Некоторые технические замечания о проведении психоделических сессий
Как использовать это руководство
Очень важно использовать данное руководство для чтения во время подготовительного периода. Прочитав Тибетское Руководство, человек сможет быстро распознавать симптомы и переживания, которые вызывают у него страх лишь потому, что он не понимает происходящего. Распознавание является ключевым словом.
Кроме того, эту книгу следует использовать для того, чтобы не попасть в ловушку параноидальных состояний или чтобы восстановить состояние Первого Бардо, если оно было утрачено. Если в начале опыта появляется свет, возникает ощущение покоя, мистического единения, понимания и если это состояние сохраняется на протяжении всего путешествия, то нет никакой необходимости помнить это руководство или перечитывать его. Мы заглядываем в маршрутную карту только тогда, когда сбиваемся с пути или хотим изменить маршрут. Однако, как правило, эго упорно цепляется за свою прежнюю игру. На какое-то мгновение путешественник может почувствовать дискомфорт или замешательство, и если такое случается, другие участники сессии не должны поддаваться этому состоянию или проявлять встревожеппость. Они должны сохранять спокойствие и сдерживать свою "игру помощи". Особенно следует избегать роли "врача".
Если в какой-то момент вы почувствуете, что боретесь за возвращение к обычной реальности, то можете (по предварительному соглашению) прибегнуть к помощи более опытного человека — близкого вам товарища по путешествию или постороннего, которому вы доверяете, — с тем, чтобы он почитал вам наставления из этого руководства.
Наставления, предназначенные для чтения во время сессии, приведены в Части IV. Каждый из основных описательных разделов "Тибетской книги мертвых" содержит соответствующий текст наставлений. Можно заранее записать избранные отрывки на магнитофон и просто включать его по мере необходимости. Цель у этих наставлений всегда одна — возвращать путешественника к первоначальному состоянию трансцендеиции Первого Бардо и помогать ему удержаться в нем как можно дольше.
Третьим возможным способом применения этого руководства может быть составление «программы» сессии, в которой используются отрывки из текста наставлений. В этом случае цель будет состоять в том, чтобы сознательно привести путешественника к одному из видений или провести его через ряд видений. Наставник путешественника или его друг мог бы при этом читать соответствующие выдержки, показывать слайды или изображения фигур, символизирующих происходящие процессы, включать тщательно подобранную музыку и так далее. Можно предусмотреть использование шедевров искусства и спланировать психоделическую сессию так, чтобы умело задействованные и удачно представленные символы способствовали продвижению путешественника через экстатические видения хитросплетений Игры.
Планирование сессии
При планировании сессии прежде всего следует решить, какова будет ее цель. Классический индуизм предлагает четыре возможных цели:
(1) Укрепление личности, углубление интеллектуального понимания, умение глубоко постигать самого себя и мир культуры, улучшение жизненной ситуации, ускоренное обучение, профессиональное совершенствование.
(2) Служение, помощь другим, излечение, реабилитация, духовное возрождение близких людей.
(3) Развлечение, чувственное наслаждение, эстетическое удовольствие, углубление межличностных контактов, чистое переживание.
(4) Трапсцендеиция, освобождение от эго и пространственно-временных границ; достижение мистического единения.
Данное руководство сконцентрировано преимущественно на последней цели — достижении освобождения и просветления. Это не только не исключает других целей, а фактически обеспечивает их осуществление, поскольку для достижения просветления требуется, чтобы человек был способен выйти за пределы игровых проблем личности, за пределы своей роли и профессионального статуса. Человек, прошедший через такой опыт, может заранее посвятить свой новый опыт любой из четырех целей. Данное руководство будет помощником и в этом случае.
Если группа людей решила провести совместную сессию, эти люди должны либо прийти к общему соглашению относительно цели сессии, либо, по крайней мере, знать о целях друг друга. Если решено, что сессия будет иметь «программу», тогда участники должны разработать эту программу совместно или поручить ее составление одному из членов группы. Неожиданные или нежелательные действия со стороны кого-либо из участников легко могут «завлечь» остальных путешественников в ловушку параноидальных иллюзий Третьего Бардо.
Кроме того, путешественник, особенно при индивидуальной работе, может стремиться либо к эк-стравертгюму, либо к интровертиому опыту. В эк-стравертном опыте трансцевдировапия происходит экстатическое единение «я» с внешними объектами (например, цветами или другими людьми). В иит-ровертппом состоянии происходит экстатическое единение «я» с внутренними жизненными процессами (светом, волнами энергии, органическими процессами, биологическими формами и т. п.). Конечно, и экстравертное, и интровертное состояния могут оказаться скорее негативными, чем позитивными, в зависимости от позиции путешественника. Состояние также может быть либо преимущественно концептуальным, либо преимущественно эмоциональным. Таким образом, существует восемь разновидностей опыта (четыре позитивных и четыре негативных), описанных более полно при рассмотрении 2–5 Видений Второго Бардо.
