Похоронные обычаи и взгляд на смерть
Различные культуры по-разному относятся к телу умершего и различают обычаи захоронения. Некоторые из различных способов сохранения тела включают замораживание, обезвоживание, вскрытие, или мумификацию. Некоторые люди хоронят мертвых в земле, а другие кремируют их. Некоторые люди практикуют захоронения в море, другие соблюдают открытые захоронения.
Как буддисты относятся к мертвым во многом похоже на некоторые культуры, описанные выше,с двумя важными отличиями. Во-первых, буддисты выступают в защиту практики отказа от перемещения тела до восьми часов после смерти. Во-вторых, буддисты рекомендуют нам не плакать громко рядом с телом,так как наши крики будут беспокоить мертвых.
Почему нам не следует двигать тело до восьми часов после смерти?На самом деле у этого буддийского обычая есть научные основания.После того, как легкие перестают дышать, а сердце перестает биться, нервная система все еще продолжает функционировать.Кроме того, в подсознании умершего по-прежнему может оставаться некоторая осознанность. Человек может быть мертв клинически, но не полностью. Поэтому, когда кто-то умирает, мы не должны двигать тело вне зависимости от того лежит ли оно, сидит, или полулежит на кровати. Если мы попытаемся перенести тело, то, возможно, вызовем дискомфорт, который в свою очередь, заставит умершего обидиться и рассердиться. Так как состояние души умершего может повлиять на его или ее перерождение, желательно не переносить тело в течение восьми часов после смерти.
В буддийской литературе, есть история о том, как потревоженое тело мертвого может привести к некоторым непреднамеренным, зачастую печальным, последствиям. Однажды царь, бывший преданным буддистом, умер. Королевская семья собралась вокруг тела и приняла бдение. Случилось так, что на нос царю приземлился комар. Один из членов королевской семьи пытался спугнуть комара, но промахнулся и в конечном итоге ударил царя.Царь был очень раздражен и разгневался, в результате чего он переродился питоном.
Существует еще одна причина, почему мы должны ждать восемь часов перед перемещением тела умершего. Вполне возможно, что когда кто-то сидит в медитации,он может войти в состояние медитативной концентрации, при котором пульс становится почти невозможно обнаружить. Для тех, кто не знаком с практикой медитации, человек в медитативной концентрации может показаться мертвым. Есть история о старом монахе, который достиг медитативной концентрации в одной из своих медитативных сессий. Когда его молодой ученик почувствовал его пульс и обнаружил, что он не дышит, то решил, что монах скончался. И он кремировал тело. Когда старый монах вышел из медитативной концентрации, он не смог найти своего тела. Позднее народ в храме могли слышать как монах кричал днём и ночью, "Где это мой дом!Где мой дом?" Люди в храме были расстроены его плачем, и попросили его лучшего друга помочь монаху. Друг приехал в храм и тихо сел. Когда старый монах в очередной раз искал свой дом (то есть своё тело), его друг громко сказал "Иди. Почему ты все еще хочешь возиться с этим домом?"Когда старый монах, услышал это, он сразу же достиг просветления, и больше никогда не искал свой дом.
В старину, когда не было точного способа выяснить умер ли человек, этот буддийский обычай не двигать тело умершего в течение восьми часов было защитой от ошибок. В книге под названием "Истина Смерти", есть глава о человеке, который ошибочно был принят за мертвого. Это был китайский обычай собирать кости умерших через несколько лет после их ухода.Прошло много лет, и семья решила, что пора открыть гроб, и упаковать его кости. Когда открыли гроб, они ужаснулись найдя голову повернутой, и его конечности были согнуты в положение плода. Семья предположить, что они ошиблись, признав его мертвым, и он просто был в обмороке. Какой ужас должно быть он пережил, когда проснувшись, обнаружил себя в гробу. Таким образом, буддийский обычай не двигать тело мертвого по восемь часов создан не без причины. Он также дает семье время успокоиться и оставить умершего в тишине и покое.
В течение восьми часов ожидания, лучше если семья помогает умершему, повторяя имя Будды. Таким образом, умерший может успокоить свой ум именем Будды в то время как он или она совершают путешествие в другое рождение. Мы должны помнить, что нельзя громко плакать рядом с умершим. Если мы не можем контролировать себя и плачем, мы должны делать это вдалеке от покойного. Хотя тело может быть жестким и холодным, сознание все еще может присутствовать в нём. Наше горе может причинить массу душевной боли умершему и стать помехой для умершего перейти к другому рождению.
