Практика и специфика медицинской деятельности
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию и усвоению окружающего мира. Это деятельность человека, основанная на познании, по преобразованию природной и социальной среды и приспособление их к своим интересам и нуждам. В широком смысле практика – это вся деятельность человечества. В гносеологии – практика имеет свое специфическое значение, противоположное духовному, теоретическому. Практика - материальная деятельность, это субстанциально-энергетическая взаимосвязь человека с окружающим миром, в отличие от познания как духовной деятельности, которая является информационным взаимодействием.
Практика является специфической деятельностью человека, это способ бытия человека. В процессе практической деятельности, направленной на изменение и усвоение окружающего мира, человек создает новую реальность, «вторую природу» – материальную и духовную культуру, которая является необходимым условием существования и функционирования общества. Культура производится и воспроизводится в процессе развития человечества и передается из поколения в поколение. Усваивая и совершенствуя материальные и духовные ценности, человек изменяет самого себя.
В системно-структурном плане практика складывается из следующих элементов: субъект практики, объект практики, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъекта, результат этой деятельности. Другими словами, практика состоит из субъект-объектных отношений (направленных на изменение объективной реальности), субъект-субъектных отношений (направленных на общение между людьми и совершенствование этих отношений) и совокупности норм и ценностей, регулирующих эту деятельность.
Существуют следующие формы практики: 1) общественно-производственная, которая предполагает создание средств производства и производство материальных благ; 2) социально-политическая деятельность по преобразованию социальных структур; 3) научно-экспериментаторская, которая предполагает модификацию некоторых фрагментов действительности для и более глубокого познания.
Некоторые философы понимают практику слишком широко и отождествляют её со всякой деятельностью. К примеру, многие считают, что существует педагогическая, медицинская практика, бытовая, хозяйственная практика, практика криминальных элементов. На уровне обыденного сознания так и говорят: педагог или врач имеет богатую практику. Но, наверно не нужно отождествлять практику (как материальную деятельность) с опытом и навыками, как результат этой деятельности.
Практика выполняет различные функции. Она есть главный источник познания. Все знания мы получаем из практической деятельности. Практика есть основа и движущая сила познания. Объективная реальность отражается в нашем сознании сквозь призму практических потребностей и в этом смысле практика, через субъект, детерминирует познание. Практика является и основным критерием истины, все наши знания мы можем проверить только в практической деятельности. И, наконец, практика есть цель познания. Познание не есть цель в себе, она предназначена расширить, углубить и облегчить деятельность по преобразованию действительности.
Любая человеческая деятельность, включая и медицинскую, имеет некоторые общие моменты. Это деятельность по преобразованию действительности (праксиологический аспект), она предполагает производство знаний (гносеологический аспект) и оценочного отношения субъекта к объекту (аксиологический аспект).
Медицинская деятельность возникает практически одновременно с возникновением общества. Она вытекает из объективной необходимости людей в сохранении и воспроизводства их телесного бытия. Деятельность общества по охране здоровья своих членов, борьба с болезнями как любая материальная, объективно-практическая деятельность была более эффективной, поскольку был развит её духовно-теоретический компонент. Другими словами, медицинская деятельность предполагает два главных компонента: объективно-практический и духовно-теоретический. В обыденном сознании часто возникает дискуссия относительно медицинской деятельности – является ли она ремеслом, искусством или наукой. Имея эти два компонента, медицинская деятельность (медицина) является и искусством и наукой.
В процессе развития медицины эти два компонента имели различное значение. Cначала, в первобытном обществе, медицина сyществовала как практическая деятельность, а духовно-практический компонент был незначительным. Эта объективно-практическая деятельность функционировала как народная медицина, поскольку ещё не было разделения труда. Народная медицина имела всеобщий характер, ею занимались практически все члены общества, была эмпирической деятельностью и проявлялась как помощь и взаимопомощь. В первобытном обществе медицина не было профессиональной деятельностью, таким она становится позже, когда происходит разделение физического и умственного труда, когда определенные члены общества специализируются в этой деятельности. С накоплением знаний и как результат обобщения практики, медицина становится наукой, где духовно-теоретический компонент играет решающую роль.
Народная медицина становится профессиональной деятельностью в результате определенных социокультурных процессов. Научная медицина была необходимой для обоснования и аргументации практической медицинской деятельности. На протяжении всей истории развитие медицины было детерминировано двумя группами факторов – внутринаучными и социальными.
Надо отметить, что социальные факторы играли определяющую роль. Необходимость охраны здоровья и борьба с болезнями как социальная потребность влияли непосредственно на деятельность медиков. Поэтому медицина, начиная с античности, находилась в тесной связи и сотрудничала с философией. И медицина и философия имеют один и от же предмет – человек со своими проблемами. В медицине, в отличие от других типов деятельности, на первый план выдвигается гуманизм. Для решения медицинских проблем необходимо преодолеть чисто медицинскую деятельность (как ремесло) и рассматривать человека с его болезнями и страданиями с более широких позиций – социальной. А для это необходимо определенная философско-методологическая подготовка.
Специфика медицинской деятельности состоит в том, что врач имеет дело с информацией о больном, которая «зашифрована» в различных симптомах и синдромах и её надо расшифровать и интерпретировать. Предмет медицины - здоровье и болезни человека - исключительно сложный феномен (сложнее, чем предмет современной физики). В нормальной и патологической деятельности проявляются и взаимодействуют все формы движения материи, в том числе и единство биологического и социального. Поэтому решение медико-биологических, санитарно-гигиенических и клинических проблем невозможно без философской методологии.