При планировании экстравертного мистического опыта на сессию необходимо принести предметы, имеющие символическое значение, чтобы ориентировать сознание в желаемом направлении. Это могут быть свечи, картины, книги, благовония, музыка или записанные на магнитофон отрывки текста. Интровертный мистический опыт требует устранения всех внешних раздражителей: света, звуков, запахов, движения.
Способ общения с другими участниками тоже должен быть оговорен заранее. Вы можете условиться об использовании определенных сигналов, которые без слов указывают на дружеское расположение. Можно использовать физический контакт — рукопожатие, объятия. Однако следует оговорить заранее, что будет означать такой способ общения, чтобы избежать ложных игровых интерпретаций, которые могут возникнуть в состоянии повышенной восприимчивости, сопутствующей трапсцепденции эго.
Препараты и дозы
Психоделическим ("проясняющим ум") действием обладают многие химические соединения и многие растения. Наиболее широко используемые препараты этого типа перечислены здесь с указанием доз для нормального взрослого человека среднего возраста. Предназначенная для приема доза зависит от цели сессии, поэтому приведены две величины. В первой колонке дается доза, которая должна быть достаточной для неопытного человека, чтобы он смог войти в трансцендентные миры, описываемые в данном руководстве. Во второй колонке дается меньшая доза, которая предназначена для более опытных людей или для участников групповых сессий.
ЛСД-25 (диэтиламид лизергиновой кислоты) 200–500 мг / 100–200 мг
Мескалин 600–800 мг / 300–500 мг
Псилоцибин 40–60 мг / 20–30 мг
Если препарат вводится оралыю на пустой желудок, он начинает действовать примерно через 20–30 минут для ЛСД и псилоцибина и через один-два часа для мескалина. Продолжительность сессии обычно составляет от восьми до десяти часов для ЛСД и мескалина и от пяти до шести часов для псилоцибина. При внутримышечном введении ДМТ (диметилтриптамипа) с использованием дозы 50–60 мг опыт будет приблизительно эквивалентен опыту при введении 500 мг ЛСД, однако его продолжительность составит только 30 минут.
Некоторые считают полезным перед сессией принимать дополнительно другие препараты. Например, люди, страдающие очень высокой тревожностью, могут принять от 30 до 40 мг либриума примерно за час до начала, чтобы успокоиться и расслабиться. Используется также метедрин, создающий приятное эйфорическое настроение перед сессией. В некоторых случаях людям с повышенной нервозностью рекомендуется принимать психоделические препараты по особому графику: например, можно сначала принять 200 мг ЛСД, а затем «усилить» его действие, приняв еще 200 мг после того, как человек привыкнет к состоянию, вызванному психоделиком.
Иногда появляется тошнота. Обычно это психический симптом, указывающий на страх, — так к нему и следует относиться. Однако в некоторых случаях, в частности при использовании семян ипомеи и пейота, тошнота может иметь физиологическую причину. Тошноту можно предотвратить, приняв заранее такие препараты, как марезин, бонамин, драмамии или тигаи.
Если во время сессии человек попадает в ловушку повторяющейся обыденной игры, то такую установку иногда удается «переломить» приемом 50 мг DMT или даже 25 мг декседрииа или метед-рина. Конечно, эти дополнительные препараты даются человеку только с его согласия.
В случае крайней необходимости для прерывания действия психоделических препаратов может использоваться торазин (100–200 мг внутримышечно) или другие транквилизаторы фе-нотиазиновой группы. Однако их не стоит принимать только потому, что путешественник или наставник чем-то напуганы. Вместо этого разумнее прочитать соответствующие разделы Третьего Бардо.[25]
Подготовка
Психоделические препараты не являются наркотиками в обычном смысле этого слова. Они не дают специфической реакции и не влекут за собой соматических или психических последствий.
Специфическая реакция практически не связана с химикатом, а в основном зависит от настройки и аккомпанимеита, то есть от подготовки и окружения. Чем лучше проведена подготовка, тем больше экстаз и глубже откровения. Окружение — в частности, поведение других участников — особенно важно для первой сессии и для сессии с участием неподготовленных путешественников. Для тех, кто готовился вдумчиво и серьезно, окружающая обстановка не имеет значения.
Настрой включает в себя два аспекта: долговременный и непосредственный.