Собственно, нужно ли нам скорбеть по поводу смерти человека? Мы можем думать о смерти как об отъезде на отдых и можем радоваться о счастливой и приятной поездке, которая ждет умершего. Когда наши близкие умирают, мы можем думать о них как уходящих в рай или ставших Буддой. Мы можем думать о смерти как о переходе в Чистую Землю Конечного Сияния, земля, где нет страданий. Разве это не чудесно? В буддизме, мы смотрим на смерть как начало новой жизни, как куколка превращающаяся в красивую бабочку или цыпленка вырывающегося из своей скорлупы. Почему мы, живые, стараемся удержать умершего и чувствовать себя так горько за тех, кто умирает?
Что касается похорон, буддизм поддерживает кремацию. Это и удобно и безопасно, особенно в густонаселенных районах. В отличие от захоронения в землю, кремация не требует много места, она также является относительно недорогим. Я помню как пожилой монах как-то сказал мне: "После того как я умру, пожалуйста, бросьте мой пепел в океан рыбам и креветкам. Таким образом, я смогу построить хорошие причинные отношения с морскими существами." Такой свободный взгляд на жизнь и смерть резко контрастирует с эгоцентрической тенденцией большинства из нас. Некоторые люди очень эгоистичны и жадны. Пока они живы, они хотят приобрести этот земельный участок или иной участок земли для себя. Когда они умирают, то хотят конкурировать с живыми на лучший и самый просторный могильник. Смешно!
Кто-то из вас возможно скажет, что буддийские похороны достойны, но слишком просты. Как мы можем показать нашу любовь к умершим, если у нас нет проработанной церемонии или если мы не хороним мертвых в богато украшенном захоронении? Я думаю,что ответ на этот вопрос на самом деле имеет дело с чьим-либо взглядом на смерть. Если мы можем отпустить жизнь и смерть, мы не будем ограничиваться социальными обычаями в отношении того, что подходит по организации похорон. Чжуан-цзы, знаменитый древний китайский философ, был тем, кто не чувствовал себя ограниченым социальными обычаями. Когда он умирал, его ученики собрались, чтобы обсудить организацию его похорон. Чжуан-цзы, услышав дискуссию, засмеялся и сказал: "Небо и земля - мой гроб, солнце и луна - мои украшения, звезды - мои драгоценные камни, и у меня есть весь мир, сопровождающий меня в моих похоронах. Разве этого недостаточно? Есть что-нибудь более величественное?"
Ученики были в недоумении и ответили: "Мы не можем этого сделать. Если мы оставим ваше тело открытым, вороны и орлы придут и будут клевать ваше тело. Будет лучше, если мы используем подходящий гроб ".
Чжуан-цзы улыбнулся и сказал: "Какая разница? Если вы оставите мое тело под открытым небом, вороны и орлы придут и будут клевать мое тело. Если вы похороните мое тело в гробу, личинки муравьев также придут питаться моей плотью. Почему вы отбираете корм у ворон и отдаете его муравьям? Почему вы так несправедливы? "
Не достаточно просто надлежащим образом организовать похороны, мы также должны иметь надлежащий взгляд на смерть.Если мы сможем сэкономить на похоронах и использовать эти деньги на благотворительность, мы поможем умершим оставить свою любовь живым. Если позволяют обстоятельства, мы должны без колебаний принимать участие в программах донорских органов для спасения жизни тех, кто в этом нуждается. Когда мы имеем правильный взгляд на смерть, мы будем иметь возможность организовывать похороны мудро, и таким способом, которые помогают и живым и мертвым.
Как и буддисты и небуддисты,смотрят на смерть? Буддисты не рассматривают смерть как уничтожение или вечный сон. Буддисты рассматривают смерть как переход из одного дома в другой, из одной среды в другую. В сутрах, есть много притч о смерти.
Смерть как новое рождение
Смерть - это начало [другой жизни], это не конец. Процесс смерти может быть сравним с изготовлением масла из семян кунжута или изготовление масла из молока.