Костромской государственный технологический
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и философии
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КОСТРОМА, 2016
УДК 130.3+340.12
Философия права: учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / составитель С.В. Ковалева – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2016. – 28 с.
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, вопросы для самоподготовки, список литературы, перечень вопросов для подготовки к экзаменам и призвано оказать помощь в изучении философских аспектов права и правосознания.
Рецензенты:
доктор юридических наук Н.В. Ковалева
кандидат юридических наук О.В. Плюснина
Рекомендовано редакционно-издательским советом КГТУ
Костромской государственный технологический университет, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»…………………………….4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛНЫ …………………………………………5
МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА…………………………………...6
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ
ЗАНЯТИЙ ПО НИМ ДЛЯ МАГИСТРОВ
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………..8
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ
ЗАНЯТИЙ ПО НИМ ДЛЯ МАГИСТРОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ………………………………………..9
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………..10
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23
Основные электронные учебные издания, научная литература,
размещенные в электронно-библиотечной системе
(ЭБС «ИНФРА-М» - www.znanium.com) …………………………………23
Основная учебная и научная литература …………………………………24
Дополнительная учебная и научная литература …………………………24
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» …………………………26
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И ЭССЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» …………………………27
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
Распределение часов дисциплины по семестрам (очная ф/о) | ||||||||||||||||||
Вид занятий | № семестров, число учебных недель в семестрах | |||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||
РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | |
Лекции | ||||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||||
КСР | ||||||||||||||||||
Ауд. занятия | ||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||
Сам. работа | ||||||||||||||||||
Итого |
Распределение часов дисциплины по семестрам (заочная ф/о)
Вид занятий | № семестров, число учебных недель в семестрах | ||||||||||||||||||
20 | 15 | 18 | 18 | 18 | 17 | 16 | 12 | Итого | |||||||||||
РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | ||
Лекции | |||||||||||||||||||
Лабораторные | |||||||||||||||||||
Практические | |||||||||||||||||||
КСР | |||||||||||||||||||
Ауд. занятия | |||||||||||||||||||
Сам. работа | |||||||||||||||||||
Экзамен | Э | Э | Э | Э | |||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||||
Целями курса являются:
1. овладение обучающимся философско-правовыми идеями и концепциями, которые играют основополагающую роль в системе знаний современного высококвалифицированного юриста;
2. получение комплексных знаний об основных понятиях и институтах философии права, ознакомление с содержанием основных идейных систем и направлений; развитие категориально-понятного аппарата философии права; формирование способности к рефлексии, к анализу социальных, нравственных и правовых последствий своей деятельности;
3. формирование способности творческого применения философско-правовых знаний в профессиональной деятельности, культурно-философского, системного восприятия науки, ознакомление с нравственными, моральными, правовыми аспектами философии права, развитие навыков к самостоятельной исследовательской деятельности и ее организации.
Задачами курса являются:
1. усвоение понятий курса, основных положений дисциплины, определение сущности, качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;
2. анализ системообразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни), раскрытие универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей бытия права;
3. объяснение методов познания правовых ценностей и обучение философско-мировоззренческим аспектам познания права, анализ наиболее распространенных типов философско-правовых ошибок.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛНЫ
1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины
Индекс | Формулировка компетенции |
(ОК-1) | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания |
(ОК-3) | Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный потенциал |
2. Студент должен знать:
· основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории (ОК-3);
· понимать смысл гуманистической направленности права (ОК-1);
· принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры (ОК-3).
3. Студент должен уметь:
· дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои взгляды (ОК-3);
· отстаивать свою философско-правовую позицию, обоснованно выдвигать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах (ОК-1).
4. Студент должен владеть:
· навыками философско-правового анализа (ОК-3);
· приемами методологии правовой науки (ОК-1).
МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Тема 7. Правовая аксиология
Право, как общее благо. Категория «благо» в истории философско-правовой мысли. Общее благо как высшая ценность, его основные характеристики. Условия существования общего блага и его конкретные проявления.
Право, как ценность. Ценности права как элементы общего блага. Аксиологическое содержание «свободы», «равенства», «справедливости», «ответственности», «вины» и других понятий философии права. Ценность права и ценности права в современном обществе.
Право, как свобода и ответственность. Гуманизм права. Свобода как важнейшее определение человека, экзистенциал личности. Свобода как способность социального субъекта реализовать себя.
