Т. Лири, Р. Метцнер, Р. Олперт

Т. Лири, Р. Метцнер, Р. Олперт

Психоделический опыт

Руководство на основе "Тибетской книги мертвых"

Настоящая версия "Тибетской книги мертвых"

посвящается

ОЛДОСУ ХАКСЛИ

(26 июля 1894 — 22 ноября 1963)

с глубоким восхищением и благодарностью

— Если бы ты пошел не тем путем, — сказал я в ответ на вопрос исследователя, — все случившееся стало бы доказательством заговора против тебя. Все само собой это бы подтверждало. Нельзя было бы вздохнуть, не поняв тут же, что это часть злодейского плана.

— Так, на ваш взгляд, вы знаете, где находится безумие?

Ответ мой был уверенным и прочувствованным:

— Да.

— А вы не смогли бы им управлять?

— Нет, я не смог бы им управлять. Если начать, в качестве главных посылок, со страха и ненависти, пришлось бы идти до конца.

— Ты был бы в силах зафиксировать свое внимание на том, что "Тибетская книга мертвых" называет Чистым Светом? — спросила жена.

Я был в сомнении.

— Можно ли было не подпускать к себе зло, если бы ты смог его удержать? Или ты был бы не в силах его удерживать?

Какое-то время я обдумывал этот вопрос.

— Вероятно, — ответил я наконец, — я смог бы — но только если там был бы кто-то, рассказывающий мне о Чистом Свете. Нельзя сделать это в одиночку. Полагаю, именно в этом суть тибетского ритуала — кто-то сидит там все время и рассказывает что к чему.[1]

Авторы работали в Гарвардском университете над экспериментальной программой, связанной с изучением эффектов, возникающих при применении ЛСД и других психоделических препаратов, до того момента, пока в средствах массовой информации не поднялась шумиха по поводу интереса студентов к наркотикам, что привело к прекращению их экспериментов. С тех пор авторы продолжали свою работу вне стен академических учреждений.

"Тибетская книга мертвых" цитируется по изданию: The Tibetian Book of the Dead or The After-Death Experiences on the Bardo Plane / Перевод Ламы Кази Дава-Самдут; комментатор и издатель В. И, Эваис-Вептц. Ссылки на это издание помечены "Evans-Wentz".

Предисловие

Введение

Психоделический опыт — это путешествие в новые области сознания. Сфера действия и содержание этого опыта беспредельны, а его отличительной особенностью является выход (трансцен-денция) за пределы вербальных понятий и пространственно-временных измерений, за пределы эго, или личности. К такого рода опыту расширенного сознания можно прийти разными путями: с помощью сенсорной депривации, упражнений йоги или систематической медитации; этот опыт может иметь место в минуты религиозных или эстетических экстазов, а также может возникать спонтанно. В последнее время этот опыт стал доступным любому человеку, благодаря открытию таких психоделических препаратов, как ЛСД, пси-лоцибин, мескалин, DMT и так далее.[2]

Конечно, сам препарат не является причиной опыта трансцендеиции. Он действует просто как химический ключ: открывает сознание, освобождает нервную систему от привычных моделей и конструкций. Характер опыта почти полностью определяется окружением и установкой. Под установкой подразумевают степень подготовленности индивидуума, включая структуру его личности и состояние психики на данный момент. Окружение составляют физические факторы — погода, воздух в помещении; социальные факторы — отношения присутствующих друг к другу; и культурные факторы — преобладающий взгляд на природу реальности. Именно поэтому существует необходимость в руководствах и путеводителях. Их назначение состоит в том, чтобы дать возможность человеку понять новую реальность расширенного сознания. Они служат картами тех новых внутренних территорий, которые открываются благодаря достижениям современной науки.

