Здоровье человека как социальная ценность

Для медицины важна проблема природы здоровья и болезни как составные части жизни человека. К сожалению, в медицине преобладает биологическое понимание здоровья и болезни. Чаще всего болезнь - это расстройство, нарушение равновесия, приспособление организма, отклонение от нормы, неустойчивое состояние саморегуляции организма и т.д. Поэтому теоретики считают, что определение болезни1 и здоровья2 не могут быть даны с позиций только биологического фактора, надо иметь в виду социологический, психофизиологический и клинический аспекты. Здесь требуется также системный подход, т.е. надо иметь в виду диалектическое соотношение биологического и социального.

Полное проявление человека предполагает здоровье, запас жизненных сил, энергии. Здоровье дано человеку от природы, но ясно, что оно зависит от социальных условий и характера социальной системы. Здоровье важный показатель прогресса общества и социальная ценность. Оно высшая ценность, без которой не могут быть другие ценности. Здоровье это вспомогательная ценность, это ценность условие и средство. Оно относится к средствам поддержания и улучшения жизни и деятельности человека1. Из этих соображений здоровье требует все больше и больше расходов со стороны общества. Следовательно, здоровье имеет свои экономические, юридические, нравственные, воспитательные и др. аспекты.

Нужно отметить, что практически все эти аспекты недостаточно развиты, особенно экономический (не установлено ценность здоровья, не существуют средства её измерения и оценки). Современная медицина ориентирована на патологию (патоцентризм), оно больше знает болезни, чем здоровье. Здоровье характеризуется в зависимости от патологии (заболеваемость, смертность) или как отсутствие болезней. Медицина не может ответить на вопрос – что надо сделать здоровому человеку, чтобы он был здоровым? И еще меньше мы знаем о публичном здоровье.

Ученые медики приходят к выводу, что медицина должна быть переориентирована с изучения болезней, больного человека на изучение здоровья, здорового человека. Мы больше говорим о различных причинах болезней, а должны говорить о причинах здоровья и выделить её закономерности и механизмы. А это возможно только имея в виду социальные факторы. Здоровье отражает не только состояние биологической приспособляемости, но и социального адаптирования, условий и деятельности человека (включая и социальную деятельность).

Здоровье есть способность индивида обеспечивать полное выполнение своих социальных функций. Оно зависит от образа жизни и социальных условий. Последние играют определяющую роль в определении здоровья. Из этих соображений имеет смысл говорить не только о здоровье индивида, но и об общественном здоровье, которая является общим показателем населения выполнять свои социальные функции. Общественное здоровье отражает запасы здоровья, творческий, трудовой и социальный потенциал населения. Оно только частично может быть определена по медико-статистическим показателям (заболеваемость, смертность и т.д.).

Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.

Смерть и бессмертие

Проблема жизни и смерти – вечная проблема, она обсуждается с античности до наших дней2. Марксистская философия считала, что для нас все ясно в этой проблеме, что мы строим светлое будущее, руководствуемся великими идеалами и не могут быть никакие дискуссии в отношении смысла жизни и смерти. Эта проблема поднимается больше в религиозных концепциях. Жизнь и смерть понятия, стоящие в центре любой религии. Земная жизнь всегда считалась загадкой, тайной, а физическая смерть как переход в другую более высокую и совершенную жизнь. Но, хотим мы или нет, проблема смысла жизни, её ценности интересует всех людей, поскольку от неё зависит деятельность и поведение человека, отношения между людьми, человеком и обществом.

Жизнь человека, в конце концов, есть удовлетворение его потребностей, на основе которых развиваются различные акты социальной и личной жизнедеятельности, общения и труда. Любая деятельность, исходя из определенных потребностей и основываясь на них, зависит от тех или иных систем ценностей, которые человек производит или использует. Смысл жизни не существует как самостоятельный атрибут действительности, он есть проявление человеческой личности, состоит в осознании индивидом своего собственного бытия.

И. Кант считал, что смысл жизни состоит в добровольном подчинении индивида законам морали и это возвышает человека над его собственной природой. Осознание индивидом своего собственного бытия есть условие и духовная форма возвышения человека над его природой. Из этих соображений выражение смысла жизни приобретает форму мировоззрения. Фихте утверждает, что истинный смысл человеческой жизни состоит в реализации индивидом полного согласия с самим собой, в разуме, свободе, в деятельности. Смысл жизни есть адекватное развитие человека со своей собственной природой, формирование личности. Гегель считал, что смысл жизни в своей сущности и по содержанию есть что-то надындивидуальное, сверхличностное, объединяя жизнь индивида с этой надындивидуальной системой, подчиняя индивида этой системе.

В религиозных концепциях жизнь имеет какую-то ценность, если она имеет какой-то смысл. Смысл жизни каждого человека определен высшей силой, внешнее человеку, которая в конце концов есть Бог. Жизнь человека является средством подчинения и служению этому абсолюту, земная жизнь является только подготовкой к потусторонней жизни.

Философия призывает к разуму человека и считает, что он сам должен найти ответ на эти проблемы, используя для этого собственные духовные силы. Кроме нас самих никто не в силах придать нашей жизни подлинный смысл. Накапливая человеческий опыт, философия может помочь человеку в поисках смысла жизни. В решении этой проблемы высказывается и материалистическая философия, которая исходит из того, что каждая человеческая жизнь есть самоценность, цель в себе и дана человеку не случайно (как может показаться некоторым) и не без смысла. И это потому что человек, индивид, личность являются составными частями человеческого общества. Другими словами, в определении смысла жизни надо исходить из какой-то системы ценностей.