Медицинская деятельность имеет сложный противоречивый характер, в котором переплетаются объективный и субъективный фактор, сознательный и стихийный, необходимый и случайный. В процессе своей практики врач субъективно воспринимает объективное состояние больного. В субъективных ощущениях пациента отражаются объективные изменения организма, которые в определенных моментах не могут быть обнаружены при помощи аппаратов, а должны быть обнаружены и учтены врачом. В то же время, некоторые методы исследования больного организма являются в определенной мере субъективными, так как их результаты зависят во многом от опыта и квалификации врача, от его отношения к своей профессии.
Специфика медицинской деятельности состоит в научном и ценностном подходе при изучении человека. Важное отличительное свойство медицинских знаний – их ценностная ориентация. Человек и его здоровье высшая ценность и оно определяет характер субъект-объектных отношений в медицине.
По содержанию медицинская деятельность целостная структура с определенными элементами. Главный компонент медицинской деятельности –система профессиональных знаний, которые непосредственно определяют качество диагностики и лечения, реализацию профилактических мероприятий. Врач также должен иметь определенную мировоззренческую концепцию относительно своего предмета и своей деятельности.
Другим компонентом медицинской деятельности является социально-психологическая и ценностная ориентация врача, которая тождественно по содержанию с нравственной мотивацией (определенное отношение к своему профессиональному и социальному долгу).
Методы научного познания
Научное познание отличается от обыденного познания тем, что это специфически социальная деятельность, которая предполагает определенную организацию, средства, методы, программы и ориентацию на достижение соответствующих целей. Научное познание занимается констатацией, накоплением и обобщением научных фактов. Слово факт первоначально применялось к единичным, частным событиям. Б. Рассел так определяет это понятие: «Факт, в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю фактом. Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными. Под фактом я имею в виду нечто имеющееся налицо, независимо от того, признают его таковым или нет. Большинство фактов не зависят от нашего воления; поэтому они называются суровыми, упрямыми, неустранимыми»1.
Научный факт – это фрагмент объективной реальности, включенный в деятельность человека, т.е. во внимание и мышление субъекта, в систему знаний. Научный факт есть объективная реальность, обработанная при помощи научных методов, из которой исключается случайность и выделяется чистая необходимость. Факт не реальность сама по себе, а знания о ней, результат переработки в мышлении познавательного материала и выражение его в языке в форме различных суждений. Научный факт есть субъективный образ объективной реальности. Поэтому факты, как и другие знания могут быть истинными или ложными, точными или приблизительными, полными или неполными. Для них обязательно объективность, достоверность и изоморфность (соответствие объекту).
Р. Карнап считает, что в науке, как и в повседневной жизни, универсальный закон не всегда устанавливается явно. Поэтому объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов. Когда мы их проанализируем более внимательно, мы обнаружим, что они являются сокращенными, неполными утверждениями, молчаливо предполагающими некоторые законы, но эти законы настолько знакомы, что нет необходимости выражать их явно2.
Однако научное познание занимается не только констатацией фактов, но и выяснением причин и закономерностей предметов и явлений. Научное познание основывается на точной измеряемости, доказательности и проверяемости на практике, на способности прогнозировать последующее развитие. Это познание основывающееся на определенных гносеологических принципах и методах. Ещё Ф. Бэкон отмечал, что ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеет большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его1.
Научный метод - это способ исследования и изменения объективной реальности, это совокупность средств и приемов теоретического и практического усвоения действительности. Метод это определенный порядок формулирования знаний и использования их для получения новых знаний. Это не нечто случайное, а формулируется на основе закономерностей изучаемого объекта и поэтому метод есть теория в действии. Методы играют большую роль в науке, они дисциплинируют и направляют научное исследование. Поэтому методы иногда важнее, чем результаты познания. Методы должны отвечать следующим требованиям: быть продуктивными, экономными, ясными и целенаправленными, внушать доверие, исключать случайность и хаос.
По своему применению методы могут быть классифицированы: 1) методы конкретных наук (частнонаучные), которые используются в одной науке или отрасли науки; 2) общенаучные методы, которые применяются во многих науках; 3) универсальные, философские методы, которые основываются на всеобщих закономерностях действительности и применяются во всех науках. К общенаучным методам относится информационный, функциональный, кибернетический, системный, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. К философским методам относится диалектика, которая применяется не прямо, непосредственно, а через конкретно-научные методы.
По уровням познания различаем эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) и теоретические методы познания (абстрактизация, идеализация, конкретное и абстрактное, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному). Эмпирическое познание есть исходный этап познания, связано с живым созерцанием и индивидуальным опытом субъекта, отражает реальность на уровне явления и основывается на повседневной деятельности человека. Теоретическое познание имеет своим предметом сущность и внутренние закономерности явлений, использует специальные методы. Оба уровня познания находятся в диалектическом единстве.
Методология – это философская теория о принципах и методах познания и преобразования действительности, это наука о методах. Методология есть совокупность принципов и методов исследования, которые используются в одной или нескольких науках. Она занимается целым рядом проблем, которые могут быть сведены к трем главным: 1) Что собой представляет метод? 2) Каким должен быть метод? 3) Как должен использоваться метод?
В зависимости от уровня общности различаем следующие уровни методологии: 1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования; 2) общенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы), или же одна какая-либо наука, со своими принципами и методами, которая может быть методологией других наук (например, биология является методологией для физиологии и медицины, патологическая физиология – для медицинских дисциплин и т.д.); 3) универсальная, философская методология – принципы и законы диалектики, которые служат методологией для всех наук. Методология относится не только к познанию, но и к практической деятельности. Она необходима для развития творческих способностей специалиста, возможностей формулировать научные проблемы и определять стратегию научных исследований.