Каждый исследователь рисует свою собственную карту. Различающиеся между собой руководства написаны на основе разных моделей: научных, эстетических, терапевтических. Тибетская модель, лежащая в основе настоящего руководства, предназначена для того, чтобы научить человека направлять и контролировать свое пробужденное сознание на пути к достижению особого уровня понимания, которое называют освобождением, озарением или просветлением. Если руководство прочитано несколько раз перед предстоящей сессией, и если на сессии присутствует пользующийся доверием человек, освежающий память путешественника во время опыта, то сознание последнего будет освобождаться от игры, лежащей в основе так называемой «личности», а также от тех положительных или негативных галлюцинаций, которыми часто сопровождаются состояния расширенного сознания. "Тибетская книга мертвых" на тибетском языке называется "Бардо Тодол", что означает "Освобождение Слушанием на Посмертном Плане". Эта книга снова и снова подчеркивает, что раскрепощенному сознаниею достаточно лишь слушать и запоминать наставления о тех последовательных шагах, которые позволяют достичь освобождения.

"Тибетская книга мертвых" формально представляет собой описание опыта, которого следует ожидать в момент смерти и после нее, на протяжении промежуточной фазы, длящейся сорок девять (семь раз по семь) дней, а также в период перехода к новому воплощению в новом теле. Само описание — это всего лишь экзотерическая форма, которую тибетские буддисты использовали для того, чтобы сохранять в тайне свои мистические учения. Язык и символы ритуалов смерти древнего верования Бон, религиозной традиции, предшествовавшей тибетскому буддизму, были искусно сплавлены с понятиями буддизма. Эзотерический смысл толкования, содержащегося в этом руководстве, состоит в том, что на самом деле описывается смерть и возрождение эго, а не тела. Лама Говинда ясно указывает на это в своем комментарии к "Бардо Тодол": "Эта книга предназначена для живых в такой же мере, как и для умирающих". Эзотерический смысл этой книги зачастую скрыт под многослойной символикой. Сама книга написана не для обычного чтения. Предполагалось, что ее смогут понять только те, кто был лично посвящен гуру в мистические учения буддизма и прошел через опыт "умирания-смерти-возрождения". Эти учения на протяжении многих столетий держались в строгой тайне из опасения, что невежественное или неосторожное их применение может принести вред. Поэтому перевод эзотерических текстов такого рода обычно выполняют в два этапа: сначала переводят оригинальный текст на английский, а затем истолковывают его содержание для практического применения. Публикуя такое практическое толкование с целью использования текста в психоделических сессиях, мы в каком-то смысле нарушаем традицию секретности и тем самым идем вразрез с учениями лам-гуру.

Однако этот шаг мы считаем обоснованным, поскольку в ином случае руководство останется непонятным для тех, кто прежде не имел опыта расширенного сознания. Кроме того, есть основания считать, что ламы, расселяясь по всему миру, сами стремятся сделать свое учение доступным более широкому кругу людей.

Итак, следуя Тибетской модели, мы выделяем три фазы психоделического опыта. Первый период (Чигай Бардо) — это полная трансцендентция, состояние за пределами слов, пространства-времени, эго. Здесь не возникает никаких видений, нет мыслей, отсутствует ощущение собственного «я». Есть только чистое осознавание и экстатическая свобода от какой бы то ни было игры (или вовлеченности в биологические процессы).[3]Второй, довольно продолжительный, период (Чонид Бардо) предполагает появление «я» или внешней игровой реальности. Для него характерна отчетливая, обостренная ясность или преобладание галлюцинаций (кармических видений). Заключительный период (Сидпа Бардо) представляет собой возвращение к рутинной игровой реальности и к собственному «я». Для большинства людей вторая (эстетическая или галлюцинаторная) стадия является самой продолжительной. У тех, кто имел подобный опыт, первая стадия, стадия озарения, длится дольше. У людей неподготовленных, активно вовлеченных в игру и привязанных к своему собственному эго, а также у тех, кто принимает наркотический препарат в неблагоприятной обстановке, борьба за возвращение к реальности начинается раньше и обычно длится до самого конца сессии.

Слова, которые мы используем для описания психоделического опыта, статичны, в то время как сам опыт — это движение и постоянные изменения. Обычно сознание субъекта в режиме колебаний высокой частоты перескакивает с одного уровня на другой. Единственная цель настоящего руководства — дать человеку возможность достичь уровня трансценденции Первого Бардо и избежать застревания в ловушках галлюцинаторного состояния или игры, которую навязывает эго.