Долговременный настрой основывается на личной истории путешественника, его одаренности. Особенности вашей личности — ваши страхи, желания, конфликты, чувство вины, тайные страсти — определяют вашу иитепретацию любой ситуации, включая и психоделическую сессию, и ваше умение справиться с ней. Пожалуй, наиболее важны механизмы реагирования на страх — обычно это бывает оборонительная, защитная реакция. Для легкого и непринужденного обучения необходимы такие качества, как гибкость, доверие, религиозность, искренность, смелость, сердечность, творческие способности. Жесткость, желание все контролировать, недоверие, цинизм, ограниченность, трусость, холодность вносят напряженность в любую возникающую ситуацию. Главное — это способность к постижению. Не имеет значения, сколько помех в записи, поскольку, человек, хоть немного разбирающийся в своем собственном записывающем устройстве и способный распознать, когда оно работает не так, как хотелось бы, лучше приспосабливается к любым неожиданностям — даже к внезапному крушению собственного эго.
Тщательная подготовка к сессии предусматривает обсуждение с наставником особенностей личности путешественника и планирование того, как лучше справиться с ожидаемыми эмоциональными реакциями, когда они появятся.
Непосредственный настрой касается ожиданий по поводу самой предстоящей сессии. Подготовка сессии имеет решающее значение, поскольку от нее зависит, как будет разворачиваться опыт. Людям свойственно привносить свою личную и социальную игру в любую новую ситуацию. Необходимо заранее тщательно продумать сессию, чтобы предотвратить привнесение ограничивающих установок.
Ожидания, связанные со здоровьем. Некоторые слабо подготовленные люди неосознанно привносят в опыт медицинский аспект. Они выискивают симптомы, истолковывают каждое новое ощущение как проявление болезни, навязывают руководителю роль врача и в случае, если развивается тревожность, просят прервать это состояние немедленным новым рождением с помощью химических препаратов, то есть транквилизаторов. Иногда приходится слышать о плохо спланированных, случайных сессиях, проводимых без руководителя, которые заканчиваются тем, что субъект требует госпитализировать его и т. п. Еще больше проблем возникает, если руководитель сам использует медицинскую модель, следит за симптомами и готов прибегнуть к госпитализации, чтобы обезопасить самого себя.
Бунт против условностей для некоторых может стать причиной употребления психоделиков. Идея сделать что-то "из ряда вон выходящее" или не вполне приличное — это наивная установка, которая может определенным образом окрасить опыт.
Интеллектуальные ожидания уместны, когда субъект имеет уже достаточно большой психоделический опыт. ЛСД действительно предоставляет огромные возможности для ускоренного обучения и достижения успеха в научных исследованиях. Однако в первых сессиях интеллектуальное реагирование может стать ловушкой. Тибетская книга неустанно предупреждает об опасностях рационализации. "Отключите свой ум" — это наилучший совет для начинающих. Контроль вашего сознания подобен инструкции по пилотированию. Только после того, как вы научитесь проводить свое сознание через состояние освобождения от эго, в психоделическую сессию можно включать интеллектуальные упражнения. Лучше всего концептуальные исследования проводить на последнем этапе сессии. Это специальное руководство предназначено для того, чтобы на максимально долгий срок освободить вас от вашего вербального ума.
Для религиозных ожиданий уместен тот же совет, что и для ожиданий интеллектуальных. На первой сессии лучше всего плыть по течению, оставаясь "иа плаву" как можно дольше, и отложить теологические интерпретации до окончания сессии или до следующих сессий.
Ожидания развлечения и эстетического наслаждения естественны. Вне всякого сомнения, психоделические сессии дают возможность переживать экстатические моменты, которые затмевают любую личную или культурную игру. Чистое переживание может полностью захватить пробужденное сознание. Духовная близость с другими людьми достигает высоты Гималаев. Эстетическое наслаждение от музыки, живописи, растений, от живой и неживой природы усиливается в миллионы раз. Но все эти реакции могут оказаться игрой эго в Третьем Бардо: "Я переживаю этот экстаз. Как мне повезло!". Такие реакции могут оказаться либо болезненными ловушками, мешающими субъекту достичь чистого состояния свободы от эго (Первого Бардо), либо шедеврами творчества Второго Бардо.
Запланированные ожидания. Данное руководство готовит человека к мистическому опыту в соответствии с тибетской моделью. Мудрецы Снежных Вершин обнаружили свою искушенность в житейских делах и тонкое понимание человеческой психологии, поэтому адепт, изучивший данное руководство, будет прекрасно подготовлен к путешествию, поскольку составляющее его основу учение по широте охвата и многозначности намного превосходит любую западную психологическую теорию. Тем не менее, мы вполне понимаем, что модель сознания "Бардо Тодол" , несмотря на грандиозный размах, все же является человеческим артефактом, галлюцинацией Второго Бардо.