Смысл человеческой жизни имеет два аспекта: индивидуальный и общественный, жизнь «для себя» и жизнь «для других». Жизнь каждого индивида есть, с одной стороны, самопроявление человека, его способностей, потребностей, творческих возможностей, с другой стороны, эта реализация имеет место в объективном мире, прежде всего в определенной социальной среде, которая формирует некоторые требования к индивиду. Смысл жизни есть сознательная стратегическая цель человека, проблема на достаточно длительный период жизни или на всю жизнь. Смысл жизни предполагает соотношение личной жизни с более широкой сферой действительности и в первую очередь с жизнью своего народа, социальных групп, общества в целом, или соотношение личной жизни с жизнью некоторых знаменитых личностей. Смысл жизни в сознании и поведение личности выражается в форме долга и идеалов, которые не навязываются индивиду, а принимаются добровольно и проявляется как свобода воли.

Смысл жизни реализуется во множестве способов деятельности – в труде, в семейной жизни, в воспитании детей, занятием наукой, литературе и искусство, в общественной деятельности и т.д. Но труд и производство не самоцель, а необходимые предпосылки и объективная основа для создания условий, в которых индивид мог самовыражаться. Истинное понимание смысла жизни формируется тогда, когда человек может отличать истинные ценности от ложных, когда понимает бессмысленность индивидуализма, абсурдность жизни только для себя. Высший смысл жизни имеется тогда, когда человек развивает все свои способности и реализует их в деятельности для блага людей, общества. Именно этот смысл получает наибольшее признание общества и приносит индивиду самое большое душевное удовлетворение и личное счастье.

Но в индивидуальной жизни человек никогда не достигает цели жизни общества и в этом смысле он существо, которое вечно не реализует адекватно свои цели. Этот момент вечного неудовлетворения толкает индивида к творческой деятельности, к совершенствованию своих способностей. Именно в этом состоит судьба человека, смысл его жизни – всесторонне развить свои способности, принести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, её культуры. В этом состоит смысл отдельно взятой личности, который реализуется в обществе. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни вытекает из философской теории о социальной сущности человека. Попытки вывести смысл жизни из биологического фактора, обречены на провал, поскольку жизнь человека детерминирована множеством социальных факторов, которые являются и её регуляторами.

Понимание смысла жизни невозможна без проникновения в тайну смерти. Смерть есть конец жизни, есть её отрицание как высшей ценности. Вся сознательная жизнь человека проникнута противоречием между стремлением к бессмертию и его реальной смертностью, осознанной им. Это противоречие «разрешается» созданием концепций бессмертия человека и соответственно концепций о ценности жизни, которые являются двумя главными элементами в жизни человека.

Религиозные концепции обещают бессмертия души и следовательно вечную жизнь (в аду или рай) в потустороннем мире. Философы прошлого (М. Монтень, Б. Спиноза, И. Кант) подчеркивали, что идея бессмертия души – иллюзия, но она необходима для укрепления нравственности в обществе1. Человек как живой организм не вечен, он рождается, растет, старится и умирает, таковы биологические законы. Жизнь человека единственна, уникальна, неповторима, она не возобновляется и потому имеет исключительную ценность.

Смысл смерти и её преодоление зависят от того как мы понимаем смысл жизни. Исследование случаев самоубийства показало, что жизнь становится невыносимой только для тех индивидов, которые не видят никакого смысла в этой жизни. Если смысл жизни понимается в её социальном аспекте, тогда и смерть может быть преодолена. Татарский поэт Муса Джалиль говорил, что жизнь надо прожить так, чтобы и после смерти не умереть. В жизненной структуре человека можно выделить некоторые потребности, которые формируют стратегию деятельности и соответственно стремление к бессмертию:

человеку присуще индивидуальное стремление к бессмертию, которая выражается в самосохранение, стремление избежать смерти;

стремление человека к бессмертию как родового существа – стремление видеть продолжение себя, своей жизни в жизни потомства;

стремление к бессмертию как продолжение себя в практических делах, в духовных исканиях и т.д.;

социальная интенция бессмертия как стремление служить своему народу, другим людям.

Другими словами, бессмертие надо понимать не в индивидуальном, биологическом смысле, а в социальном. Все эти стремления к бессмертию ещё раз доказывают, что проблема смерти не что иное как проблема формирования истинных ценностей и обоснования смысла жизни. Правы представители экзистенциализма, которые считают, что только находясь лицом к лицу со смертью, мы можем понять и осмыслить истинные ценности и смысл жизни.

Литература

Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека. // Философские науки. 1991. № 1.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. // Вопросы философии. 1995. № 2.

Коган Л. Жизнь как бессмертие.// Вопросы философии. 1994. № 12.

Культура, человек и картина мира. М.,1987

Лакс Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии. 1992. № 10.

Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990. № 6.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Человек и мир: проблема антропоцентризма. // Философские науки. 1992. № 3.

Глава 19. Социальный прогресс и глобальные проблемы

Наши рекомендации