Чего можно ожидать и во что верить. Вы должны быть готовы принять это состояние безграничной пробужденности сознания, для описания которого у нас пока нет подходящих слов; эта пробужденность сознания может простираться за пределы области вашего эго, вашего ощущения себя, той личности, к которой вы привыкли, за пределы всего, что вы знали, за пределы вашего понимания пространства и времени, за пределы тех различий, которые обычно отделяют одного человека от другого, и за пределы всего окружающего вас мира.

Вы должны помнить, что на протяжении истории человечества миллионы людей уже совершали такое путешествие. Некоторые из них (те, кого мы называем мистиками, святыми или буддами) переживали такой опыт в течение продолжительного времени и обладали способностью передавать его близким людям. Вы также должны помнить, что этот опыт безопасен (в самом неблагоприятном случае к концу сессии вы останетесь тем же, кем были прежде) и что все ваши страхи являются на самом деле необязательными производными вашего собственного разума. Независимо от того, будет ли ваш опыт опытом рая или ада, помните, что это продукт вашего разума. Не цепляйтесь за первый и не уклоняйтесь от второго. Старайтесь не вносить игру эго в ваш опыт.

Попытайтесь поверить в потенциальные возможности вашего мозга и довериться происходящему уже миллиарды лет процессу жизни. Когда вы свободны от вашего эго, мозг не может ошибаться.

Старайтесь помнить о каком-то близком человеке, которому вы верите, или о ком-то, кто является для вас авторитетом, и чье имя может служить вам путеводителем и защитой.

Доверяйте вашему божественному началу, вашему мозгу и вашим товарищам по сессии.

Если что-то вызовет сомнения, отключите свое сознание, расслабьтесь и плывите по течению.

После чтения данного руководства подготовленный человек уже в самом начале своего опыта должен непосредственно войти в состояние не-иг-рового экстаза и глубокого постижения реальности. Однако, если вы подготовлены недостаточно хорошо, то есть если ваша игра вносит искажения, вы будете отброшены назад. Если это случится, то наставления из Части IV должны помочь вам вновь обрести и удерживать состояние освобождения.

Освобождение в данном контексте не обязательно означает Освобождение, присущее состояиию Нирваны (особенно в случае обычного человека). Оно главным образом относится к освобождению "потока жизни" от эго, что позволяет достичь состояния максимально возможной осознанности и в итоге приводит к последующему новому счастливому рождению. В то же время, по утверждению лама-гуру, для достаточно опытного и хорошо подготовленного человека [такой] эзотерический процесс Переноса Сознания[4]может происходить без какого-либо прерывания потока сознания, начиная с момента потери эго и до наступления сознательного нового рождения (восемь часов спустя). Если судить по осуществленному покойным Ламой Кази Дава-Самдуп переводу древней тибетской рукописи, содержащей практические наставления к достижению состояния свободы от эго, способность поддерживать опыт неигрового экстаза во всей его полноте доступна только тем, кто обучился ментальной концентрации, или сосредоточенности сознания, то есть таким людям, которые умеют достаточно профессионально управлять своими ментальными функциями и отсекать вносимые окружающим миром искажения.[5]

Данное руководство состоит из четырех частей. Первая представляет собой введение. Вторая часть — это поэтапное описание психоделического опыта, основанное непосредственно на "Тибетской книге мертвых". Третья часть содержит практические рекомендации к подготовке и проведению психоделических сессий. В четвертой части приводятся выдержки из наставлений, взятых из "Бардо Тодол", которые можно зачитывать путешественнику во время сессии, чтобы облегчить продвижение его сознания.

В оставшейся части введения мы сделаем краткий обзор трех комментариев к "Тибетской книге мертвых", которые опубликованы в издании Эванс-Вентца: комментарий, написанный самим Эванс-Вентцом, выдающимся переводчиком и издателем четырех трактатов по тибетскому мистицизму; комментарий К. Г. Юпга, швейцарского психоаналитика; и комментарий Ламы Говинды — посвященного, принадлежащего к одной из ведущих школ тибетского буддизма.

ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ

Часть 1

Часть 2

Введение

Если Изначальный Чистый Свет не распознан, то остается возможность удержать Вторичный Чистый Свет. Если и эта возможность утрачена, наступает Чопид Бардо, период кармических иллюзий, или интенсивных галлюцинаторных смешений игровой реальности. Очень важно помнить наставления — они могут оказаться очень полезными.

На протяжении этого периода поток сознания, идеально чистый и интенсивный, прерывается мимолетными попытками рационализации и интерпретации. Однако обычное игровое эго утрачивает способность функционировать эффективно, поэтому открываются безграничные возможности: с одной стороны, если плыть по течению, можно получить приятные ощущения, новые интеллектуальные и эмоциональные переживания; а с другой стороны, если пытаться привносить в переживания свою волю, можно оказаться в пугающих ловушках заблуждения и страха.

Целью этого раздела настоящего руководства является подготовка человека к ключевым моментам описываемой стадии. Появляющиеся чужеродные звуки, сверхъестественные образы, пугающие видения могут вызвать у неподготовленного путешественника страх и ужас.

Опытный человек сумеет сохранить осознание тоro, что все воспринимаемое приходит изнутри; он останется спокойным, контролируя свое расширенное сознание так, как если бы он находился у экрана воображаемого многомерного телевизора и мог регулировать самые острые и волнующие впечатления — зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные — физические и телесные; контролировать самые необычные реакции, с сочувстви ем постигая себя и окружающий мир. Ключом здесь служит неделание — пассивное единение со всем, что происходит вокруг вас. Если вы попытаетесь навязывать свою волю, использовать свое сознание, чтобы рационализировать происходящее, и начнете искать объяснения, то будете затянуты в водоворот галлюцинаций.

Ваш девиз: спокойное принятие всего таким, как оно есть. Перед вами вечно изменяющаяся панорама. Вы временно изъяты из мира игры. Наслаждайтесь этим.

Для неопытных и тех, кто не может обойтись без эго-контроля, такая пассивность может оказаться неприемлемой. Если вы не в состоянии оставаться в бездействии и обуздать свою волю, то единственное, что может унять панику и вытащить вас из галлюцинаторной игры ума, — это физический контакт с другим человеком. Подойдите к руководителю или к другому участнику и положите свою голову ему на колени или на грудь, приблизьте свое лицо к его лицу и сконцентрируйтесь на движении и звуке его дыхания. Дышите глубоко, почувствуйте поток выдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Это древнейшая форма живого общения — братство по дыханию. Рука наставника, касающаяся вашего лба, поможет вам расслабиться.

Однако контакт с другим участником может бить истолкован неправильно и способен спровоцировать сексуальные галлюцинации. Поэтому все, что касается этого поддерживающего контакта, следует оговорить заранее. Неподготовленные участники могут привнести в контакт собственные сексуальные страхи и фантазии. Отбросьте их; это производное кармических иллюзий.

Такая чуткость, мягкость, взаимоподдержива-ющая близость участников является естественным развитием второй фазы путешествия. Не старайтесь рационально объяснять эту близость. Люди и большинство передвигающихся живых существ всегда, на протяжении сотен тысяч лет, сбивались в кучу во время долгих, темных и тревожных ночей.

Вдыхайте и выдыхайте вместе с вашими товарищами. Мы все — одно! Вот о чем говорит вам ваше дыхание.

Толкование Второго Бардо

Основная проблема Второго Бардо состоит в том, что в сознании может появиться любой, самый невероятный образ — человека, божества, дьявола, героя, злодея, животного или вещи, — который способен вызвать к жизни человеческий мозг или который является воспоминанием из прошлой жизни: бесконечный круговорот образов, форм, звуков.

Коренное решение возникающей проблемы — повторяем это снова и снова — состоит в том, чтобы осознать, что все эти видения производит ваш собственный мозг. Они не существуют сами по себе. Ничто не существует вне вашего сознания.

Вы стоите на пороге постижения истины: ни один из феноменов состояния освобождения от эго не обладает никакой реальностью. Поэтому пусть они так и останутся иллюзиями, которые накопились в вашем сознании как отложения игрового (обусловленного сансарой) опыта или как то, что мы унаследовали от органической природы с ее историей, насчитывающей миллиарды лет. Признание этой истины дает освобождение.

Разумеется, невозможно классифицировать бесконечное множество перестановок и комбинаций визуальных элементов. Кора головного мозга содержит отпечатки миллиардов образов, восходящих к истории человека, человечества, всей органической жизни. Эти образы могут наполнять сознание со скоростью ста миллионов единиц в секунду (по Данным нейрофизиологов). Волнения на поверхности этого сияющего, исполненного гармонии моря образов — это результат деятельности мыслящего разума. На бескрайних водных просторах «Тихого» Океана качается крошечный открытый ротик и (в промежутках между тем, как наглотаться соленой воды) выкрикивает: "Упорядочить! Систематизировать! Объяснить все это!".

Никто не может предсказать ни то, какими будут видения, ни их последовательность. Можно лишь убедить участников закрыть рот, дышать носом и отключить неугомонный объясняющий разум. Однако это может получиться только у опытного, мистически одаренного человека (что позволит ему оставаться в безмятежном состоянии просветления). Неподготовленный путешественник будет сбит с толку или, хуже того, впадет в панику, пытаясь силой разума контролировать океан.

Для того, чтобы наставлять человека, помочь ему объяснить его видения, и была написана "Чонид Бардо" . Эта часть книги состоит из двух разделов: (1) Семь Мирных Божеств с их симметрично расположенными друг против друга ловушками эго; (2) Восемь Гневных Божеств, которые с радостью распознаются как продукты воображения или вселяют ужас и повергают в бегство.

Каждое из Семи Мирных Божеств (двуполых фигур Отца-Матери) сопровождается супругами, святой, младшими божествами, святыми, ангелами, героями. Такое же окружение имеют и Восемь Гневных Божеств. Кроме того, можно наблюдать свет, символические объекты — прекрасные или отвратительные, — можно чувствовать угрозу или ощущать себя "на пределе".

Если читать "Тибетскую книгу мертвых" дословно, то в первый день вы могли бы ожидать появления "Повелителя Всех Видимых Форм" (или его антипода, к которому привязываются в силу непонимания). Во второй день — появления "Невозмутимого Божества Счастья", а также его супруги, свиты, и так далее. Но, конечно, это руководство нельзя понимать экзотерически, то есть буквально; его надо рассматривать как эзотерическое, аллегорическое.

Читая эту книгу под таким углом зрения, мы увидим, что ламы перечисляли и называли те тысячи образов, которые могут возникать в постоянно меняющейся многоцветной мозаике на сетчатке человеческого глаза (в этой многослойности миллиардов палочек и колбочек, пронизанной, как в персидском ковре или в резных узорах майя, неисчислимыми многоцветными капиллярами). Новичок сможет легко ориентироваться в этом возникающем на сетчатке фантастическом калейдоскопе, если он предварительно ознакомился с руководством и повторяет его во время своего опыта.

Важно сказать новичку, что все эти образы возникают внутри него самого. Все божества и демоны, небеса и ад находятся внутри.

Тот, кто особо интересуется тибетским или тантрическим буддизмом, должен хорошо изучить текст "Чонид Бардо". Тогда он получит как бы цветные иллюстрации четырнадцати драм Бардо, которые необходимо расположить в нужной, заранее определенной, последовательности во время психоделической сессии. Это обеспечит незабываемую серию освобождений и позволит выйти из опыта «реинкарнировапным» в соответствии с ламаистской традицией.

Цель настоящего руководства состоит в том, чтобы сделать доступной идею "Тибетской книги мертвых" и перевести ее смысл на язык психоделического опыта. По этой причине мы не будем описывать детально всю последовательность перечисляемых ламами галлюцинаций, а вместо этого опишем те видения, которые наиболее часто повторяются у людей Запада.

Следуя тибетской "Бардо Тодол" , мы должны разделить видения Второго Бардо на семь типов:

1. Видение Источника, или Создателя.

2. Внутренний Поток Архетипических Процессов.

3. Огненный Поток Внутреннего Единства.

4. Колебательно-волновая Структура Внешних Форм.

5. Вибрирующие Волны Внешнего Единства.

6. "Цирк в Глазной Сетчатке".

7. "Магический Театр".[12]

Второе и третье видения предполагают закрытые глаза и отсутствие контактов с внешними раздражителями. Во втором видении внутренняя образность имеет преимущественно концептуальный характер. Опыт может колебаться от откровений и прозрений до замешательства и хаоса, однако первостепенным является познавательное, интеллектуальное значение. В третьем видении внутренняя образность, как правило, имеет эмоциональный характер. Опыт колеблется от любви и экстатического переживания единства до страха, недоверия и чувства изолированности.

Четвертое и пятое видения предполагают открытые глаза и поглощенность внимания внешними раздражителями: звуками, светом, прикосновениями и так далее. В четвертом видении внутренняя образность в основном имеет концептуальный характер, а в пятом видении преобладают эмоциональные факторы.

Определенная таким образом семиярусиая таблица имеет некоторую аналогию со схемой мандалы Мирных Божеств, перечисляемых во Втором Бардо "Тибетской книги мертвых".

Мирные видения

Видение 1: Источник [13]

(глаза закрыты, внешние раздражители игнорируются)

Белый Свет, или энергию Первого Бардо, можно интерпретировать как Бога Творца. Это Разбрасывающий Семена. Сила, делающая все формы видимыми. Семена всего сущего. Верховная Власть, Всемогущий, Солнце Солнц, Единственная Истина, Источник всей Органической Жизни, Божественная Мать, Женский Творческий Принцип, Мать Пространства Небес, Сияющая фигура Отца-Матери. На этой стадии путешественника могут посещать великие откровения, как духовные, так и философские, знаменующие высшее единство духовного опыта и интеллекта. Однако вследствие плохой кармы (обычно это монотеистические религиозные убеждения, авторитарные по своей природе) величественный свет источника мудрости может вызвать ужас и благоговейный трепет. Человек обратится в бегство и возлюбит тусклый белый свет, символизирующий непонимание.

Человек иудео-христианского воспитания ощутит громадную бездну между божеством (которое находится "там наверху") и самим собой ("здесь внизу"). Утверждения христианских мистиков о единстве с божественным сиянием всегда создавали проблемы теологам, которые преданы идее космологического разделения между субъектом и объектом. Поэтому большинство людей на Западе с трудом достигает единства с источником-светом. Если руководитель чувствует, что у путешественника возникают сомнения или противоречивые чувства по поводу источника творческой энергии, он может зачитать соответствующее наставление (стр. 183–191).

Гневные видения

Заключение по Второму Бардо

Даже если у человека большой опыт, всегда есть некоторая вероятность того, что во время психоделической сессии он будет захвачен какой-то иллюзией. Те, кто практикует медитацию, распознают истину в самом начале опыта. Важно предварительно прочитать это руководство. Определенная степень самопознания важна в момент умирания эго.

Для всех фаз Второго Бардо необходима медитация на разнообразные положительные и негативные архетипические формы. Поэтому читайте это руководство, храпите его в своем уме, помните о нем, читайте регулярно; добейтесь того, чтобы его слова и смысл были для вас предельно ясны; эти слова нельзя забывать даже в экстремальных ситуациях.

Это учение называют "Великим Освобождением Посредством Слушания", поскольку даже те, у кого есть на совести эгоистичные поступки, могут быть освобождены путем слушания этого текста. Он окажет воздействие, даже если прочитан только один раз и не до конца понят; он запомнится во время психоделической сессии, поскольку в это время ум становится восприимчивым.

Об этом учении надо рассказывать всем живущим; его следует читать у постели больных и умирающих; его надо распространять.

Тот, кто встретился с этим учением, может считать себя счастливым. В наше время не так-то легко с ним встретиться. Даже при чтении текста его трудно понять полностью. Однако освобождение будет достигнуто просто благодаря доверию к нему во время слушания.

Здесь заканчивается Второе Бардо, Период Галлюцинаций

Введение

Если во время Второго Бардо путешественник не сумел усвоить истину о том, что мирные и гневные видения являются проекциями его собственного ума, и был захвачен или напуган ими, то он окажется в Третьем Бардо. На этой стадии он борется за возвращение к обыденной реальности и к своему эго; тибетцы называют это Бардо "поиском нового рождения". Это период, когда сознание осуществляет переход от трансцендентной реальности к реальности обычного бодрствования. Если человек хочет спокойно и радостно перейти к новому воплощению и избежать принудительного или нежелательного рождения, то учение, изложенное в нашем руководстве, будет ему чрезвычайно полезным.

Первоначальной целью наставлений "Бардо Тодол" является «освобождение», то есть прерывание круга рождений и смертей. В эзотерической интерпретации цель состоит в том, чтобы удержаться на стадии совершенного просветления и не вернуться к социальной игровой реальности.

Только чрезвычайно развитые в духовном отношении люди способны достичь этой цели, используя Принцип Переноса Сознания в момент умирания эго. Для обычного человека, отправившего в психоделическое путешествие, возвращение в игровую реальность неизбежно. Такие люди могут и должны использовать данную часть руководства, чтобы:

(1) выбраться из ловушек Третьего Бардо;

(2) продлить сессию и достичь как можно более высокой ступени просветления;

(3) выбрать наилучшее новое рождение, то есть обрести мудрость и покой обновленной личности.

Хотя временная оценка может быть лишь приблизительной, тибетцы считают, что большинство обычных людей примерно 50 % всего времени психоделической сессии проводит в Третьем Бардо. Иногда, как указывалось во Введении, путешественник может проследовать прямо в период нового рождения, если он плохо подготовлен или испуган опытом освобождения от эго в первых двух Бардо.

Обретенная новая личность может существен/-но обогатить индивидуума, изменив его отношение к себе и к миру на довольно долгий период, длящийся недели и даже месяцы после сессии. Сессия, в которой доминировали негативные ощущения и страх, может обернуться большими достижениями и даст возможность многое понять в случае благоприятного нового рождения и повышения уровня сознания. И наоборот, счастливую сессию, сопровождающуюся откровениями, может обесценить неблагоприятное или сопровождающееся страхом новое рождение.

Ключевыми советами в отношении Третьего Бардо являются следующие: (1) ничего не делать, оставаться спокойным, пассивным и расслабленным, независимо от того, что происходит; и (2) распознавать, где вы находитесь. Если вы этого не сделаете, то страх увлечет вас, и вы будете обречены на преждевременное и неблагоприятное для вас новое рождение. Только путем распознавания вы можете поддерживать то состояние покоя, пассивной концентрации, которое необходимо для благоприятного нового рождения. Вот почему дается так много ориентиров для распознавания. Если вы пропустили один из них, то всегда можете успешно распознать другой — и так до конца сессии. Именно поэтому наставления надо внимательно читать и хорошо помнить.

В последующих разделах будут описаны некоторые характерные для Третьего Бардо переживания. В Части IV приведены наставления для каждого раздела. На этой стадии психоделической сессии путешественник обычно имеет возможность словесно выразить то, что он переживает, поэтому руководитель может зачитывать соответствующие разделы наставлений, хотя опытный наставник часто и без слов очень точно чувствует природу борьбы эго. Обычно путешественник не проходит через все состояния, а переживает только одно или несколько из них. Иногда возвращение к реальности может происходить совершенно новым и неожиданным образом. В этом случае необходимо уделить особое внимание наставлениям для Третьего Бардо (стр. 199 и д.).

Видения Нового Воплощения

В предыдущем разделе были описаны признаки перехода в фазу нового рождения — это означает, что путешественник пытается вновь обрести свое эго. В данном разделе описываются видения, представляющие возможные типы нового рождения.

