемости законов бытия

31. Главной философской проблемой в конфуцианстве является

а) гармония в обществе

б) первооснова бытия

в) сущность человека

г) познаваемость мира

32. Идеал человека, согласно конфуцианскому учению, не включает

а) соблюдение общественных правил и ритуалов

б) принцип человеколюбия

в) постоянное стремление к приобретению знаний

г) достижение состояния отрешенности от земных потребностей

33. Среди основополагающих принципов учения Конфуция о человеке нет следующего

а) слушаться старших по возрасту и положению

б) сдерживать свои желания, избегать излишеств

в) формировать независимый стиль мышления

г) следовать принципу человеколюбия

34. Древнекитайское философское учение о пяти первоэлементах (огонь, вода, дерево, металл, земля)

а) имеет только историко-философскую ценность

б) объясняет строение материального мира

в) является составной частью теоретической базы китайской медицины

г) имеет научное обоснование

35. Нарушение соотношения инь и ян в организме человека при избытке или недостатке ци китайские врачи считали причиной

а) возникновения болезней

б) смерти человека

в) рождения нового человека

г) отставания в умственном развитии

36. Здоровье в китайской медицине понимается как

а) благополучие духовное и физическое

б) гармония первоэлементов, составляющих тело человека

в) гармоничное распределение ци по меридианам тела человека

г) духовный контакт с Дао

37. Нарушение правильного взаимодействия первоэлементов организма человека, согласно канонам китайской медицины, является

а) проявлением болезни

б) нарушением взаимосвязи с миром

в) результатом воздействия окружающей среды

г) проявлением здоровья

38. В организме человека жизненная энергия ци

а) обеспечивает связь с Дао

б) определяет момент смерти человека

в) обеспечивает процесс духовного совершенствования

г) поддерживает баланс физиологических процессов

39. Суточный кругооборот жизненной энергии в организме человека, согласно медико-философским взглядам древних китайцев, - это проявление

а) высшего закона природы Дао

б) закономерностей жизнедеятельности организма

в) духовного роста человека

г) влияния окружающей среды

40. Метод лечения в древнекитайской медицине, основанный на учении о жизненной энергии ци – это

а) иглоукалывание

б) фитотерапия

в) магнитотерапия

г) гомеопатия

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ.ред. Т.И.Фролова. – М.:Политиздат, 1989.

Дополнительная

1. Восточная философия / Авт. – сост. М.В. Адамчик. – Мн.: Харвест, 2006.

2. Дао и даосизм в Китае. Сборник статей. – М.,1982.

3. Древнеиндийская философия. Начальный период. Пер. с снскрита. Подготовка текстов, вступит. Статья и коммент. В.В. Бродова. – М.: «Мысль», 1972.

4. Древнекитайская философия: Собр. Текстов в 2-х томах. – М.: Мысль, 1972 –1983.

5. История философии. Учебник для ВУЗов. Отв. Ред. В.П.Кохановский, В.П.Яковлев. - «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999 г.

6. Религиоведение: Учебное пособие, 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

7. Философия: Часть первая: История философии: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.И.Кириллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. – М.: Юристъ, 2002.

8. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.

9. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

10. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ. – М.: Селена, 1994.

Темы рефератов

1. Представления о жизни и смерти в древнеиндийской философии.

2. Учение о добродетелях в буддизм и его значение для современной

культуры.

3. Здоровье человека в древнеиндийской философии и медицине.

4. Философские идеи Тибетской медицины.

5. Учение об Инь и Ян в древнекитайской философии.

6. Учение Конфуция об идеальном человеке.

7. Учение Конфуция об идеальном государстве.

8. Гармония мира и человека в даосизме.

9. Философские основы иглорефлексотерапии.

10. Фэнь-шуй – практическая философия.

Литература для подготовки рефератов

1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1985.

3. Гусева Н.Р. Многоликая Индия. – М., 1987.

4. Давид-Неэль А. Магия и тайна Тибета / Пер. с англ. Е.А. Дорониной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

5. Древние цивилизации/ Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.,1989.

6. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.

7. Конфуций. Суждения и беседы / А.А. Маслов. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8. Кравцова М. История культуры Китая.- СПб.: Издательство «Лань», 1999.

9. Малявин В. Конфуций. – М.,1992.

10. Маслов А.А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

11. Рапгай Л. Тибетская книга целительства / Пер. с англ. Ю.Бондарева. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002.

12. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений - 3-е изд., перер. и дополн. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю.Бондарева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

14. У ВэйСинь. Фэншуй: рецепты здоровья на каждый день. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.

15. У ВэйСинь. Цигун против рака. Управление жизненной энергией. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006.

16. У ВэйСинь. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. – СПб., М., 2002.

17. Свами Шивананда. Йога и здоровье. Перев. С англ. А. Соломарский. – К.:

«София», 2002; М.: ИД «Гелиос», 2002.

18. Фицджералд Ч.П. История Китая / Пер. с англ. Л.А. Калашниковой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

Информационный блок

Введение

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих циви­лизаций, классовых обществ и государств – местом зарождения древних культур. Древние народы, населявшие Индию, Китай, Египет и Вавилон, обладали высокой духовной культурой. Они создали самобытную культуру, в которой сочетались их религиозные верования и обряды, национальные традиции, мифологические представления, элементы научного и практического опыта. Значительное место в духовной культуре стран Древнего Востока занимает философия и медицина. Здесь в конце II – начале I тысячелетия зародились основы прафилософской мысли.

Древневосточная философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в развитие человеческой цивилизации.

Восточная философия условно разделяется на Древнеиндийскую и Древнекитайскую. Именно на территории Индии и Китая зародились первые философские учения Востока. Основные философские течения, возникшие в Индии и Китае в древности, существуют в модернизированном виде и до сих пор.

Философские идеи древневосточных мыслителей имеют тесную взаимосвязь с медициной. Современные подходы к пониманию здоровья и болезни во многом сходны с их трактовкой в восточной философии и медицине, а ряд методов нетрадиционной медицины (фитотерапия, иглотерапия, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика и др.) применяются в современной медицине.

Изучение данной темы особенно актуально в социокультурных условиях Северо-Кавказского региона, для которого характерно сочетание многих элементов восточной и западной культур, в том числе и в области медицины.

Особое значение имеет этическая составляющая религиозно-философских теорий Древнего Востока, в которых провозглашаются высоко гуманные нравственные ценности.

Философия Древней Индии

Философия Древней Индии имеет ряд особенностей, выделяющих ее в самостоятельную область мировой философии. К ним относятся: 1) признание всех аспектов опыта человека, а не только чувственного;

2) универсальная практическая направленность. Индийская философия существует для жизни и должна открывать все ее сферы: этическую, психологическую, религиозную, познавательную, физиологическую и т.д.

3) признание субстанциального единства всех существ;

4) убеждение, что субстанциальная реальность может познаваться разными путями и, следовательно, имеются разные пути к совершенству, любой из которых может быть принят в соответствии с внутренней склонностью человека;

5)утверждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого индивида.

Наши рекомендации