Тема 16. Новые методологии в науке как философское осмысление достигнутого уровня открытий-(2/-час.)
Новые методологии. Компьютеризация и информационная картина мира. Эволюционно-синергетическая парадигма - междисциплинарный дискурс. Развитые теории и концепции в динамике развития наук. Интегративный и синергетический подход.
Вопросы для семинара:
1.Почему возникают новые методологии в науке и зачем они необходимы?
2.Что представляет собой информационная картина мира и как она повлияла на изменение методологии научных исследований?
3.Что означает эволюционно-синергетическая парадигма?
4.Какие вам известны новые подходы, применяемые в научных исследованиях и новые методологии?
5.Какую роль играют в науке развитые теории и концепции? Что они означают?
6.Что представляет собой интегративный подход и как он связан с синергетикой?
Тема 17. Синергетика как развитие системного метода-(2/1час.)
Принцип всеобщей связи. Теория самоорганизации систем. Сложные открытые, неравновесные системы. Синергетика как закон, метод, теория. Идеи Г.Хакена. Связь синергетики и синергии, синергетики и синергизма. Междисциплинарность синергетики. Самоорганизация, когерентность, фрактальность, бифуркационность как признаки и элементы синергетики. Синергетика как методология нелинейного синтеза.
Вопросы для семинара:
1.Что означает принцип всеобщей связи?
2.В чем сущность теории самоорганизации систем?
3.Опишите сложные открытые, неравновесные системы.
4.Поясните в чем сущность синергетики как метода, закона и теории.
5. В чем смысл открытий Г.Хакена и какое соотношение их с синергетикой?
6.Назовите основные признаки и элементы синергетики.
7.Почему синергетика рассматривается как методология нелинейного синтеза?
8.Поясните что означает антропный принцип и принцип универсального эволюционизма?
Темы докладов, сообщений, эссе
по дисциплине «Философия и методология науки»
1. Взаимодействие, философии науки с другими областями культурного и интеллектуального творчества.
2. Как относятся познавательность, деятельность и наука.
3. Взаимовлияние философии и науки.
4. Дифференциация научного знания.
5. Генезис характера научной деятельности.
6. Предмет и содержание философии науки.
7. Функции философии науки.
8. Исторические типы и отношения формирования научного познания.
9. Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж. С.Милля (первый позитивизм)
10. Эмпириокритицизм (второй позитивизм).
11. Неопозитивизм (третий позитивизм).
12. Развитие философии науки во второй половине ХХ века.
13. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.
14. Специфика научного познания.
15. Социогенез и онтогенез научного познания.
16. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
17. Структура эмпирического исследования.
18. Структура теоретического исследования.
19. Основания науки и её роль в развитии цивилизации.
20. Философия науки как рефлексия над основаниями культуры.
21. Прогностические и другие функции философского научного знания.
22. Взаимодействие Научной картины мира и опыта.
23. Концепции и подходы к научной картине мира
24. Формирование частных теоретических схем и законов.
25. Логика построения развитых теорий в классической науке.
26. Особенности построения развитых теорий в современной науке.
27. Феномен научных революций.
28. Внутридисциплинарные революции.
29. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.
30. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
31. Проблемы постнеклассической науки.
32. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира, критерии научности.
33. Новые мировоззренческие ориентиры социо-культурного и цивилизационного развития.
34. Рациональность в современной культуре.
35. Наука и псевдонаука.
36. Роль и значение философии науки.
37. Философия науки как методология.
38. Наука и религия.
39. Наука и техника.
40. Философия и религия.
41. Представления о современном человеке, обществе.
42. Мораль, справедливость, право.
43. Религиозные ценности и свобода совести.
44. Особенности современного этапа интеграции науки и производства.
45. Становление и развитие сущности структуры и роли интеллектуальной собственности.
46. Социальные характеристики научной профессии.
Вопросы для собеседования
по дисциплине «Философия и методология науки»
1. Исторические типы и отношения формирования научного познания.
2. Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж. С.Милля (первый позитивизм)
3. Эмпириокритицизм (второй позитивизм).
4. Неопозитивизм (третий позитивизм).
5. Развитие философии науки во второй половине ХХ века.
6. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
7. Специфика научного познания. Наука и псевдонаука.
8. Роль и значение философии науки.
9. Философия науки как методология.
10. Наука и религия.
11. Наука и техника.