Некоторые практические рекомендации. Субъект должен выделить для своего опыта не меньше трех дней: один день до сессии, день на сессию и день после нее. Такое расписание гарантирует снижение внешнего давления и большее спокойствие во время путешествия.
Прекрасной подготовкой к сессии являются беседы с теми, кто уже побывал в путешествии, хотя надо знать о том, что все описания несут на себе следы галлюцинаторной природы Второго Бардо. Еще одним ценным методом подготовки является наблюдение за проведением сессии. Возможность увидеть, как другие ведут себя во время сессии и после нее, придает ожиданиям субъекта понятную, определенную форму.
Обычный способ стать более осведомленным состоит в чтении книг о мистическом опыте. Чтение описаний личного опыта других людей (Олдос Хаксли, Алаи Уотте и Гордой Уоссоп написали прекрасные отчеты) — это еще одна возможность подготовки.
Медитация является, пожалуй, наилучшим способом подготовки к психоделической сессии. Те, кто проводил время в уединении, стараясь управлять своим сознанием, остановить поток мысли и достичь высокого уровня концентрации, являются наилучшими кандидатами для участия в психоделической сессии. Они подготовлены к состоянию освобождения от эго. Они воспринимают этот процесс не как странное малопонятное событие, а как долгожданную цель.
Окружающая обстановка
Первой и самой важной вещью, о которой нужно помнить при подготовке к психоделической сессии, является обеспечение надлежащей обстановки, которая бы ограждала от обычной социальной и межличностной игры и от непредусмотренных отвлекающих влияний и вмешательств. Путешественник должен быть уверен в том, что его не побеспокоят посетители или телефонные звонки, способные ввергнуть его в галлюцинаторную активность. Необходимы доверие к окружению и уединенность.
Очень важно выделить несколько свободных дней (обычно не менее трех), чтобы опыт протекал естественно и было достаточно времени для размышлений и медитации. На протяжении этих трех дней следует строго придерживаться расписания, не отвлекаясь на другие дела, поэтому все необходимое надо приготовить заранее. Поспешное возвращение к состоянию вовлеченности в игру затуманит ясность видения и снизит эффективность обучения. Если сессия проводилась в группе, членам группы очень полезно оставаться вместе после сессии, чтобы поделиться впечатлениями и обменяться опытом.
Есть различия между ночными и дневными сессиями. Многие говорят, что они чувствуют себя более комфортно вечером, и, следовательно, в это время их переживания более глубоки и насыщенны. На начальном этапе человек должен выбирать подходящее время суток в соответствии со своим темпераментом. Позже он может при желании испытать разницу в опыте между ночной и дневной сессиями.
Точно так же есть различие между сессиями, проводимыми вне помещения и внутри него. Природное окружение — например, сады, пляжи, лес — оказывает специфическое воздействие, которому кто-то захочет подвергнуться, а кто-то нет. Здесь важно, чтобы человек чувствовал себя
максимально комфортно, где бы ни проводилась сессия — в собственной комнате или под ночным небом. Привычная обстановка помогает человеку чувствовать себя уверенно в периоды галлюцинаций. Если сессия проводится в помещении, надо продумать убранство комнаты и подобрать объекты, которые путешественнику захочется увидеть во время опыта.
Следует заранее позаботиться о музыке, освещении, запасе еды и питья. Многие говорят, что во время сессии они не хотят есть, а после сессии предпочитают простую, старую-добрую пищу, хлеб, сыр, вино и свежие фрукты. Обычно голод здесь ни при чем. Обостряются все чувства, поэтому вкус и запах свежего апельсина оставляют неизгладимое впечатление.
Во время групповой сессии очень важно убранство комнаты. Обычно человек не любит слишком долго стоять или прохаживаться, поэтому необходимы кровати или матрасы. Расположить их можно по-разному. Можно посоветовать размещение кроватей спинками друг к другу в форме звезды. Возможно, кто-то решит поставить несколько кроватей рядом, а одну или две в в стороне, в расчете на тех, кто пожелает отделиться от остальных. Желательно подготовить дополнительную комнату для того, кто захочет уединиться на некоторое время.
Если предполагается слушать музыку или смотреть слайды с изображением полотен живописи или предметов религиозного культа, то необходимо позаботиться, чтобы при этом все члены группы чувствовали себя комфортно. В групповой сессии все решения относительно целей, окружающей обстановки и т. п. должны приниматься совместно и открыто.