Право, как равенство и справедливость. Справедливость: природа и сущность. Проблема справедливости в истории философско-правовой мысли.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Содержание и назначение философско-правовых идей, их историческое возникновение.
Понятие философии права. Предмет философии права. Структура философии права. Типология философских концепций права./Лекция, самостоятельная работа /
Философия права в системе философии и юриспруденции. Два основных подхода к пониманию междисциплинарного статуса философии права. Правовая реальность как объект философии права / Семинарское занятие, самостоятельная работа /
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Содержание и назначение философско-правовых идей, их историческое возникновение.
Понятие философии права. Предмет философии права. Структура философии права. Типология философских концепций права. /Самостоятельная работа //Установочная лекция/
Философия права в системе философии и юриспруденции. Два основных подхода к пониманию междисциплинарного статуса философии права. Правовая реальность как объект философии права / Семинарское занятие, самостоятельная работа /
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Семинарское занятие по теме
«Предмет, объект изучения философии права.
Темы докладов
1. Актуальные философско-правовые проблемы современности.
2. Место философии права в системе социальных наук.
3. Мировоззренческое и теоретико-познавательное значение философии права для юридических наук.
4. Основные типы правопонимания: их достоинства и недостатки. Правовой позитивизм, объективизм, субъективизм, интерсубъективизм.
5. Правовой позитивизм: основные формы, достоинства и недостатки.
6. Классические теории естественного права: происхождение и развитие.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Чем отличается предмет философско-правового исследования от объекта?
2. Приведите примеры предметов и объектов изучения философии права в различных концепциях.
3. В чем заключается смысл концепции естественного права?
4. В чем заключается смысл концепции позитивного права?
5. В чем заключается смысл либертарной концепции права?
6. Выберете из ниже представленных поговорок и пословиц те, которые характеризуют образное представление о смысле концепции естественного права, и те, которые характеризуют образное представление о смысле концепции позитивного права: «Хотя и гол, да не вор: хотя наг, да прав»; «Бывает и виноватый прав»; «Нет мяса без костей, Вершин, без горных склонов, Нет пира без гостей, Державы — без законов»; «Закон задним числом не пишется»
Семинарское занятие
Темы докладов
1. Философско-правовые взгляды Анаксимандра, Анаксимена.
2. Философско-правовые взгляды Зенона Элейского.
3. Философско-правовые взгляды Демокрита Абдерского.
4. Отличие представлений о праве в учениях Платона и Аристотеля.
5. Отличие представлений о праве в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
6. Концепция общественного договора: смысл, способы реализации в различных учениях эпохи Возрождения.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. В чем заключается общее и особенное в философско-правовых взглядах первых философов досократиков?
2. Из чего исходит метафизическая традиция определения сущности права, обоснованная в учении Платона?
3. Как доказывал Аристотель, что государство есть произведение природы, а человек от природы — существо государственное?
4. Что считалось единственным источником нравственного, мерой и нормой всего справедливого в эпоху Средневековья?
5. В чем заключается смысл принципа разделения властей Ш.Л. Монтескье?
6. Общее и особенное в учениях об общественном договоре у Т. Гоббса, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо.
Семинарское занятие
Темы докладов
1. Правовой позитивизм: основные формы, достоинства и недостатки.
2. Классические теории естественного права: происхождение и развитие.
3. М. Вебер, Л.И. Петражицкий, Г. Кельзен в истории юридической науки
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Естественно-правовая концепция Канта.
2. Объективно-правовая концепция Гегеля.
3. Основные философско-правовые идеи позитивизма.
4. Общее и особенное в философско-правовых концепциях И. Канта и Г. Гегеля.
5. Раскройте смысл высказывания М. Пруста: «Тот, кто придает большое значение фактам, не видит законов. Тот, кто видит факты, не видит законов».
Семинарское занятие
Темы докладов
1. Представления о праве в учении П.И. Новгородцева.
2. Право в структуре Всеединства философии В.С. Соловьева.
3. Экзистенциальный смысл права в философии Н.А. Бердяева.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. В чем проявилось влияние политики Просвещенного абсолютизма на развитие отечественной правовой науки?
2. Сравнить особенности взглядов западников, славянофилов, представителей радикального течения на развитие Российского государства.
3. Кто автор и в чем суть интегративной теории права?
4. Кто в России является основоположником философии права?
