Как сформулировать собственное мнение в эссе?
Следующий шаг заключается в определении своего отношения к выявленной при анализе высказывания проблеме. Личностное отношение к выбранной теме должно быть зафиксирована в тексте эссе в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично», либо подобные по значению и смыслу фразы). Необходимо четкое и внятное выражение собственного отношения к позиции автора высказывания — во многих случаях школьникам не удается передать свое отношение через контекст, систему обоснований и аргументов, что может привести к снижению экспертной оценки.
Наличие личностного оценочного суждения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами. При этом нужно помнить, что подобной формулировки не достаточно для получения 1 (одного) оценочного балла экзаменационной работы. В соответствии с критерием оценивания эссе К2, собственное мнение должно быть обосновано. Следовательно, фраза «Я согласен» должна обязательно иметь продолжение: «Я согласен с мнением автора, так как...», «Я не согласен с изложенной автором позицией, потому что...».
Целесообразно обращать внимание выпускников на то, что позиция, предполагающая согласие с точкой зрения автора, как правило, оказывается более выигрышной в экзаменационной работе, поскольку само авторское высказывание может содержать указание на возможные пути разрешения проблемы.
Иногда проблема, поднятая автором высказывания, оказывается сложной, что не даёт возможности выпускнику сформулировать однозначный ответ. В этом случае можно рекомендовать зафиксировать в тексте эссе собственную позицию в следующей формулировке: «С одной стороны я согласен с автором, с другой готов с ним поспорить». При этом следует помнить, что данное мнение потребует привести аргументы «за» и «против».
Следует иметь ввиду, что в отличие от сочинения по литературе, на баллах не отражается идеологическая позиция автора работы. Автор может высказывать позиции оптимистические и пессимистические, прогрессивные и регреcсивные, либеральные и консервативные, левые и правые. Главное - уметь аргументировать свою точку зрения. Однако, нельзя нарушать законы нашей страны -призывать к свержению существующего строя, проповедовать экстремистские взгляды. Имя автора остается неизвестным только до момента выставления оценки, после чего он может быть выявлен и даже наказан.
Каково значение правильного использования обществоведческой терминологии в эссе?
Избранная тема должна быть раскрыта с использованием понятийно-терминологического аппарата и теоретического содержания конкретной науки.
Использование терминов, понятий, определений в эссе свидетельствует о владении учащимся основами обществоведческих наук, говорит о теоретической подготовленности выпускника. Поэтому оперирование понятийным аппаратом должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
Эссе не должно перегружаться терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часто выпускники стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности.
Интересно отметить, что за грамматические ошибки, даже в обществоведческих терминах, оценка за эссе по обществознанию не снижается. Однако наличие большого числа таких ошибок ухудшает общее впечатление эксперта от эссе. Кроме того, не внимательное отношение к правильности написания слов, часто приводит к конфузам, когда неправильное написание слова искажает саму мысль автора. Например, в определении политического процесса выпускник вместо фразы «цепь политических событий» написал «цель политических событий», что привело к неправильному объяснению смысла цитаты и выставлению «О» баллов.
Как приводить аргументы?
Напоминаем, что аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
Теоретический уровень предполагает опору прежде всего на знания обществоведческого материала (понятий, признаков, факторов, направлений научной мысли, раскрытия противоречий, освещение гипотез и т.д.)
Эмпирический уровень предусматривает освещение проблемы в трех направлениях:
1) использование примеров из истории и литературы;
2) обращение к социальным реалия;
3) опора на личный опыт.