Тибетское руководство утверждает, что путешественник в конечном итоге возвращается в один из шести миров игрового существования (сансары). Это означает, что обретение нового эго может происходить на одном из шести уровней, соответствующих шести типам личности. Два из них располагаются выше обычного уровня человеческой личности, а три — ниже. Самый высокий, уровень наибольшей просветленности, принадлежит дэвам, то есть тем, кого на Западе называют святыми, мудрецами или божественными учителями. Это наиболее просветленные люди из всех, кто когда-либо посещал землю, такие, как Гаутама Будда, Лао-цзы, Христос. Второй уровень принадлежит асурам, которых можно назвать титанами или героями, то есть людьми, обладающими необычной силой и проницательностью. Третий уровень составляет большинство нормальных человеческих существ, которые бьются в сетях игры и лишь в редких случаях достигают освобождения. Четвертый уровень соответствует примитивным животным инкарнациям. В этой категории мы встретим собаку и петуха, которые являются символами гиперсексуальности и ревности; свинью, символизирующую глупость и нечистоплотность; трудолюбивого и запасливого муравья; гусеницу и червя, означающих при-земленность и ничтожность; змею, коварную и стремительную; обезьяну с ее неистовой, первобытной силой; рычащего "степного волка"; вольно распевающую птицу. Можно было бы еще долго перечислять. Во всех культурах мира люди представлялись в образах животных. Это всем известно по детским воспоминаниям или сновидениям. Пятый уровень — это уровень невротиков (прет), разочарованных, безжизненных духов, тщетно пытающихся утолить свои желания. Шестой, низший уровень — это ад, или состояние психоза. Менее одного процента опытов с трансценденцией за пределы эго заканчивается святостью или психозом. Большинство людей возвращается на нормальный человеческий уровень.

Согласно "Тибетской книге мертвых" , каждый из шести игровых миров, или уровней существования, ассоциируется с особым видом зависимости, временную свободу от которой дает неигровой опыт: (1) существование в виде дэва, или святого, наиболее желательно, однако оно предполагает вечно повторяющийся круг наслаждений, экстаз свободной игры; (2) существование в виде асура, или титана, связано с непрекращающейся героической борьбой; (3) беспомощность и рабство характеризуют животное существование; (4) муки неудовлетворенных желаний характерны для существования прет, или несчастных духов; (5) жара и холод, наслаждение и боль — вот крайности существования в аду; (6) отличительными особенностями, отравляющими человеческое существование, являются инертность, самодовольное невежество, разного рода физические или психологические трудности.

Согласно "Бардо Тодол", уровень, на который попадает человек, предопределяется его кармой. На протяжении периода Третьего Бардо появляются предостерегающие знаки и видения, относящиеся к разным уровням, благодаря чему проясняется путь следования. Например, путешественник может почувствовать себя исполненным божественной силы (асуры) или растревоженным примитивными, животными импульсами; он может испытывать фрустрацию несчастного невротика или муки созданного им самим ада.

Возможность благоприятного нового рождения увеличивается, если позволить процессу протекать естественно, без усилий и борьбы. Не следует искать наслаждения или избегать каких-то видений, надо спокойно медитировать, зная, что все уровни присутствуют даже в состоянии Будды.

Можно распознавать и исследовать знаки по мере их появления и за очень короткое время многое узнать о себе. Не надо бороться против чего-либо или избегать видений, приходящих в этот период. Наставления, приведенные на стр. 204–205, составлены так, чтобы помочь путешественнику возвратиться в трансцендентное состояние Первого Бардо. Таким образом, если человек чувствует, что близок к тому, чтобы вернуться к эго или к той личности, которую он считает несоответствующей своему новому уровню знаний о себе, он может, следуя наставлениям, остановить этот процесс и достичь иного, лучшего воплощения.

Доминирующее влияние мысли

Благодаря такому противодействию, освобождение может быть достигнуто, даже если прежде это не удавалось. Но если, несмотря на противодействие, освобождение не наступило, то необходимы дальнейшие упорные и настойчивые попытки.

Если вы чувствуете привязанность к материальному благополучию, к прежней игре и привычным поступкам или раздражены тем, что другие все еще вовлечены в ту погоню, от которой хотели бы отказаться, это нарушит ваше психическое равновесие, и, вместо предназначенного вам возвращения на более высокий уровень, ваше повторное рождение произойдет на более низком уровне мира неудовлетворенных духов (невроз). С другой стороны, даже если вы чувствуете некоторую привязанность к мирской игре, от которой вы отказались, вы уже не сможете в нее играть, и она не принесет вам пользы. Поэтому откажитесь от своей слабости и привязанности к этой игре, полностью отбросьте ее прочь, вырвите ее из своего сердца. Не важно, кто сейчас является счастливым обладателем того, чем владели вы, или играет вашу роль, — не будьте скупым и завистливым, откажитесь от всего добровольно. Думайте о том, что идете на жертву ради своей внутренней свободы и ра

Наши рекомендации