5. Кто автор и в чем суть психологической теории права?
Семинарское занятие
Семинарское занятие
Семинарское занятие
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
1. Объект и предмет философии права.
2. Основные философские концепции права.
3. Место философии права в системе философии и юридических наук.
4. Взгляды на проблемы права у Платона, Аристотеля.
5. Сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
6. Концепции закона Н. Макиавелли и М. Монтеня.
7. Естественно-правовая концепция Канта.
8. Объективно-правовая концепция Гегеля.
9. Основные философско-правовые идеи позитивизма.
10. Основные положения философско-правового либерализма Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева.
11. Особенности правовой реальности.
12. Содержание и структура правового сознания.
13. Естественно-правовой подход к пониманию права.
14. Позитивный подход к пониманию права.
15. Сущность правовой культуры и ее структура.
16. Онтологическое и аксиологическое содержание понятия «равенство».
17. Деонтологическая реальность права: необходимые и достаточные условия.
18. Формы регуляции общественных отношений: нравственность и мораль
19. Формы регуляции общественных отношений: право и закон
20. Смысл философско-правовой праксиологии.
21. Смысл философско-правовой гносеологии.
22. Право, как свобода и ответственность.
23. Правовая деятельность и управление.
24. Соотношение права и закона в концепциях юридического позитивизма, в либертаризме, в концепциях социологического подхода.
25. Правовое сознание: сущность, структура и функции.
26. Правовые отношения и правовое сознание как формы правовой реальности.
27. Уровни и элементы правосознания.
28. Природа человека и право. Сущность человека как правового существа.
29. Сущность и основные направления процесса правовой социализации. Механизмы правовой интериоризации и экстериоризации.
30. Правовая личность как предпосылка и базис правового государства.
31. Проблемы формирования правовой личности в обществе.
32. Современные концепции справедливости
33. Справедливость и проблемы легитимации.
34. Проблемы правового равенства.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И ЭССЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
1. Актуальные философско-правовые проблемы современности.
2. Место философии права в системе социальных наук.
3. Мировоззренческое и теоретико-познавательное значение философии права для юридических наук.
4. Основные типы правопонимания: их достоинства и недостатки. Правовой позитивизм, объективизм, субъективизм, интерсубъективизм.
5. Правовой позитивизм: основные формы, достоинства и недостатки.
6. Классические теории естественного права: происхождение и развитие.
7. Правовая реальность как система функционирования права.
8. Право и мораль. (Философия права: общие положения. Правопонимание)
9. Особенности формирования правовой реальности.
10. Хаос, порядок и правопорядок.
11. Соотношение права и закона в концепциях юридического позитивизма, в либертаризме, вконцепциях социологического подхода.
12. Правовое сознание: сущность, структура и функции.
13. Правовые отношения и правовое сознание как формы правовой реальности.
14. Уровни и элементы правосознания.
15. Природа человека и право. Сущность человека как правового существа.
16. Сущность и основные направления процесса правовой социализации. Механизмы правовойинтериоризации и экстериоризации.
17. Правовая личность как предпосылка и базис правового государства.
18. Проблемы формирования правовой личности в обществе.
19. Проблема человека как правового существа в истории философско-правовой мысли.
20. Обоснование долга повиноваться закону.
21. Проблема гражданского неповиновения.
22. Философские основания наказания. Проблема преступления и наказания в праве. Цели наказания. Смертная казнь как наказание.
23. Ценность права и ценности права в современном обществе.
24. Право, как ценность и элемент общего блага.
25. Свобода как правовая ценность. Пределы права.
26. Коммуникативная концепция правовой свободы
27. Современные концепции справедливости
28. Справедливость и проблемы легитимации.
29. Проблемы правового равенства.
30. Власть и право. Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права.
31. Идея гражданского общества в истории социально-философской мысли.
32. Гражданское общество и правовое государство.
33. Проблемы формирования правового государства.
34. Властное насилие и государственное принуждение.
35. Типы насилия и принуждения в правовой сфере (юридический морализм, юридический патернализм, «принцип непричинения вреда» Дж.Милля).
36. Проблема демократии в современных государствах / кризис современной демократии.
37. Концепция устойчивого развития и право.
38. Право, как средство решения глобальных проблем
39. Современное право и герменевтика.
40. Методологические возможности герменевтики в толковании законов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и философии
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРОВ,